Cекреты эффективного управления капиталом

3740

Оборотный капитал компании – «кровь» организации. Если его недостает, предприятию приходится брать займы, и не всегда на выгодных условиях, а это снижает финансовую устойчивость бизнеса и ведет к падению прибыли. Но когда оборотный капитал организации раздут – тоже плохо: компания не использует ресурсы для развития новых проектов. Расскажу, за счет чего Вы можете сегодня высвободить денежные средства, и раскрою секреты управления оборотным капиталом предприятия, по информации Rambler.

 

Оборотный капитал компании

В этой статье под оборотным капиталом компании подразумевается сумма дебиторской задолженности и запасов (сырья, готовой продукции, незавершенного производства и пр.) за вычетом кредиторской задолженности. Бывает, что термин используется и в более широком смысле, – тогда к оборотному капиталу относят также денежные средства и их эквиваленты.

Оптимизация оборотного капитала компании

Сегодня этот вопрос особенно актуален. В годы бурного роста экономики каждая компания, стремясь завоевать как можно бóльшую часть рынка, ставила своей главной задачей продвижение новых продуктов. А вот повышению эффективности бизнеса за счет внутренних резервов уделялся минимум внимания. Между тем оборотный капитал компании, раздутый в годы роста, сегодня может стать одним из важнейших источников, обеспечивающих финансирование операций. Оптимизация оборотного капитала позволит Вам высвободить 15-30% от его первоначального объема (см. рисунок). Еще 10-15% денежных средств даст централизация управления финансовыми ресурсами.

Чтобы успешно справиться с этой задачей, надо решить три основных вопроса:

 

Сколько замороженных в операционном цикле денежных средств можно высвободить, не снижая эффективности и не сокращая объема операций?


Каковы оптимальные показатели оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и как их достичь (см. Формула расчета оборачиваемости)?


Какова реальная потребность компании в денежных средствах и какие инструменты управления помогут эту потребность уменьшить?

 

Иными словами, нужно разобраться, что делать (определить характер необходимых изменений) и как делать (найти способ, позволяющий эффективно реализовать принятые решения).

Оборотный капитал компании

 

Формула расчета оборачиваемости

Оценить, насколько эффективно используются денежные средства в операционном цикле, позволяет такой показатель, как DWC (англ. days working capital – продолжительность цикла оборотного капитала). Он вычисляется по формуле DWC = DIO + DSO – DPO, где

 

DIO (англ. days inventory outstanding – период оборота запасов) = запасы : себестоимость количество дней в рассматриваемом периоде;


DSO (англ. days sales outstanding – период оборота дебиторской задолженности) = дебиторская задолженность : выручка количество дней в рассматриваемом периоде;


DPO (англ. days payable outstanding – период оборота кредиторской задолженности) = кредиторская задолженность : себестоимость × количество дней в рассматриваемом периоде.

 

По материалам автора статьи

 

Классический алгоритм оптимизации оборотного капитала и повышения ликвидности предполагает такие мероприятия (см. также таблицу):

  • улучшение положения с кредиторской и дебиторской задолженностью: во-первых, устраняйте ситуации, приводящие к несвоевременной оплате счетов; во-вторых, сравнив Ваши условия оплаты со средними либо лучшими на рынке, попытайтесь пересмотреть свои договоренности с контрагентами; в-третьих, максимально автоматизируйте операции;
  • краткосрочное скользящее планирование движения денежных средств по отдельным подразделениям и по компании в целом;
  • нормирование и сокращение запасов, запуск механизмов управления и контроля, обеспечивающих поддержание запасов на оптимальном уровне;
  • внедрение эффективных способов управления оборотным капиталом и контроля его состояния для поддержки требуемого уровня финансовых средств, задействованных в операционном цикле.

Хотя разработка алгоритмов для решения этих задач – процесс сам по себе трудоемкий, большинство затруднений, как показывает опыт нашей компании, связаны не с построением подобных схем, а с их реализацией на предприятии. Ведь требуется не просто обеспечить сиюминутный результат, уменьшив или увеличив оборотный капитал до нужного уровня, но также достичь устойчивого долгосрочного эффекта – а для этого надо создать отлаженную организационную структуру с четко распределенными обязанностями и ответственностью сотрудников.

Оборотный капитал компании

Оборотный капитал компании

Оптимизация оборотного капитала: пошаговая инструкция

Оптимизация оборотного капитала, как правило, находится в ведении финансовой службы. Однако эта служба сталкивается с серьезным сопротивлением или непониманием со стороны подразделений, которые влияют на составляющие оборотного капитала, – таких как службы закупок и логистики, отделы продаж и обработки платежей, IT-службы, производственные отделы. Возникает парадокс: с одной стороны, финансовая служба ответственна за оборотный капитал, уровень ликвидности компании и источники финансирования, а с другой – лишена возможности серьезно воздействовать на структуры, распоряжающиеся отдельными составляющими этого самого капитала.

Типового решения такой проблемы, к сожалению, нет. Однако существует несколько универсальных способов, вполне реализуемых в любой компании. Вот что Вы можете сделать.

1. Выберите подразделение, ответственное за управление оборотным капиталом предприятия

В крупных компаниях есть смысл создать особую службу с такими функциями, а в небольших – возложить эти обязанности на одну из уже существующих структур или даже на отдельного специалиста. Таким образом, управление оборотным капиталом может принять на себя лично финансовый директор либо, например, казначейство, финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. д.

2. Определите критерии для оценки управления оборотным капиталом предприятия

Набор показателей должен быть необходимым и достаточным для эффективного контроля – то есть полно и достоверно отражать суть происходящих процессов. Тут важно не увлечься – иначе у Вас получится система из сотни параметров, значения которых невозможно ни оперативно вычислить, ни адекватно интерпретировать. Скажем, для элемента «Кредиторская задолженность» обычно достаточно такого набора характеристик:

  • период оборота кредиторской задолженности (каков вклад в общий период оборота капитала);
  • структура задолженности: доли краткосрочных обязательств (до года), долгосрочных обязательств (более года), просроченной задолженности;
  • среднее время задержки платежа (после наступления срока оплаты, установленного в договоре);
  • стоимость обслуживания задолженности.

При выборе показателей важно не упускать из виду вопрос реализуемости подсчетов. Вот, к примеру, критерий «Среднее время задержки платежа». Если верно найти его значение, Вы узнаете, эффективно ли действует система обработки кредиторской задолженности. Вместе с тем быстро и корректно произвести нужные вычисления удастся лишь тогда, когда учет задолженности в компании автоматизирован, а история платежей представлена в связке с условиями договоров (такую возможность обеспечивает большинство корпоративных информационных систем). Если же Ваши финансисты могут рассчитать этот показатель только вручную (например, в Microsoft Excel), лучше его вообще исключить: вычисления будут долгими и трудоемкими, а результат вовсе не обязательно окажется достоверным.

3. Утвердите целевые значения параметров

Этот этап – один из самых сложных и значимых. Ошибка в выборе нормативов может обойтись компании слишком дорого. Есть два способа решить задачу: один долгий и эффективный, другой быстрый, но не всегда результативный.

Способ первый – долгий, но эффективный. Он предполагает комплексный пересмотр всех показателей, расчет оптимального объема оборотного капитала и определение нормативных значений составляющих (дебиторской и кредиторской задолженности, запасов) для каждого из подразделений компании или направлений бизнеса.

Этот вариант трудоемок: потребуется набор команды специалистов (финансистов, технологов, логистов, сотрудников коммерческих служб и производственных подразделений), управление проектом, проведение согласований и расчетов. Но результат Вас впечатлит: десятки процентов экономии, погашение значительной части долгов и долговременный эффект финансового оздоровления компании.

 

Способ второй – быстрый, но не всегда результативный. Это – метод «от достигнутого»: значения всех показателей фиксируются на текущем уровне. Если у Вас сезонный или цикличный бизнес, есть смысл установить несколько значений. Далее работа ведется путем последовательных улучшений: каждое из подразделений, ответственных за определенный параметр, предлагает, как в предстоящем периоде можно улучшить текущие показатели.

Если же идеи на этот счет отсутствуют, структура, ответственная за управление оборотным капиталом, инициирует принудительную постановку целей через топ-менеджмент. При этом могут быть задействованы разные схемы мотивации – как положительной (выплата процента от экономии), так и отрицательной (взыскание суммы, равной издержкам на привлечение внешнего финансирования, с подразделения, которое допустило замораживание денежных средств объемом сверх установленного).

Такой подход позволяет избежать любых революционных изменений, но при этом способен дать ощутимый эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

4. Решите, какие средства использовать для контроля параметров

Глубина управленческого вмешательства может быть различной – все зависит от целей и размера предприятия. Чаще всего используется схема контроля по отклонениям.

Для каждой контрольной характеристики устанавливаются пороги допустимых отклонений, и когда значение параметра выходит за эти границы, пора вмешаться Генеральному Директору. Как именно реагировать – просто уведомить ответственное подразделение или проанализировать причины отклонения, пересмотреть бюджеты и оштрафовать виновников – решать Вам. Вы также можете установить несколько пороговых уровней, отклонения от которых предполагают разную управленческую реакцию.

5. Подумайте о запасном варианте

Построение и запуск системы централизованного управления оборотным капиталом – сложный кроссфункциональный процесс. В ходе этого процесса, помимо прочего, приходится разрешать противоречия между разными подразделениями предприятия, интересы которых переплетаются и даже зачастую сталкиваются. При этом ошибка в выборе подхода к реализации изменений может нанести компании значительный ущерб.

Генеральным Директорам, желающим оптимизировать оборотный капитал, нужно прежде всего составить четкий план мероприятий, выбрать подходы для определения оптимального уровня показателей и разработать процедуры управления изменениями и рисками. Не помешает также лишний раз спросить себя, хватит ли у Вас воли довести проект до конца. Кроме того, полезно иметь план Б – это обеспечит Вам возможность вернуться к исходному пункту, внести поправки в проект и использовать полученные результаты в решении смежных задач.

Управление оборотным капиталом предприятия: опыт практиков

Марина Антюфеева, Советник Генерального Директора ОАО «Сибур – Русские шины», Москва

На любом предприятии найдется множество резервов, даже когда производство новое и, как кажется, классно организовано. Всегда бывают потери, которые можно исключить. Расскажу подробнее.

Запасы. Количество складских запасов на большинстве предприятий определяется нормативами, выраженными в рублях. Однако что именно лежит на складе, знает не каждый Генеральный Директор. Прежде всего нужно рассчитать имеющиеся запасы – сначала исходя из номенклатуры, а потом в денежном выражении. Так Вы увидите, где у предприятия заморожены денежные средства. Причины могут быть разными – например, рваный график поставок или частые поставки маленькими партиями, тогда как дешевле поставлять товар реже, зато помногу. Действуйте соответственно: пообщайтесь с продавцом, попробуйте выровнять график поставок или договориться об используемом транспорте. Даже если Ваша компания уже проводила такую работу несколько лет назад, рынок с тех пор успел измениться. Одни продавцы исчезли, другие появились – кризис внес огромные изменения в список поставщиков и потребителей, а также очень сильно повлиял на ценообразование. Если Вы крупный покупатель, можете потребовать, чтобы поставщик организовал склады в непосредственном соседстве с Вашим предприятием – за счет этого Вы разгрузите собственный склад, получив возможность держать там запасы лишь на ближайшие несколько часов. Естественно, что продавец согласится на Ваше предложение, только если Вы предоставите ему выгодные условия, гарантировав, скажем, постоянный объем закупок, фиксированную цену или что-то еще.

Склад. Уменьшите количество мест хранения – это сократит объем внутризаводских перевозок, автопарк предприятия и штат складских сотрудников. Для этого ликвидируйте кладовые в цехах, организовав выдачу материалов со складов снабжения. Нашей компании эта мера позволила сократить складские площади вдвое! Также обратите внимание на график работы кладовщиков. Часто у них круглосуточный режим работы, тогда как цех сдает продукцию или принимает материалы только в дневные часы.

Транспорт. Рассчитайте, что дешевле: содержать собственный парк машин или привлекать сторонних перевозчиков. Определитесь также с оптимальным видом транспорта: может оказаться, например, что Вы возите грузы по железной дороге, тогда как экономнее было бы использовать автомашины. Иногда лучший вариант – задействовать зимой один вид транспорта, а летом другой. Если у Вас собственные машины – решите вопрос возмещения НДС при покупке топлива. Это тоже один из механизмов возврата денежных средств.

Сбыт. Все методы, используемые для оптимизации поставок, применимы и к сбыту. Выясните желательный для покупателей график поставок, уточните объем запасов, который нужно иметь на складе, чтобы бесперебойно снабжать заказчиков, определитесь, каким транспортом выполнять перевозки. Может быть, Вы сведете запасы к нулю и будете работать с колес. Даже простые мероприятия позволяют сэкономить до 15% стоимости закупаемых материалов.

Запасы незавершенного производства. Их тоже нужно нормировать. Построив цепочки создания ценности для каждого выпускаемого продукта, Вы сразу обнаружите возможности для оптимизации. Кроме того, результаты анализа покажут, требуются ли подобные запасы вообще и если да, то какого объема, а также где организовать места хранения и какие методы использовать для оповещения производственных участков о необходимости пополнить запас.

Документооборот. Проанализируйте, какие бумаги оформляются на каждом участке производства. Вы поразитесь, узнав, что треть документов вообще не нужна или нужна не в том виде, в каком ведется. Приведу пример. На складах внедрен электронный учет, карточка на материал заполняется в компьютерной базе. Тем не менее кладовщики оформляют и бумажные карточки, а также заполняют журнал получения и выдачи материалов. Зачем? Ведь для бухгалтерии достаточно электронной карточки. Причина в привычке: «А так всегда делали». Получилось, что новый документооборот ввели, а старый не ликвидировали. В других случаях бывает, что одинаковые или аналогичные документы готовятся разными подразделениями. Таким образом, сокращение документооборота позволит высвободить работников для выполнения действительно нужных операций и оптимизировать численность персонала.

Нормативы на производстве. Проверьте нормы расхода основных и вспомогательных материалов на производство продукции. Иногда становится смешно, когда видишь, какими справочниками пользуются технологи и конструкторы. Например, вес погонного метра материала или его плотность указаны в ГОСТах, но бывает, что для их расчета используется справочник по материалоемкости, в котором гостовские показатели завышены на 15-20% (!). Это оборачивается огромными потерями для производства и громадными возможностями для хищений и сокрытия брака. Также стоит проверить нормы энергопотребления и другие расходы. Эти элементарные меры обеспечивают до 25% экономии при производстве продукции.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить