Арманжан Байтасов: Как заработать на медиарынке

17941

Один из самых успешных бизнесменов Казахстана в медиасфере, основатель ТРК «31 канал», соучредитель журнала и сайта Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов рассказал о тонкостях ведения бизнеса в медиа на лекции в Финансовом клубе в Фонде «Даму» во вторник, 20 мая

Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов.

Лекция с участием Арманжана Байтасова стала самой экстремальной за всю историю существования Финансового клуба при «Даму», признались организаторы. Сначала выяснилось, что из-за сбоя в компьютерной сети отказались работать микрофоны, и Арманжану пришлось читать лекцию так громко, чтобы его мог слышать весь зал. А минут через пятнадцать аудитория и вовсе погрузилась во тьму. Впрочем, авария энергосетей, последствия которой удалось довольно быстро устранить, только добавила впечатлений. В итоге все 2 часа, отведенные на встречу с журналистами, рекламщиками, начинающими предпринимателями спикера слушали, затаив дыхание: все-таки нечасто бизнесмены такого уровня, участники казахстанского рейтинга Forbes, делятся с публикой секретами своего успеха. Тем более что тема встречи звучала крайне интригующе - медиа как бизнес.

Основатель и модератор клуба Софи Баеш попросила гостя начать с практических советов, как открыть бизнес в медиа. В изложении Байтасова, за плечами которого создание ТРК, двух телеканалов, ряда газет и запуск в Казахстане легендарного Forbes, схема звучала просто:

- Нужно создать ТОО или АО, написать бизнес-план, потому что работать без него не получится, и затем зарегистрировать СМИ.

Перейдя к самому главному, пожалуй, вопросу – как заработать на медиа, Арманжан Байтасов дал владельцам СМИ несколько советов, которые помогут сделать проект успешным:

- Главное – понимать, что ты делаешь и к чему хочешь в итоге прийти. Не бойтесь ставить перед собой большие цели. Когда мы с сокурсниками задумали создать телекомпанию, я предложил пойти дальше и начать работу сразу над созданием телерадиокомпании «31 канал», хотя на тот момент реальных оснований для таких амбиций у нас, если честно, не было, - признался спикер. – Следующая задача: найти людей, с которыми вы будете работать. Но поскольку на этапе становления денег на HR у вас не будет, придется рассчитывать больше на везение.

Здесь решающую роль могут сыграть коммуникабельность и харизма, уверен Арманжан Байтасов. Эти качества помогут увлечь людей, призвать их работать если не за идею, то за очень скромное вознаграждение.

- Люди должны поверить в вас на стартовом этапе. Нет ничего обидного в том, чтобы работать за идею, - подчеркнул бизнесмен. – Помню время, когда нечем было платить зарплату сотрудникам "31 канала", и я договаривался с друзьями на бартер. До сих пор считаю это незазорным.

К слову, ТРК «31 канал» создавалась в далеком 1992, что называется, "на коленке".

- Стартовым капиталом в этом бизнесе стала видеокамера, которую привезли мне родители из своей первой заграничной поездки. Что-то из техники мы просили у друзей: «Отдай нам свой видеомагнитофон для студии монтажа, а мы тебе сделаем рекламу». Я считаю, что в стартапе мозги гораздо важнее денег.

- Когда легче было открыть телеканал: 20 лет назад или сегодня? – прозвучал вопрос из зала.

- Я точно могу сказать: сегодня открыть телеканал легче, чем раньше. Главная сложность 20 лет назад заключалась в получении лицензии на вещание, выделении телечастоты. А сейчас частоту можно вообще не получать: это доказывает популярность интернет-ТВ (я вообще считаю интернет-медиа самым перспективным направлением на сегодня). К примеру, у телеканала MuzZONE, открытого в 2005, частоты нет, и это не мешает нам присутствовать во всех кабельных сетях.

Тонкости зарабатывания денег посредством медиа Арманжан Байтасов перечислил тезисно:

- Все упирается в контент. Ваше СМИ должно быть интересным и уникальным.

- Развитие медиа сегодня немыслимо без интернета - надо идти в социальные сети.

- Цензуры в Казахстане нет, но она есть. Поэтому надо внимательно следить за тем, что вы пишете. Если вы написали что-то не то, к вам придут и вас поправят.

Последний пункт не теряет актуальности с тех пор, как Байтасов занялся этим бизнесом.

- Порой на меня оказывалось такое давление, что, честно скажу, хотелось всё бросить, - признался бизнесмен. – Но я этого не делал, а бился чуть не за каждый сюжет новостей «Информбюро». Сегодня в Казахстане, к сожалению, ужесточается законодательство в сфере свободы слова. Я считаю, это плохо: лучше пусть в судах идут разбирательства по размеру штрафов, а не по уголовным срокам в отношении журналистов.

- Почему в стране сегодня есть только два вида новостных программ на ТВ: «Хабар», где все хорошо, и КТК, где сплошная «чернуха»? – поинтересовался один из слушателей. – Ведь производство новостных программ не требует серьезных денег.

 - Я с вами полностью согласен, информационные программы не требуют больших капиталовложений, но дают самый высокий рейтинг. Хочу поделиться новостью: с сентября на телеканале «ТАН» (Байтасов – председатель совета директоров и владелец медиагруппы «ТАН». - F) выйдут в эфир новости, которые, как мы планируем, будут доносить до зрителей объективную информацию. На это меня подвигло опубликованное на сайте Forbes.kz открытое письмо кинорежиссера Ермека Турсунова. Я понял, что за годы независимости разговоры о самых простых вещах переместились на кухню. Люди стали бояться всего. Но молчать больше нельзя.

Весь рекламный рынок Казахстана предприниматель оценил в $350-400 млн в год. Половина этой суммы уходит на телеканалы. Для сравнения: суммарный годовой рекламный бюджет на телеканалах России составляет около $4 млрд.

- Деньги – вот причина того, что на казахстанских телеканалах нет собственных интересных передач, - ответил Байтасов на соответствующий вопрос из зала. – Создавать качественный телевизионный продукт очень дорого, а покрыть затраты за счет рекламодателей не получится.

- Почему программы на казахском языке телеканалы крутят ночью, когда большинство зрителей уже спят? – поступил очередной вопрос.

- Эта практика уходит в прошлое. Лично я выступал против введения нормы вещания на казахском и русском языках в соотношении «50/50» на телевидении, потому что у казахоязычных программ не было зрителя и, соответственно, рекламодателя. Но закон есть закон, его надо соблюдать, поэтому частные телеканалы пошли на такую хитрость. Время прошло, демографическая ситуация поменялась, и сегодня в Казахстане вырос зритель, желающий получать продукцию на государственном языке. Поэтому сегодня я бы делал ставку именно на проекты, ориентированные на казахоязычную аудиторию

- На какой стадии начитает приносить деньги интернет-СМИ? – поинтересовалась одна из участниц встречи.

- Специалисты уверяли меня, что рекламодатель придет на сайт, когда тот выйдет на уровень 5000 уникальных посетителей в сутки. Однако практика показала, что эту цифру надо увеличить в два раза, - поделился опытом Байтасов. – Но вообще совет такой: ходите ногами к потенциальным клиентам и объясняйте им, чем вы хороши.

- Что нужно сделать, чтобы Forbes Kazakhstan написал статью о стартапе? – спросил начинающий предприниматель.

- Forbes Kazakhstan нуждается в таких кейсах. Материалы про стартапы, особенно интересные и уникальные, мы всегда публикуем бесплатно. Мы вообще стараемся рассказывать больше историй успеха. Поэтому просто обращайтесь в редакцию.

- Ваша история успеха тоже впечатляет. Неужели не было ни одного поражения в бизнесе?

- Были, конечно. Но я стараюсь все это перечеркнуть и забыть. К примеру, в свое время мы решили конкурировать с газетами «Крыша» и «Колеса» и запустили два аналогичных издания. Эта идея с треском провалилась. Сейчас я, конечно, просто купил бы эти ресурсы. Но мне всегда интересно было развивать бизнес с нуля. Я вообще считаю, что в бизнесе лучше идти по ступенькам, а не подниматься на лифте. Так надежнее

Конечно, участники встречи не могли не спросить про то, как составляется рейтинг Forbes Kazakhstan.

- Когда мы начинали, никто не хотел добровольно «раскрываться». И я сам объяснял бизнесменам, что нечего стесняться, если это честно заработанные деньги (а нечестно заработанные Forbes не считает). Поэтому когда меня спрашивают, почему в нашем рейтинге нет чиновников, я отвечаю: «Дело не в том, что мы не знаем про их богатство, а в том, что оно нажито нечестным путем».

Завершая встречу, Арманжан Байтасов подчеркнул:

- Медиабизнес очень прибыльный, если он правильно организован. В Forbes Kazakhstan он организован правильно, поэтому он прибыльный.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить