Генетики нашли ген "кофемании" в ДНК итальянцев

Генетики из стран Европы выяснили, что вариации в гене PDSS2 управляют тем, как наше тело перерабатывает кофеин, и таким образом определяют то, насколько тот или иной человек склонен к употреблению кофе, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, передает РИА Новости.

"Результаты нашего исследования, а также данные других экспериментов, показывают, что наша тяга к кофе может быть обусловлена на генетическом уровне. Теперь нам нужно провести более масштабные эксперименты для того, чтобы подтвердить это открытие и раскрыть связь между геном PDSS2 и потреблением кофе", — заявил Никола Пирасту (Nicola Pirastu) из университета Эдинбурга (Шотландия).

Пирасту и его коллеги открыли потенциальный "ген кофемании", сравнив структуру ДНК у более тысячи людей, живущих в семи относительно изолированных и небольших деревушках на юге и северо-востоке Италии.

Перед тем, как ученые забирали пробы крови для анализа генома, они интересовались у жителей этих селений тем, как часто они пьют кофе и употребляют ли они этот напиток каждый день. Изучая наборы мелких мутаций у заядлых кофеманов и людей, не пьющих кофе, генетики пытались понять, какие вариации в генах могут быть связаны с необъяснимой тягой к этому напитку.

Как рассказывают ученые, им удалось найти два десятка мелких мутаций длиной в одну "букву"-нуклеотид, которые так или иначе влияли на то, насколько человек был склонен употреблять кофе. Все эти мутации, как показал дальнейший анализ, находились на шестой хромосоме, внутри гена PDSS2, причем некоторые из них вносили достаточно заметные изменения в "кофеманство" их носителей, заставляя их выпивать на чашку больше кофе в день, чем это делают люди без таких вариантов.

Данный ген, по словам Пирасту и его коллег, отвечает за производство фермента Q10, который является одним из важнейших звеньев в системе клеточного дыхания и преобразовании питательных веществ в "энерговалюту" жизни, молекулы АТФ.

Этот ген и сам фермент Q10, объясняют ученые, связаны с окислением кофеина и его метаболизмом, и мелкие мутации в структуре PDSS2 могут усиливать процесс вывода этого вещества из организма. По этой причине "опечатки" в PDSS2 определяют то, насколько много кофе нужно выпить человеку, чтобы почувствовать его бодрящий эффект, и как долго он будет работать.

Открыв эту зависимость среди жителей итальянских деревень, авторы статьи проверили, существует ли она на самом деле, проанализировав вариации в структуре PDSS2 у нескольких тысяч жителей Голландии. Повторный анализ показал, что зависимость между устройством PDSS2 и потреблением кофе действительно существует по крайней мере для пяти из 21 мутаций, обнаруженных в Италии.

Как подчеркивают исследователи, PDSS2 не единственный ген, который связывается с кофеманией, однако ученые предполагают, что он управляет поведением других участков ДНК, которые ранее связывались с пристрастием к кофе. Они планируют проверить эту гипотезу в ходе дальнейших опытов.

ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube