Покупка английского футбольного клуба, или Правильное решение Михаила Ломтадзе

Пока казахстанские футбольные клубы служат насосом, с помощью которого предприимчивые люди выкачивают деньги из государственного бюджета, английские становятся объектами выгодных инвестиций

Не прошло и года…

После коррупционного скандала в Международной федерации футбола (ФИФА), разразившегося в конце мая 2015 года и приведшего к отставке её многолетнего президента Йозефа (Зеппа) Блаттера, никто уже и не вспоминает, как 15 июля 2004 года на церемонии открытия международной выставки футбольной индустрии в Цзыбо (провинция Шаньдун) швейцарец «взорвал бомбу», назвав местом рождения футбола… Китай! Да-да, ещё 2300 лет назад в королевстве Ки играли в цуцзюй – игру, в которой тяжёлый кожаный мяч, набитый перьями или шерстью, загоняли ногами (цуцзюй так и переводится «толкать мяч») сначала в круглые лунки, а потом уже и в бамбуковые ворота.

Как бы то ни было, а родиной футбола была и остаётся Англия. И не искушённому в футболе человеку трудно представить себе иерархическую структуру из двух десятков лиг с более чем 5000 клубами, но именно такую пирамиду представляет собой английский клубный футбол вместе с клубами Уэльса. На самом верху этой пирамиды – Премьер-лига (Premier League), согласно таблице коэффициентов УЕФА считающаяся сильнейшим национальным чемпионатом в Европе, далее следуют Чемпионшип (EFL Championship), Лига 1 (EFL League One), Лига 2 (EFL League Two), Национальная лига (National League) и далее по списку.

В феврале 2020 года Роб Куиг стал председателем Совета директором ФК «Уиком Уондерерс»
В феврале 2020 года Роб Куиг стал председателем совета директором ФК «Уиком Уондерерс»
Фото: wycombewandererstrust.com

На Британских островах футбол – это всё. Вот почему не осталось без внимания широкой общественности интервью, которое дал BBC в июле 2023 года Роб Куиг, владелец выступающего в Лиге 1 клуба «Уиком Уондерерс» (Wycombe Wanderers F.C.): в нём 74-летний американец признался, что планирует продать клуб в течение следующих четырех лет. И уж тем более поразила всех появившаяся 4 мая 2024 года на сайте клуба новость о вхождении в состав совета директоров трёх новых членов: Михаила Ломтадзе, Эдуарда Вишнякова и Дэна (Дэниела) Райса.

Нужно отметить, что для этого, во-первых, потребовалось разрешение Английской футбольной лиги (EFL), а, во-вторых, входным билетом для этой троицы стало приобретение компанией Михаила Ломтадзе Blue Ocean Partners II Ltd 90%-ного пакета акций «Уиком Уондерерс», ранее принадлежавшего Feliciana EFL Ltd (трастовая компания, в которой 75% принадлежало Робу Куигу и 25% – болельщикам клуба).

Что ж, думаю, председатель правления Kaspi.kz сделал правильный выбор, вложившись в английский футбольный клуб с почти 140-летней историей (основан в 1887 году) и стадионом Adams Park на 9 558 посадочных мест, выгодным расположением (городок Хай-Уиком с 90-тысячным населением находится всего в полсотне километров от Чаринг-Кросса, считающегося географическим центром Лондона) и достаточно высоко стоящий в табели о рангах (серединка 3-го дивизиона – не так уж и плохо как точка отсчёта новой истории). При всём этом вряд ли чрезмерно дорогой.

Уж точно не сравнить с лондонским «Челси», который российский миллиардер Роман Абрамович купил в 2003 году за 140 млн фунтов стерлингов (~$190 млн), за два десятка без малого лет вложил в него ещё 1,6 млрд фунтов, а в мае 2022 года, после начала войны в Украине и ввода правительством Великобритании санкций, был вынужден продать за £4,25 млрд (по факту – уступить, так как ни пенни из этой гигантской суммы Абрамович не получит) ставшим звёздным клуб консорциуму, в котором главную роль играет американский миллиардер Тодд Боэли, совладелец бейсбольного клуба «Лос-Анджелес Доджерс» и баскетбольного клуба «Лос-Анджелес Лейкерс».

Баннер ФК «Уиком Уондерерс»
Баннер ФК «Уиком Уондерерс»

Что не получилось у Роба Куига

Но вернёмся к Роберту Эммету Куигу-младшему (таково полное имя Роба Куига, полного тёзки своего отца Боба Куига-старшего), отметившему 20 апреля своё 75-летие. Тем более что в его биографии тоже есть бейсбольный клуб.

Уроженец Нового Орлеана и активист Республиканской партии долгое время пытался сочетать юридический и инвестиционный бизнес с политикой: в 1980 и 1999 годах боролся за место в Палате представителей Конгресса США от своего родного штата Луизиана – оба раза неудачно, проиграл он и на выборах мэра Нового Орлеана в 2006 и 2010 годах. Ничем завершилась попытка в 1990-х годах преуспеть на спортивном поприще: ни бейсбольная New Orleans Zephyrs, для которой даже был построен стадион, ни футбольная New Orleans Storm не дожили под управлением Куига до миллениума.

И всё же соккер, как называют в Штатах европейский футбол, не давал ему покоя. И в феврале 2019 года американский инвестор заявляет о своём желании купить 92% акций компании Yeovil Town Holdings Ltd, владеющей клубом EFL League Two «Йовил Таун» (Yeovil Town F.C.), стадионом Huish Park и прилегающей к нему территорией. Увы, в мае стало ясно, что клуб вылетает в Национальную лигу, где, наряду с профессиональными, выступают и полупрофессиональные клубы, и сделка сорвалась. Вот тогда-то Куиг и переключился на «Уиком Уондерерс», годом ранее под руководством главного тренера Гарета Эйнсворта и с капитаном Мэттом Блумфилдом поднявшийся из Лиги 2 в Лигу 1 и явно нацелившийся на Чемпионшип. А там уже и до Премьер-лиги было рукой подать.

После приобретения 90% акций клуба Роб Куиг, его жена Мишель (Мисси) Куиг и его племянник Пит Куиг вошли в совет директоров, а последний стал ещё и спортивным директором клуба. Ещё 10% остались за болельщиками клуба в лице Wycombe Wanderers Supporters Group Ltd, представленными в СД Тони Хектором и Тревором Страудом. Именно Страуда 21 февраля 2020 года сменил Роб Куиг на посту председателя СД, одновременно став и генеральным директором (CEO) клуба.

И хотя сезон-2019/20 оказался смазан финансово, но из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 клуб сумел пробиться в Чемпионшип – впервые в своей истории. Вот только задержаться в нём, к сожалению, не получилось. И вернуться – тоже: ни через год, ни через два, ни в нынешнем сезоне, который команда уже с 40-летним Блумфилдом в качестве главного тренера завершила на 10-м месте. Теперь вся надежда клуба на деньги и профессионализм команды Михаила Ломтадзе.

Что дальше?

В своём первом обращении к болельщикам «Уиком Уондерерс» Михаил Ломтадзе сказал: «Наша цель – добиться долгосрочного успеха как на поле, так и за его пределами, одновременно создавая финансово устойчивый клуб. Футбольный мир развивается очень быстро, и нашим приоритетом будет интеграция аналитики данных и технологий, чтобы поднять эффективность клуба на новый уровень. Я также твёрдо верю в развитие молодёжи, и это будет иметь основополагающее значение для видения клуба.

Мы стремимся вновь открыть и построить ведущую высокоэффективную академию, которая станет неотъемлемой частью нашей долгосрочной стратегии развития клуба, стабильно выступающего на самом высоком уровне. Мы с нетерпением ждём начала совместной работы с Wycombe Wanderers Supporters’ Trust, поскольку вместе открываем для клуба новую главу в его истории. Я рад приступить к работе и с нетерпением жду встречи со всеми на «Адамс Парк» в начале сезона 2024/25».

И тут следует сказать о том, кто непосредственно будет отвечать за все футбольные функции клуба, включая подбор персонала, первую команду, академию, тренерскую работу, спортивную науку и аналитику. 37-летний Дэн Райс с 2009 года занимается поиском и воспитанием молодых талантов. Работал в лондонских «Фулхэме» и «Арсенале», в молодёжных сборных Англии разных возрастов – от 17 до 21 года, в «Саутгемптоне» и ливерпульском «Эвертоне». В «Уиком Уондерерс» он займёт должность главного футбольного директора, работая вместе с советом директоров, Нилом Питерсом (руководитель отдела бизнес-операций), Томом Холдером (руководитель отдела футбольных операций) и Мэттом Блумфилдом.

Что касается Эдуарда Вишнякова, то можно предположить, что выпускник бизнес-школы Kingston University (2013–2016) и обладатель степени магистра по управлению проектами является одним из четырёх сыновей украинского миллионера Олега Вишнякова, в 2021 году входившего в топ-100 самых богатых украинцев. Его трудовой опыт связан с маркетингом в отраслевых ассоциациях сектора зелёной энергетики – Anaerobic Digestion & Bioresources Association и World Biogas Association. В «Уиком Уондерерс» Вишняков будет помогать совету директоров в вопросах финансового контроля и планирования работы клуба.

Вид на стадион «Адамс Парк» с высоты птичьего полёта
Вид на стадион «Адамс Парк» с высоты птичьего полёта
Фото: wycombewandererstrust.com

Деньги решают не всё, но многое

Если посмотреть список владельцев английских футбольных клубов, то больше всего иностранцев – в Премьер-лиге, что и понятно. Но и в Лиге 1 их немало. Так что «Уиком Уондерерс», помимо прежних соперников, придётся, к примеру, соперничать как со свалившимся из Чемпионшипа «Бирмингем Сити» (Birmingham City F.C.) американца Томаса Вагнера, совладельца инвестфонда Knighthead Capital Management LLC, так и с поднявшимся из Лиги 2 валлийским «Рексемом» (Wrexham F.C.), которым владеют голливудские звёзды Райан Рейнольдс и Роб Макэлхенни. Неизвестно, во что обошлась гражданину Грузии Михаилу Ломтадзе покупка английского клуба, но общий размер его инвестиций в Казахстане составит более 10 млрд тенге.

Для сравнения, в сентябре 2023 года авторитетный Telegram-канал «Дядя Ваня», поддерживаемый спортивным журналистом Иваном Резванцевым и его небольшой командой, подсчитал, сколько в сезоне-2023 получили 14 клубов казахстанской премьер-лиги из государственного бюджета: вышло 26,074 млрд тенге ($56,291 млн). Даже притом, что учитывались только те суммы, которые фигурировали в тендерах на веб-портале государственных закупок, лишь три клуба сумели уложиться в установленный правительством РК ещё в начале 2022 года лимит в размере 1,2 млрд тенге.

Сюда, кстати, не вошли затраты на ФК «Астана», который финансируется из квазигосударственного сектора – фондом Sport Qory (официально – КФ «Фонд поддержки индустрии туризма и спорта»). А это, замечу ₸5,3 млрд ($11,95 млн), на ₸0,5 млрд больше, чем годом ранее.

Что касается алматинского «Кайрата», то он получает деньги из городской казны только на нужды своих академий. Основная же команда финансируется за счёт личных средств Кайрата Боранбаева.

Впрочем, хозяин «Кайрата» не единственный, кто вкладывается в наш футбол. К примеру, мне нравятся проекты, курируемые и финансируемые компанией Freedom Holding Corp. Тимура Турлова: спортивное реалити-шоу SUPER BOL и юношеская (до 18 лет) лига QJ League. А теперь к ним добавился и основатель ведущего в Центральной Азии финтеха Kaspi.kz, заявляющий: «Это моя личная мечта – создать профессиональную детскую футбольную академию мирового уровня в Казахстане и Англии, в которой смогут воспитываться самые лучшие и талантливые юные футболисты и будущие звезды. Обучение в академии будет полностью бесплатным, и молодые спортсмены получат возможность обучаться у самых лучших тренеров нашей страны и родины футбола – Англии.

Футбол – это самый массовый и зрелищный вид спорта с огромным потенциалом для улучшений спортивного мастерства и является источником гордости во многих странах. Я уверен, что наш футбол можно поднять на новый уровень с использованием моего опыта создания инновационного бизнеса, применяя самые современные технологии и возможности искусственного интеллекта. Я надеюсь, что мы сможем воспитать звезд мирового уровня для казахстанского футбола».

Больше, чем жизнь

Мне было, наверное, лет 15, когда я прочёл в газете «Советский спорт» о том, что великий музыкант Элтон Джон выкупил «Уотфорд», любимый клуб своего детства и, возможно, тем самым спас его от разорения и полного забвения. Теперь та история страсти стала легендой, о которой можно прочесть в публикации «Уотфорд» спас мне жизнь».

Другой пример: легендарному Биллу Шенкли, главному тренеру «Ливерпуля» в 60-70-х годах прошлого века, приписывается такая фраза: «Некоторые считают, что футбол – дело жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее!». В авторство Шенкли легко верится, ведь именно о нём говорили: «Если в этот день не играл «Ливерпуль», он отправлялся смотреть «Эвертон». Если не играл и «Эвертон», он ехал в Манчестер. Если ничего не было и в Манчестере, он перемещался в Ньюкасл. Если футбола в этот день не было вообще, он шёл в парк и смотрел, как играют дети. Если они не играли в футбол, он сам организовывал им матч».

Мне кажется, именно такого отношения к футболу, как у Шенкли, и не хватает большинству наших футбольных деятелей. И тем приятней, что появляются всё же люди, которым небезразлична судьба казахстанского футбола и которые готовы вкладываться в его будущее. Теперь слово за государством?

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте