Казахстанские турагенты будут спасать туристов сообща
В среду, 30 июля, о своем объединении в ассоциацию заявили туристические агентства и малые туроператоры РК
На пресс-конференции, прошедшей в среду в Алматы, представители туристского бизнеса Казахстана сообщили о двух появившихся туристских структурах. Во-первых, в прошлом году они организовали потребительский кооператив субъектов индустрии туризма «Байтак». Во-вторых, сегодня, 30 июля, они подают в органы юстиции документы для регистрации Ассоциации турагентов Казахстана (АТАК). В АТАК войдут турагенты (они не имеют права создавать турпакеты, лишь покупают их у туроператоров и перепродают физическим лицам) и малые туроператоры (создают турпакеты, продают их юридическим и физическим лицам).
В чем разница между этими объединениями, чем они будут заниматься, какая польза от них будет туристам и государству редакция Forbes.kz попросила рассказать Асель Нуркебаеву, директора ТОО «Tourmagazine».
– Наша главная цель – объединить ранок, участники которого сейчас разрознены. Ассоциация туристических операторов, куда вошли крупные игроки, уже существует. Мы решили создать Ассоциацию турагентов и малых туроператоров, чтобы наш голос был услышан. Кроме того, Национальная палата предпринимателей (НПП) принимает в своих ряды только ассоциации. Как кооператив мы туда войти не можем, - объяснила необходимость двух объединений Нуркебаева.
Асель рассказала, что от ПК «Байтак», куда входит и Tourmagazine, туристические фирмы отказываться не собираются.
– Потребительский кооператив – это единственная форма собственности, которая позволяет всем ее участникам быть равноправными. Кроме того, «Байтак» – единственная на данный момент структура, которая может оказывать поддержку туристам и турагентам во время экстренных ситуаций. Например, развалился туроператор, самолет не прилетел, гостиницы не проплачены. Мы подключаем наш резервный фонд (каждый член кооператива вносит туда $1000) и берем расходы по перевозке и проживанию туристов на себя, – перечислила причины необходимости существования «Байтака» директор турфирмы. – Затем эти деньги мы будем требовать со страховых компаний, где обслуживалась виновная сторона.
Для турагентов такая взаимная поддержка – способ не разориться, ведь каждый день задержки туриста за границей требуют от них больших расходов, а выплат от страховых компаний, как показал опыт Нуркебаевой, можно ждать очень долго.
– Я в прошлом году 3 месяца ждала ответа, выплатят или нет мне деньги по страховому случаю, – вспоминает Асель. – Если одному турагенту страховая компания может отказать в выплате, сказать, что это не страховой случай, то с 500 компаниями будут разговаривать по-другому (сейчас в ПК «Байтак» 12 участников; создатели кооператива хотят довести это число до 500-600. – F).
По словам г-жи Нуркебаевой, если бы участники рынка и государство еще в прошлом году восприняли идеи «Байтака», то нынешней ситуации с «Гульнар Тур» можно было бы избежать.
– Мы очень выгодны Комитету индустрии туризма МИНТ РК, – уверена глава турфирмы, – потому что наши объединения будут сами решать возникшие проблемы, этим не будут заниматься чиновники. А к государству мы будем обращаться тогда, когда нужно решать вопросы на дипломатическом, межгосударственном уровне.
По мнению спикера, объединенные участники рынка смогут успешно осуществлять другие проекты - например, развивать внутренний туризм. Сама Асель Нуркебаева ездила к чиновникам различных уровней, предлагала разные проекты, но ее никто не услышал.
– Когда нас будет много, когда мы не будем разрозненными - тогда к нам прислушаются, – надеется директор ТОО «Tourmagazine».