Японские биологи открыли бактерию, которая умеет есть лавсан и другие виды пластика

Японские молекулярные биологи открыли необычную бактерию, которая умеет "есть" лавсан и другие виды пластика, и извлекли из них ферменты, отвечающие за разложение этих полимеров, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Сегодня на свалки Земли каждый год попадает примерно 300 миллионов тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается почвенными микробами и остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. Многие частицы пластика попадают в воды мирового океана, где они проникают в желудки рыб и птиц и часто становятся причиной их гибели.

Кендзи Миямото (Kenji Miyamoto) из унриверситета Кейо в Йокогаме (Япония) и его коллеги нашли способ уничтожить весомую часть этой "мусорной кучи", изучая то, как различные сообщества бактерий реагируют на присутствие полиэтилентерфталата (PET), применяющегося при изготовлении пластиковых бутылок, одежды, пленок, кинопленки и прочих носителей информации. На долю PET приходится шестая часть пластикового мусора на Земле.

Для этого ученые совершили несколько походов на природу, в ходе которых им удалось найти и извлечь более 250 фрагментов пластикового мусора, часть из которых несла на себе следы частичного разложения. Биологи проанализировали геномы бактерий, живших в почве рядом с этими частицами пластика, и попытались выделить среди них тех, кто способен питаться PET, высадив культуры микробов на тонкие пленки из полимера.

Ученым улыбнулась удача – они обнаружили, что обычная почвенная бактерия Ideonella sakaiensis способна жить на 100% диете из полиэтилентерфталата и разлагать его молекулы на воду и углекислый газ.

Обнаружив подобную "пластикоядную" бактерию, ученые заинтересовались, как она разлагает цепочки PET на одиночные звенья и поедает их. Для ответа на этот вопрос биологи проанализировали структуру ДНК микроба и выяснили, что за уничтожение пластика отвечает всего два фермента.

Первый из них, так называемая ПЭФаза, разлагает длинные звенья полимера на одиночные "кирпичики" из одной молекулы этиленгликоля и терефталевой кислоты еще до того, как пластик попадает в бактерию. Второй фермент, МГЭТ-гидролаза, разлагает эти одиночные звенья на этиленгликоль и терефталевую кислоту, которые затем используются микробом в его жизнедеятельности.

Процесс разложения пластика протекает достаточно медленно – бактерии "доели" пленку, которую им предложили ученые, только через шесть недель после начала эксперимента. С другой стороны, учитывая то, что подобный пластиковый мусор "живет" на свалках примерно по 70-100 лет, добавление колоний Ideonella sakaiensis в мусорные кучи может заметно ускорить разложение пластика. Кроме того, ученые предполагают, что синтетические версии этих ферментов можно использовать для переработки и уничтожения пластика на свалках.