SCAT привлекает журналиста за вмешательство в расследование авиакатастрофы

Президент АО «Авиакомпания SCAT» Владимир Денисов обратился в прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности журналиста ratel.su Геннадия Бендицкого за вмешательство в ход расследования катастрофы, произошедшей в прошлом году под Алматы

Фото: yk-news.kz
На месте авиакатастрофы.

29 января 2014, через год после того, как в окрестностях южной столицы 21 человек погиб во время крушения самолета CRJ-200 компании SCAT, журналиста аналитического портала ratel.su Геннадия Бендицкого вызвали в департамент КНБ по г. Алматы. Разобраться с Бендицким сотрудникам КНБ поручила прокуратура, куда изначально написал заявление президент АО «Авиакомпания SCAT» Владимир Денисов. Сам Геннадий в интервью Forbes.kz сказал, что не знает, почему именно «комитетчикам» отписали его дело. Видимо, потому, предполагает он, что там фигурируют засекреченные данные.

Гриф «секретно» до КНБ доведет

Фото: Николай Гуров
Геннадий Бендицкий.

- Ребята из КНБ вели себя достаточно спокойно. Они понимают, что тема общественно значимая, – рассказал журналист. – Я прочитал заявление за подписью Денисова. Оно очень пространное. Президент SCAT задается вопросом, почему у Бендицкого есть секретные документы.

Бендицкий в своем материале, вышедшем в начале декабря 2013, в самом деле ссылается на засекреченный документ «одной из казахстанских спецслужб». Геннадий утверждает, что в этом документе перечислены причины авиакатастрофы борта, следовавшего рейсом DV-760 из Кокшетау в Алматы. Первая причина – нехватка у самолета топлива. Вторая – крайне напряженный и перегруженный график работы летчиков авиакомпании SCAT. Третья – грубое нарушение так называемых метеорологических минимумов. Четвертая – на разбившемся CRJ-200 не работала вспомогательная силовая установка (ВСУ), без которой, согласно «Руководству эксплуатации воздушного судна», этому самолету запрещено заходить в зону сильного обледенения.

– Человек, который проводит доследственную проверку, составил для меня около 15 вопросов. Единственный вопрос, на который я готов был ответить: действительно ли являюсь автором материала? Я сказал: «Да». Остальные вопросы касались секретности самого документа. Правда ли, что у вас есть такой документ? Можете ли вы отличить засекреченный документ от незасекреченного? Кем подписан документ? На подобные вопросы я отказался отвечать, сославшись на статью УПК, согласно которой могу не свидетельствовать против себя. Есть еще одна статья, которая обязывает открыть источник информации, но только в том случае, если я не обещал сохранить конфиденциальность. Этой статьей я тоже воспользовался, - объяснил свою позицию журналист.

Бендицкий признался, что ему не очень понятно, на каком основании указанную бумагу засекретили:. В конце концов, говорит он, информация касается общественно значимого происшествия.

Журналист особо отметил, что в самом факте существования указанного документа никто не сомневался – ни сотрудник КНБ, который общался с журналистом, ни Денисов.

- Сам Денисов оспаривает, соответствуют или не соответствуют действительности те или иные данные из моей статьи (подробнее об этом читайте здесь). Он старается перевести в уголовную плоскость сам факт того, что я озвучил эти данные. Но по какой статье меня будут привлекать? Я ж не носитель госсекретов, – напомнил Геннадий. – Ну, попал ко мне этот документ, так разбирайтесь с теми, кто допустил утечку.

Бендицкий объяснил: чтобы не подставлять людей, которые представили ему интересные сведения, он не публикует сканы документа. «Хотите проверить, прав ли Бендицкий? Проверьте! Еще ни разу не ошибался», - заявил журналист.

Если Бендицкого попытаются привлечь за клевету (Денисов уверен, что определенные сведения не соответствуют действительности), то тогда это надо делать в частном порядке. Почему президент компании этого не сделал, журналист не в курсе (ответ SCAT  по этому поводу читайте ниже).

– Обо всем этом (причинах падения самолета. - F) говорилось давно. Просто пытались придумывать способы, чтобы минимизировать проблемы после этой аварии. Их что волновало? Решить вопросы с выплатами людям, решить вопросы с кредитами, чтобы не разорилась авиакомпании, - отметил журналист ratel.su.

Бендицкий не знает наверняка, почему появилось заявление Денисова. Возможно, казахстанцам хотели навязать версию, что во всем виноват экипаж, а тут нежданно-негаданно в интернете появилась информация, что не только и не столько летчики прокололись. (К слову, в понедельник, 3 февраля, вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Азат Бектуров сообщил, что версия человеческого фактора как причина крушения пассажирского самолета CRJ-200 под Алматы в январе 2013 пока является наиболее вероятной. - F).

– Вина летчиков вынужденная. Им нужно было обязательно сесть в Алматы, чтобы не сорвать следующий рейс - в Семей. К тому же накануне этих событий в транспортной прокуратуре собрали все авиакомпании и сказали, что очень много жалоб от пассажиров на то, что самолеты вылетают из Астаны в Алматы, а потом возвращаются, так как не могут сесть в южной столице. Компаниям пообещали, что за такое их будут серьезно штрафовать, будут возбуждать уголовные дела, - рассказал Геннадий Бендицкий.

«Статья - грубое нарушение законодательства»

Фото: diapazon.kz

В АО «Авиакомпания SCAT» считают, что статья Геннадия Бендицкого о тайне погибшего рейса DV-760 является грубым нарушением законодательства Казахстана. Почему в компании придерживаются такого мнения, Forbes.kz объяснила Виктория Ульянова, глава PR-департамента авиаперевозчика.

«На сегодняшний день данное авиационное происшествие находится в стадии расследования, которое будет завершено после изучения уполномоченными представителями государств, принимающих участие в расследовании, всех необходимых материалов и подготовки окончательного отчета. Опубликование документов, относящихся к расследованию, и тем более необоснованных выводов является грубым нарушением правил расследования авиационных происшествий и инцидентов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан за № 828 от 18 июля 2011. [В Правилах говорится, что] информация относительно обстоятельств авиационного происшествия ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования. Авиационные происшествия расследуются комиссией по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, назначаемой уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, в ходе которых не допускается использование информации звуковых записей бортовых речевых самописцев в целях, не относящихся к расследованию авиационного происшествия”, – говорится в письменном ответе, который в редакцию прислали SCAT» (стилистика сохранена. – F).

Однако Бендицкий, отмечают в ответе, в нарушение указанных Правил оглашает информацию с бортовых самописцев и обстоятельства авиационного происшествия, а также делает выводы о причинах авиакатастрофы и публикует их в СМИ, не находясь при этом в комиссии по расследованию авиакатастрофы.

«Исходя из вышеизложенного, считаем действия журналиста Бендицкого Г. противоправными и расцениваем их как незаконное вмешательство в расследование авиационного происшествия лицом, не наделенным соответствующими полномочиями и функциями. Кроме того, считаем недопустимым принятие на себя частными лицами или структурами функций уполномоченного органа гражданской авиации», – пишут авиаперевозчики.

Бендицкий хотел «удовлетворить личные профессиональные амбиции»

В компании утверждают, что «информацию, представленную Бендицким Г. в статье касательно причин авиакатастрофы Bombardier CRJ-200, можно расценивать только лишь как необоснованную клевету, целью которой является нанесение ущерба репутации компании».

«По его мнению, одной из причин авиакатастрофы воздушного судна послужила очевидная нехватка у самолета топлива, что было опровергнуто в промежуточных результатах, официально опубликованных Министерством транспорта и коммуникаций РК, где говорится: «Подтвержден факт наличия на борту достаточного количества авиационного топлива для полета по маршруту Кокшетау - Алматы и ухода на запасной аэродром». Также не имеют подтверждения заключения Бендицкого о перегруженном графике работы летчиков авиакомпании, в которых он ссылается на предельный норматив рабочего времени для экипажа в 8 часов. Хотя, согласно Правилам организации рабочего времени и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан за № 437 от 22 апреля 2011), максимальная продолжительность рабочего времени экипажа (члена экипажа) составляет 13 часов. Соответственно, ни о какой накапливаемой усталости пилотов, рассеянности и отсутствии сосредоточенности не может быть и речи, а данное заявление Бендицкого является необоснованной клеветой. Аналогичная ситуация и с остальными обстоятельствами авиационного происшествия, приведенными в статье Бендицким Г.», - высказали свою точку зрения представители SCAT.

Таким образом, резюмирует PR-департамент компании, Бендицкий распространил «непроверенные и не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию АО «Авиакомпания «SCAT». Создал искусственно негативный информационный резонанс, преследуя цели удовлетворения личных профессиональных амбиций».

По мнению заявителей, журналист не только ввел в заблуждение общественность, партнеров по бизнесу и клиентов авиакомпании, но и нанес моральный ущерб родственникам погибших пассажиров.

«После подобных публикаций, - говорится в ответе на редакционный запрос, - можно сделать заключение, что государственные органы и авиаперевозчик скрывают от них истинные причины происшествия, тогда как сегодня еще нет финального заключения комиссии, а все промежуточные результаты немедленно официально опубликовываются в СМИ председателем комиссии по расследованию. Своими необоснованными публикациями, касающимися «причин случившегося», Бендицкий не только будоражит общественность, но играет чувствами людей, потерявших в этой катастрофе родных и близких, поднимая такими аморальными методами свои профессиональные рейтинги».

Журналист «нанес ущерб суверенному государству»

В компании не оставили без внимания и тот факт, что журналист огласил данные секретных документов. Виктория Ульянова уверена, что тем самым он нарушил Закон «О государственных секретах», «согласно которому граждане несут ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах».

«На основании вышеизложенного, мы считаем, что Геннадий Бендицкий своими противоправными действиями наносит ущерб не только гражданам РК и субъектам частного предпринимательства, но и нашему суверенному государству», - заявила сотрудник Владимира Денисова.

В итоге, после прочтения от статьи, 11 декабря 2013 президент АО «Авиакомпания «SCAT» написал заявление в прокуратуру с просьбой обратить внимание на вышеизложенные факты, разобраться в данном вопросе и принять меры прокурорского реагирования в отношении Бендицкого.

«В настоящий момент, - пишет Виктория Ульянова, - нами еще не получен ответ из правоохранительных органов о принятых процессуальных мерах в отношении нашего заявления. Все дальнейшие действия в отношении Бендицкого Г., в том числе и гражданский иск (с требованием опровергнуть изложенные в статье сведения. - F), будут осуществляться после получения ответа от органов прокуратуры».

Сам же Геннадий Бендицкий сказал корреспонденту Forbes.kz, что задавать острые вопросы о крушении самолета под Алматы и искать истину - необходимо. Ведь, если не разобраться в причинах катастрофы с участием самолете CRJ-200 в Казахстане, трагедия может повториться.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист

 

Статистика

4595
просмотра
2
комментария
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

2 комментария

«они еще 25 лет будут причины катастрофы искать, пока еще с десяток самолетов не гикнутся. Да и не причины они, кажется, ищут, а как концы в воду скинуть, откаты-заретушировать, и на мертвых все свалить. Если бы о людях думали, давно бы все нашли и обнародовали, чтобы другие их ошибки учли. »

5 февраля 2014 в 22:04
vendetta

«Один Челах чего стоит. Повешали все на парня. Так и тут. Во все виноваты будут пилоты. Челах и тот совсем Рембо! все сам сделал. После такого невозможно верить в справедливость нашей системы. Ее нет.»

22 февраля 2014 в 23:44