Чем грозит России «ядерный» Иран

Ядерная сделка вокруг Ирана еще далека от финализации, у нее на пути множество препятствий и врагов, однако большинство мировых СМИ и политологов говорят о ней как о решенном деле. И уже обсуждают ее последствия. Большая часть комментариев, конечно, касается судьбы Саудовской Аравии и Израиля. Однако, по мнению некоторых аналитиков, опасения относительно нового статуса Ирана есть и у Москвы

Так, большинство из них считает, что сама по себе сделка невыгодна России, что Москве хотелось бы сохранить Иран под санкциями. И в чем-то они правы. Безусловно, Кремль теоретически заинтересован в максимально долгом сохранении нынешнего статус-кво, в рамках которого Иран был связан рядом ограничений и Россия для него являлась безальтернативным партнером. Однако нужно признать, что подобное статус-кво было очень шатким, и ситуация вполне могла скатиться либо к прямой войне США против Исламской республики, либо к войне на периферии — в Сирии. Вне зависимости от того, чем бы эта война закончилась, она бы привела к серьезной дестабилизации Ближнего Востока, Южного Кавказа да и всей мировой экономики в целом. Поэтому ядерная сделка — это для России как минимум наименьшее зло.

Однако нужно понимать, что ядерная сделка отнюдь не означает автоматическое сближение между Ираном с одной стороны и Соединенными Штатами с Европой с другой. Что касается Америки, то тут вообще сложно говорить о каком-то резком возобновлении экономических отношений, поскольку их не было со времен Исламской революции. Налаживать отношения с чистого листа тоже не получится, поскольку для этого нужно будет согласие Конгресса. А о том, чтобы конгрессмены сняли экономические санкции с Ирана пока даже речи не идет — Обама будет считать большим успехом если ему удастся принудить республиканский Конгресс хотя бы не блокировать саму ядерную сделку.

Европейцы же безусловно попытаются сразу же войти на иранский рынок (по некоторым данным, они уже послали различные оценочные миссии) и потеснят там как российские, так и китайские компании. Однако не стоит преувеличивать заинтересованность иранцев в сотрудничестве с Европой. Значительная часть иранского истеблишмента поддерживает переговорные усилия президента Роухани лишь для того, чтобы с Ирана сняли санкции — выстраивать какие-то тесные политико-экономические отношения с Западом иранские консерваторы не хотят. Они считают, что чем больше Иран откроется западному миру, тем больше вероятность возникновения в стране «цветной революции», которая сметет режим аятолл. Продолжение - на Expert.ru.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте