Андрей Кончаловский: Капитализм обречён на провал

20184

Известный режиссер встретился с поклонниками в Алматы

Андрей Кончаловский.
Фото: Андрей Лунин
Андрей Кончаловский.

Вечером в пятницу, 4 ноября, в закрытом клубе Seven было не протолкнуться: в Алматы при поддержке международной платежной системы Mastercard приехал Андрей Кончаловский, чтобы в камерной обстановке встретиться с поклонниками. 79-летний режиссер был бодр, временами игрив, хотя говорил на очень серьезные темы. И темы, которые поднял гость, заставили надолго задуматься многих. Вот о чем рассказал маэстро.  

Об искусстве, таланте и селфи

Люди стали заниматься искусством для того, чтобы овладеть природой и передать ее красоту. Овладеть природой и красотой – это мечта, которая кончается там, где начинается селфи. Теперь все могут снять бесконечное количество селфи. Эти картинки дают иллюзию того, что какой-то важный момент пойман.

Я говорю (поклонникам.F): ну зачем вам селфи со мной? Давайте просто постоим рядом, посмотрим друг на друга, и вы запомните это мгновение. Но нет, человеку нужен документ.

Мне кажется, что изобилие таких изображений – это диарея, которая валится на наши головы. И все это приводит к тому, что изображение уже ничего не значит. В нем нет смысла. А ведь раньше Леонардо, или Мазаччо, или Фидий делали скульптуры, которые были бесконечно ценны, потому что никто не мог их запечатлеть, кроме самих творцов. В этом смысле ценность искусства – это его уникальность.

Но мало быть талантливым. Талант сам по себе мало что значит. Надо быть мастером. Мастерство – это труд. А талант без труда ничего не стоит.

О ценителях искусства

Сальвадор Дали, человек циничный и невероятно одаренный, однажды сказал: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Это очень искреннее и меткое выражение. Оно означает, что люди в начале ХХ века стали скупать произведения искусства, как говорится, на вырост. И потом они вешали на свои стены не произведения искусства, а инвестиции. Любоваться ими довольно сложно.

И искусство стало развиваться в том направлении, когда главное – продать его подороже. Человек, который покупает произведения искусства, уже не смотрит на качество произведения, а следует советам арт-дилеров: вложите миллион, а через несколько лет выручите два.

Я смотрю на работы Энди Уорхола и не понимаю, что в них красивого. Тем более, когда я знаю, что ни одной «своей» картины он сам не сделал, а делали их фотографы, а потом переносили на шелк. Однажды Уорхол приехал в студию сильно обдолбанный, помочился на картину, и она ушла за $11 млн. И где здесь искусство? То, что может сделать любой человек – это не искусство. Я в этом смысле очень консервативен.

Или взять тот же «Черный квадрат» Малевича. Там тоже нет искусства. Есть скандал. И скандал стал главным двигателем продвижения художника. Нет скандала – и продать ничего не сможет. Вот у нас один так называемый творец прибил себя за гениталии к брусчатке Красной площади (очевидно, речь идет о художнике Петре Павленском.F). Замечательное действо! Да, действительно, далеко не каждый человек сможет такое сделать. Но любоваться этим крайне сложно.

Фото: Андрей Лунин

О правах человека

Может, вас возмутит то, что я скажу, но права человека нигде не соблюдаются. Ни в одной стране. Этих прав вообще не существует. В 1948, когда ОНН утвердила Всеобщую декларацию прав человека, ее противники сказали: «Это - бред, нет ни одной страны, где все провозглашаемое в декларации можно осуществить». Позже бывший чешский президент, известный политик Вацлав Клаус писал, что произошла подмена понятий – прав человека на права гражданина (они были прописаны еще в документах Вестфальского мира), где, в общем-то больше обязанностей, чем прав.

Права не дают, их берут. А те, кто берут, не могут ими пользоваться. Возьмем, к примеру, Перестройку. Никогда Россия не была такой свободной, как в годы Перестройки. И что получилось? Бардак.

О кино

Если изобразительное искусство зашло в тупик, стараясь что-то продать задорого, как правило, не очень грамотному, но очень богатому человеку, то в кино произошло обратное. Мировая тенденция, пришедшая из Америки, привела к тому, что кинематограф превратился в фабрику по производству денег. «Голливуд» – это не американское кино. Так же, как McDonald’s – не американская еда. Американская еда – это тыквенный пирог, мясо барбекю или лимонад. А McDonald’s – это формула еды, которую можно универсально и одинаково приготовить, быстро подать и насытить. Еда, усовершенствованная до абсолюта. И шеф-повара здесь не надо.

То же самое – кинематограф. Чтобы сделать «голливудский» фильм, не нужен художник. Нужен тот, кто снимет фильм по универсальному рецепту: интересно, ярко, чтобы возбуждало. И чтобы попкорн параллельно можно было есть.

Я раньше тоже снимал «голливуд», а теперь снимаю фильмы, при которых попкорн не жуют.

Фото: Андрей Лунин

О Путине

Дмитрий Быков, с которым мы друзья, хотя и постоянно спорим – либерал. Он считает, что Путин всё испортил, и если бы не он, то всё в России было бы хорошо. Я говорю Дмитрию: "А если бы не было Путина, в подъездах, что, перестали бы гадить?".

Дело не в Путине. Мы вообще не можем быть уверены, что будет хорошо или плохо для какой-то культуры или государства. Потому что не власти решают, какая самая удобная структура для каждого государства. Это культура народа формирует структуру государственной власти. И если эта государственная структура не совпадает с культурой народа, то власть, построившая такую структуру, не удержится. Мы сначала должны разобраться, какие культурные силы определяют культуру. Тем более, что мы живем в той части света, где гражданского общества никогда не было. Никогда не было буржуазии – только богатые люди. Буржуазия вообще возникает там, где есть самоуправление и голосование.

Лучше Путина сейчас трудно представить кого-либо для России. Потому что он не пьет (что очень важно).

И еще он не делает торопливых выводов. Ведь когда вы идете пешком, сами по себе, у вас абсолютная свобода повернуть в любую сторону. Когда вы сели управлять автомобилем, то на дороге у вас уже меньше возможностей для маневра. А если вы сели в самолет, ваши возможности чрезвычайно ограничены. Не потому, что вы неспособный, а потому что вы руководите огромным инструментом, который не поддается мгновенным решениям. Поэтому я считаю, что сегодняшнее состояние России лучше, чем было последние 30 лет, потому что она снова становится настоящим государством и заявляет о своей независимости.

И у Путина, как сказал наш заклятый друг Збигнев Бжезинский, развито шестое чувство. А демократия в России будет лишь иллюзией демократии.

О капитализме и евреях

Если вы посмотрите фотографии автосалонов со спутника, то увидите: в общей сложности по всему миру стоят миллионы непроданных новых автомобилей. Почему? Потому что дилеры не хотят снижать на них цены. Им выгоднее часть машин отдать на слом, чтобы стимулировать производство новых. Они заставляют людей отказываться от своих, в общем-то, нестарых и неплохих вещей, и покупать новые. Совершенно абсурдная экономическая ситуация! Вместо того, чтобы производить в десять раз меньше машин (ведь старые будут работать еще 30 лет), они клепают новые. Это - абсурд капитализма.

Тома Пикетти написал книгу «Капитал в XXI веке», в которой доказал: капиталистическая система обречена на провал. Автор сравнил концентрацию капитала с обеднением масс и сумел доказать, что сейчас повторяется ситуация, сложившаяся в XVIII веке, когда 2% населения цивилизованного мира владели 80% богатств. Правда, двести лет назад появилась демократия. А сегодня в мире происходит стремительное обнищание и вымывание среднего класса. Пикетти доказывает, что богатства накапливаются не от таланта, а из-за связей и по наследству. За двести лет капитализм так и не демократизировался. Та что не будем списывать со счетов Карла Маркса.

Кстати, актер и драматург Питер Устинов хорошо сказал: «Иногда я жалею, что не еврей. Ведь этот народ мало того, что породил две величайшие фигуры в человеческой истории – Христа и Маркса -  так еще и имел роскошь не последовать ни за одним из них».

Фото: Андрей Лунин

Об обществе потребления

Две самые большие талантливые в жизни профессии – это учитель и доктор. И они у нас как раз меньше всего зарабатывают. Когда мы встречались с новым министром образования (Ольгой Васильевой.F), я сказал: надо менять систему образования, потому что сейчас мы не воспитываем ни учителей, ни родителей. За последние 25 лет мы приучили их, что надо воспитывать потребителей. И это ужасно! Растут потребители, подталкиваемые этими: «Бери от жизни всё!», «Время – деньги» и т.д.

У Льва Толстого есть повесть «Холстомер». В ней лошадь рассуждает о жизни, говоря, что человек – очень странное существо. «Человек говорит: «дом мой», и никогда не живет в нем, а только заботится о постройке и поддержании дома... Есть люди, которые женщин называют своими женщинами или женами, а женщины эти живут с другими мужчинами». Общество потребителей…

О Никите Михалкове

Думаю, Никита – замечательный и очень талантливый режиссер, который сейчас увлекся большим стилем, идеей государственности и религиозности. И это ему мешает. Он стал очень большим художником, и мне очень жалко смотреть на то, что он не вглядывается в другие важные вещи. Хотя он - очень большой режиссер, у которого я многому научился, хотя он мой младший брат.

О себе

Я все время меняюсь. Как любой думающий человек. Я думаю, принципиальные люди должны менять свои принципы. Они должны учиться. Другое дело – надо стараться не доставлять боль другим. Мы часто говорим, что надо любить других. Но надо в первую очередь любить себя, чтобы других любить. «Возлюбить ближнего как самого себя». А себя любить – это сложно. Это значит, нельзя проживать ни дня без личностного роста.

Я тоже многому учусь. Вот раньше я был западником, был нетерпеливым, как все молодые люди. А сейчас я перестал бояться провала.

Фото: Андрей Лунин

Встреча с Андреем Кончаловским прошла при поддержке ведущего дистрибьютера ювелирных украшений, часов, аксессуаров, предметов интерьера и одежды на территории Казахстана - компании VILED Group, и мирового лидера на рынке предметов роскоши - группы LVMH с брендом односолодового виски Glenmorangie, накопившего с 2007 года наибольшее количество золотых медалей самого престижного международного конкурса вина и алкогольных напитков IWSC.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube