«Мультимедийный проект — это не поход в кино с ведром попкорна»
В 2012 The New York Times опубликовала лонгрид Snow Fall, который за первые 6 дней посмотрели 3,5 млн пользователей. За этим последовал настоящий бум лонгридов и веб-спецпроектов. Чем привлекательны эти форматы сегодня?
О мультимедийных проектах рассказал соуправляющий директор медиакомпании Black&White Group Сергей Корносенков.
Сергей, что такое мультимедийный проект?
— Ключевое слово «мультимедиа» — это содержание, которое одновременно передается в разных формах: текст, звук, видео, анимированная графика. Такие проекты лучше смотреть с ноутбука или компьютера, а не смартфона, иначе многое теряется.
В чем преимущества мультимедиа-проектов?
— Они бывают разные, от простых до суперсложных. Это может быть лонгрид (от англ. long read — «долгое чтение»), веб-документальный проект, мультимедийный путеводитель или что-то другое. На мой взгляд, есть три главных перимущества: глубокое погружение в тему, расширенное содержание и активные действия пользователей. Такой проект можно сравнить с компьютерной игрой, где можно «подойти» к любому объекту и «пощупать» его. Это активные действия, а не поход в кино с ведром попкорна.
Но хорошее кино тоже погружает в тему.
— Согласен, по этому параметру мультимедиа выигрывает у текстовых материалов. Но в отличие от кино в веб-проекте пользователь может управлять своими действиями, а создатели могут дать дополнительную информацию. Вообще погружение в тему было всегда, просто раньше писатели делали это текстом. Современные читатели с трудом осилят главу о Париже с высоты птичьего полета в «Соборе Парижской Богоматери». Они хотят увидеть это своими глазами. Хотя книги читать нужно.
Можете привести примеры ярких спецпроектов?
— Эффектно погружает в тему лонгрид National Geographic Killing Kennedy. Сама история построена на параллельном развитии биографий президента США Кеннеди и его убийцы Ли Харви Освальда. Выстроенная драматургия, дизайн, фото, аудио — все это захватывает. Чувство, как будто существуешь в пространстве фильма.
Спецпроект Killing Kennedy
Сейчас многие фильмы выходят с ремаркой «Основано на реальных событиях», и в этом плане мультимедийный путеводитель по фильму может снять все вопросы относительно исторической достоверности. Посмотрите спецпроекты Первого канала и то, как реализован путеводитель по сериалу «Таинственная страсть». Там четко разграничена правда и художественный вымысел и много архивных материалов. Например, в фильме есть сцена, где Хрущёв громит художников на выставке в московском Манеже, а в онлайн-путеводителе доступна запись его реальной речи и другие материалы. После выхода фильма часто возникает спрос на информацию, идут поисковые запросы, раскупаются книги — на этой волне можно аудиторию просвещать.
О чем нужно думать в первую очередь при создании мультимедиа-проекта?
— Важно содержание. Тема, история, факты должны быть интересными, или же выбран необычный угол зрения. Если содержание интересное, то остается грамотно срежиссировать его.
Расскажите о собственных мультимедийных проектах. Какие были сложности в их реализации?
— В 2016 с управлением внутренней политики Астаны мы сделали веб-документальный проект «Астана — столица Независимости». Это трехъязычный мультимедийный сайт, где представлены ключевые события становления независимой страны с 1991 по 2016.
Было непросто отобрать события. Я с интересом читал книгу Нурсултана Абишевича Назарбаева «В сердце Евразии», в которой объединены дневниковые записи о столице. В ней много историй и фактов об Астане, и хотелось рассказать о многом. Нередко слышу жалобы, что в Казахстане нет крутых стартапов типа Apple. Но чем перенос столицы не крутой стартап? И мы старались в веб-документальном проекте это показать.
Astana25.kz — веб-документальный проект
Сложность заключалась в подборе контента. Мы не могли брать просто «фотографии из интернета», нарушая авторские права. Команда провела большую работу с музеями, архивами.
Еще один спецпроект Why Kazakhstan? Key Factors был приурочен к Международному форуму суверенных фондов благосостояния (IFSWF), который проходил в Астане с 5 по 7 сентября 2017. Это веб-проект на английском языке для иностранных инвесторов, в котором представлены ключевые факты о Казахстане, Астане, фонде «Самрук-Қазына» и портфельных компаниях.
Cпецпроект Why Kazakhstan?
Какие задачи решал спецпроект Why Kazakhstan?
— Нужно было презентовать иностранным гостям инвестиционные возможности. Главная идея заключалась в том, чтобы дать только самое главное, структурированно и с визуализацией — в таком случае восприятие информации гораздо легче. Мы предложили сделать медиастену с инфографическими роликами и дать эти ролики с дополнительной информацией в веб-проекте. В этом большое преимущество веб-проектов: они могут вместить ту информацию, которая не вошла в видео. Плюс веб-проект доступен из любой точки мира в любое время.
Медиастена с инфографическим видео о Казахстане
В чем главная сложность производства мультимедийных проектов?
— В трудозатратности. Недавно наши сотрудники Виктория Шиптенко и Альфия Аймакова вернулись из Санкт-Петербурга, где проходили авторский мастер-класс генерального директора и учредителя новостного проекта Meduza Галины Тимченко. Она сказала, что мультимедиа — это круто, но для обычных СМИ слишком дорого.
Однако Black & White Group — это не просто редакция СМИ, мы как раз обладаем всеми компетенциями, чтобы создавать такие проекты. Мы начали работу в 2014 году как продакшн и PR-агентство, позже создали подразделение Digital Media. Сегодня наше преимущество в конвергенции: подразделение PR/Communications организует мероприятия, TV/Film Production снимает фото и видео, а Digital Media использует этот контент в цифровой среде. Всё идет в дело.
Команда Black & White на съемках
Если говорить не о мультимедиа-проектах, а о корпоративных сайтах, насколько важна работа с контентом?
— Перефразируя известную пословицу, сайт встречают по форме, провожают по содержанию. С точки зрения формы сайт должен быть удобным, адаптивным. Но главное — это содержание, именно за ним идут пользователи. Наш плюс в том, что мы не просто создаем форму, но и работаем над содержанием: текстами, фото, видео, инфографикой.
К примеру, частая ошибка, когда у компании есть неплохие видеоролики, но вы их не сможете легко найти на сайте, потому что их спрятали в раздел «Видео». Если у вас есть хорошее видео, пользователь должен увидеть его без долгих поисков. Тексты должны быть «читабельными»: структурированными и понятными.
Есть ли будущее у мультимедийных спецпроектов?
— Конечно, потенциал этого формата еще не раскрыт. Например, можно делать мультимедийные лекции по литературе, истории. Думаю, поколению аудиовизуалов легче учиться по таким материалам. Хотя читать книги тоже нужно. Простые мультимедиа-проекты могут делать сами школьники и студенты, сейчас для несложных сайтов есть веб-конструкторы типа Tilda. Создание мультимедийных проектов — увлекательный процесс!
Ссылки по теме:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook