Медики научились предсказывать, умрет человек от Эболы или нет

Генетики научились определять, умрет ли человек при заражении вирусом Эбола или нет, что поможет эффективнее распределять ресурсы при борьбе с новыми вспышками этого вируса, говорится в статье, опубликованной в журнале Genome Biology, передает РИА Новости.

"Вопросом жизни и смерти является  не только то, как много вируса присутствует в организме пациента, но и то, как он сражается с инфекцией. Изучение главных методов борьбы с эболавирусом, которые использует иммунная система,  приоткрывает дорогу для поиска методик лечения, которые бы предотвращали летальный исход при заражении этим вирусом", — заявил Джон Коннор (John Connor) из Бостонского университета (США).

Страсти по вирусу

Вирус Эбола был открыт в 1976 году, и с того момента Западную Африку и некоторые регионы на востоке континента поражали вспышки и эпидемии вируса, жертвами которого становились сотни и десятки тысяч человек. Крупнейшая эпидемия лихорадки, начавшаяся в 2013 году, заставила всех медиков мира обратить внимание на данный вирус и экстренно начать разработку вакцины.

Как рассказывают ученые, до 2014 года лихорадка Эбола была крайне слабо изучена – только в 2015 году биологи создали методики и реактивы, позволяющие оперативно определять ее присутствие в образцах крови и других телесных жидкостях, и сегодня сразу несколько вакцин проходят клинические испытания. Часть из них, после беспрецедентного разрешения со стороны ВОЗ, была успешно проверена на людях во время пика эпидемии.

Еще во времена борьбы с западно-африканской эпидемией 2014 года, по словам Коннора, он и его коллеги начали замечать, что исход болезни определяет не только агрессивность вируса и его количество в организме больного, но и то, как устроены его гены, связанные с работой иммунной системы. Ученые решили проверить, так ли это на самом деле, изучив образцы крови выживших и умерших жертв Эболы, которые они получили от правительства Гвинеи.

Изучив свыше двух сотен образцов крови, ученые извлекли из них обрывки ДНК и РНК, расшифровали их и сравнили между собой, пытаясь найти некие общие закономерности, которые могли бы определять, умрет человек от инфекции или нет. Как оказалось, они действительно существуют, причем роль генов в выживании человека оказалась определяющей при заражении Эболой.

Пятая иммунная колонна

В целом, как и в случае с многими другими болезнями, чрезмерно активная иммунная система была врагом для самой себя – при повышенной активности генов, связанных с развитием воспалительных реакций, вероятность гибели человека резко повышалась. В общей сложности ученые выделили 246 участков ДНК, устройство и активность которых отличалась у выживших и умерших больных.

Таким образом, экспресс-анализ генома больного на предмет присутствия "неправильных" версий этих участков может помочь медикам, сражающимся с Эболой в очагах заражения, определить вероятность гибели их пациентов и приложить максимум усилий для спасения тех больных, чье положение не является безнадежным.

Как показывают расчеты ученых, исход болезни можно предсказать с 92% точностью, чего более чем достаточно для принятия таких решений. Использование таких методик "сортировки больных", как надеются Коннор и его коллеги, поможет снизить смертность, которая достигала 60% в Гвинее во время эпидемии 2013-2016 годов.

Кроме того, открытие этих участков и повышенная активность иммунной системы у погибших больных опровергает одно популярное представление о вирусе Эбола – то, что он полностью подавляет работу иммунитета. Похоже, что чрезмерно активная иммунная система выступает невольным пособником вируса, причиняя больше вреда организму при борьбе с ним, чем пользы.