Четыре ниши на троих

38691

Владельцы компании «Техостан» решили создавать собственные интернет-стартапы и войти в топ-5 ресурсов по миру в своих нишах

Фото: Андрей Лунин
Основатели «ТЕхостана» Руслан Стамбеков и Павел Пронин

Трое казахстанских предпринимателей собираются изменить представление о казахстанском интернет-продукте – и создать уникальные сервисы, которые можно «экспортировать» на более масштабные рынки.

Венчурный инвестор Руслан Шаекин, Руслан Стамбеков и Павел Пронин из компании «Техостан» (www.techostan.com) уже запускали успешные проекты в ИТ-индустрии. Главным образом это были платежные системы для «Казахтелекома», Paylink, MPay и другие. Но в прошлом году они решили сами создавать интернет-стартапы, выделив для этого отдельную компанию Orient Social Networks (www. OrientSN.com). Интересно здесь то, что они изначально ставят себе цель выйти на крупные зарубежные рынки. «Мы хотим, чтобы наш бренд знали по всему миру», – говорит Руслан Стамбеков, генеральный директор «Техостана». «При этом, – дополняет Павел Пронин, управляющий партнер компании, – в каждой из ниш, в которой представлен наш проект, мы планируем входить в топ-5 ресурсов по всему миру».

Приоритетными рынками на первом этапе являются Россия и страны Юго-Восточной Азии. «Нельзя сказать, что какая-то из выбранных нами стран развита больше или меньше. Просто на казахстанском рынке очень сложно достичь эффекта лавины, поскольку в стране с 16,7 млн населения проникновение Интернета составляет 53,4 % (более 8 млн человек). Рынок России и Индонезии суммарно составляет 400 млн населения, а количество пользователей более 114 млн», – объясняет Пронин.

На сегодняшний день они определили для себя четыре ниши, в которых запустили и запускают проекты. Поначалу идей было больше. «Было всего 10 идей, из которых концептуально проработали восемь и оставили шесть. Две идеи оказались схожими, мы их сложили, и осталось четыре, которые запустили, и на данный момент они работают», – говорит управляющий партнер «Техостана».

Требования к проектам были простые: это должен быть уникальный продукт или услуга, они должны иметь реальную потребительскую ценность для пользователей, понятны рядовому пользователю, а капитало­вложения – разумными и прогнозируемыми.

Венчурный инвестор Руслан Шаекин
Венчурный инвестор Руслан Шаекин

Все проекты строятся по единой схеме. Для каждой команды, которая разрабатывает, поддерживает и постоянно дорабатывает один из четырех проектов, действуют одинаковые системы управления. Они поз­воляют подключать проект к отстроенному процессу, состоящему из стандартов, регламентов, инструкций, еженедельных ретроспектив, обучения и т.д. «Процесс очень живой, постоянно улучшается. И благодаря тому что он отлажен, на выходе мы получаем гарантированный результат», – отмечает Павел Пронин.

Первый проект нацелен на любителей фотографии и тех, кто ищет качественное фото, Phunters.com – сообщество фотоохотников. Проект также запущен. Его ежедневная аудитория 1500 человек. В выходные дни и когда нет промоушена – около 900 человек в день. «Это обратный аукцион в области фотографии, где мы идем прежде всего от задания. На этом сайте заказчики и исполнители могут найти друг друга, а общество может посмотреть на интересные фотографии, которые разбиты по темам. Именно на данном портале вы можете увидеть уникальные авторские работы как наших, так и зарубежных фотографов», – говорят создатели сайта.

Как отметили разработчики, в Сети очень много фотосайтов, а сайтов фотоохотников – два-три, и те находятся в зачаточном состоянии и имеют совершенно иной подход. Здесь главным выступает сам пользователь, который формирует задание – какая фотография ему нужна, а другие пользователи стараются выполнить это пожелание. В случае если пользователю понравилась фотография, он может получить ее в результате аукциона между заказчиком фотографии и ее исполнителем. Таким образом, исполнитель может продать свою фотографию.

На сайте также есть возможность голосования, в результате которого каждый фотоохотник имеет свой рейтинг, проводятся конкурсы, награждение наиболее активных пользователей и т.д. Монетизация происходит за счет микростоков. «Мы уже разработали биллинговую систему, подключили web-money. На сайте фотоохотники размещают фото, указывают его стоимость. Мы от стоимости забираем 1–3 %», – отмечает Руслан Стамбеков.

Второй проект – это голосовой портал Albavox.com. Он был запущен в Казахстане в начале этого года, и уже сегодня можно говорить о его первых результатах. В среднем сайт просматривают 2500 пользователей в день, на портале уже более 5000 записей. С момента запуска было проведено несколько успешных конкурсов, победители которых уже получили призы.

Суть проекта заключается в том, что пользователь создает свой голосовой блог и ведет свой голосовой дневник в онлайне. Ограничение одного сообщения составляет полторы-две минуты. Особенностью проекта является уникальный рекордер собственной разработки, который позволяет, не имея специальных программ, работать со звуком в Интернете, а именно изменять голос, для того чтобы соблюсти некую анонимность, крепить картинки к голосу и т.д.

Проект должен иметь реальную ценность, быть понятен рядовому пользователю и обладать разумным и пргнозируемым бюджетом

На сайте также можно пересылать друг другу голосовые сообщения, выбирать пользователей, которых желаете слушать, и добавлять их в свои звуковые подписки, выкладывать собственные музыкальные композиции, оставлять голосовые сообщения под паролем, пользоваться услугой автоответчика.

Проект сейчас развивается, в ближайшей перспективе будут подключены услуги для доступа через сотовые сети. В частности, будут запущены голосовые приколы, поздравления с возможностью мгновенной отправки головой записи на телефон абонента, будильник и знакомства. Уже началась разработка мобильных приложений для смартфонов, чтобы можно было легко получить доступ к своему голосовому блогу и уникальной услуге – автоответчику в роуминге, которая станет очень интересна для тех, кто путешествует и хочет сэкономить на сотовой связи.

Модель монетизиции проекта – предоставление платных услуг автоответчика в роуминге, будильника, голосовых поздравлений, открыток и приколов, голосовых заметок, секретаря и т.д.

«Это первый проект такого рода на территории СНГ – мы анализировали поисковые запросы в системе «Яндекс» и выяснили, что аналогов нет. В мире есть несколько «схожих» проектов (blaving.com и bubblemotion.com), но таких цельных проектов, как Albavox.kz, нет, – пояснил Павел Пронин. – Мы пошли дальше «схожих» проектов. В наших планах стать полноценным голосовым порталом».

Среди схожих проектов обращает на себя внимание Bubble Motion, голосовой онлайн-автоответчик со штаб-квартирой в Сингапуре, который получил венчурное финансирование, в частности, от известного фонда Sequoia Capital и активно развивается именно на рынках Юго-Восточной Азии. Так что схватки с сильным конкурентом не избежать. Свою уникальность в «Техостане» видят в том, что их решение является не просто автоответчиком, а комплексным предложением, где есть и голосовой блог, и приколы, и голосовая почта и др.

Интересен третий проект – fanofall.com. Его позиционируют как первую социальную сеть, нацеленную на фанатов. По замыслу разработчиков здесь можно будет найти единомышленников, которым нравится то же, что и вам, посмотреть ссылки, относящиеся к тому, что вам нравится. Вы сможете создавать встречи, обсуждать интересные темы на форуме и многое другое. Этот сайт нацелен на тех, кто хочет найти людей со схожими интересами.

Кроме того, сайт как нишевый и локальный проект станет площадкой для общения с местными звездами. «В дальнейшем мы планируем запустить площадку, на которой местные звезды будут создавать свои странички, размещать треки, общаться с людьми, продавать свою брендированную продукцию напрямую. Поскольку сегодня можно по пальцам перечесть казахстанских звезд, у которых есть свои странички в Интернете», – рассказывает Павел Пронин.

Основная же модель монетизации – комиссия от продажи фанатских вещей. В частности, они намерены привлекать магазины, которые будут продавать через Сеть брендированную продукцию для фанатов. Пока проект находится на этапе бета-тестирования и будет запущен в апреле 2012 года.

И последний проект Uhiwi.com – социальная сеть нового поколения, как называют ее создатели. «Мы решили создать социальную сеть, время пребывания в которой будет полезно как для вас, так и для вашей компании. В данной социальной сети можно создавать магазины и заниматься электронной торговлей, – поясняет Пронин. – У нас можно зарегистрировать уникальное имя, например ivanov.uhiwi.kz. Таким образом, вы бесплатно создаете свой собственный сайт, к которому можно подключить модуль электронной коммерции».

Создатели видят ее как локальную социальную сеть, доступную на казахском языке. В ней, к примеру, реализовано такое понятие, как «племена», то есть в казахстанской версии соцсети вы сможете выбрать род и жуз, к которому принадлежите. Также вы сможете настраивать свою ленту и считывать активность из вашего аккаунта на Facebook в интерфейсе сайта Uhiwi.com.

Запускать социальную сеть разработчики будут в офлайне через коммерческую часть, а именно через подключение мелких магазинчиков. Соцсеть позволит им бесплатно получить сайт с возможностью электронной торговли, а зарабатывать будут через процент от оборота.

Если посмотреть на успешные примеры e-commerce в мире, то можно увидеть много примеров, когда любой офлайновый магазинчик может бесплатно создать свою страницу на онлайн-агрегаторе и платить лишь комиссию за реальные заказы, поэтому уникальным здесь быть довольно сложно.

«Основное отличие Uhiwi в том, что это локальная для любой страны социальная сеть. Мы создали возможность весело проводить время в социальной сети. То есть прежде всего это социальная сеть, а не онлайн-магазин. Помимо того что вы хорошо проводите время, вы можете создать свой магазин и начать продажу товара. При этом вы сможете напрямую продавать на сайте, в офлайне, предлагать скидки», – говорит Пронин.

Насколько удастся сделать новую социальную сеть в свете Facebook, пока неясно. Более того, в рамках e-commerce уверенно расширяет свою долю f-commerce. Однако примеры того, что социальную сеть можно успешно развивать, даже несмотря на Facebook, есть. Хотя бы тот же Tumblr.

Инвестиции, вложенные в разработку проектов в прошлом году, по словам Руслана Шаекина, составили пока только $150 тыс., но уже в этом году планируется инвестировать $500 тыс., а на охват новых рынков будет потрачено более $900 тыс. Прогнозы по обороту стартапов Руслан Шаекин называть не стал. «У нас есть промежуточный план, которого мы хотим достичь. Исходя из данных, которые будем иметь на конец этого года, мы выстроим свою дальнейшую стратегию развития», – отметил он.

Мы готовы не просто проинвестировать проект. Мы готовы предоставить команду разработчиков, кто поможет написать стратегию и рассмотреть проект в комплексе

Уже открыт офис OrientSN в Москве, и через местных партнеров начинается развитие проектов на российском рынке. Одновременно с этим в самое ближайшее время планируется выйти на рынки Индонезии и Малайзии. «Нам интересно попробовать запустить эти проекты в различных странах, попробовать их на разных людях, в разных условиях. Только так можно доработать и усовершенствовать продукт, в итоге, может быть, это будет один продукт, а может быть, уже и несколько. Самое главное, чтобы люди им пользовались и им это нравилось. Для нас это ключевой показатель успеха», – поясняет Руслан Шаекин.

Но предприниматели не исключают негативного сценария развития событий и готовы к тому, что, возможно, придется зафиксировать убытки и закрыть проекты. При этом они открыты для новых идей и готовы создать площадку по типу акселератора, где перспективные идеи можно доработать и вывести на рынок. «Мы готовы не просто инвестировать – деньги это лишь 30 % успеха, а даже дать команду разработчиков, кто поможет написать стратегию и рассмотреть проект в комплексе», – говорит Руслан Стамбеков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить