Сколько нужно государства экономике

11912

В 1956 году вышла в свет книга английского психиатра Уильяма Росса Эшби «Introductionto Cybernetics», в которой был сформулирован знаменитый закон необходимого разнообразия – только разнообразие может уничтожить разнообразие.

Несколько пространная формулировка гласит: пусть на систему воздействуют разнообразные негативные обстоятельства. Если разнообразие ответных реакций окажется больше или равно им, то ничего не случится. В противном случае систему ждут серьезные неприятности.

К примеру, экономика Казахстана живет за счет нефтяной ренты. Реформы, проведенные в конце прошлого века, в сочетании с ростом цен на нефть обеспечивали высокие темпы ее роста и приток иностранных инвестиций. Но случилась неприятность – мировой финансовый кризис. Темпы роста ВВП снизились, приток инвестиций в основной капитал сократился, потом стал потихоньку восста-навливаться, но так и не достиг докризисного. Скорость притока иностранных инвестиций неуклонно падает.

Меры, предпринимаемые государством, особого эффекта не приносят. Более того, несмотря на широко разрекламированную политику индустриального развития, доля промышленного производства неуклонно уменьшается.

Предприниматели, на чью инициативность можно было рассчитывать, особой активности не проявляют – перед ними стоят почти непреодолимые барьеры: малая доступность финансирования, низкая конкурентоспособность с импортом, узость внутреннего рынка, практическая закрытость экспорта из-за бюрократических рогаток, коррупции, дороговизны логистики и отсутствия необходи-мой рыночной информации.

И тут новый удар – почти в 2 раза упали цены на нефть. Промышленность проседает, бюджет сводится с дефицитом, национальная валюта испытывает не-шуточное давление. И нет никаких внятных идей, что надо делать.

В итоге мы имеем: разнообразие негативных воздействий равно двум, а разнообразие ответных реакций – нулю.

Среди причин недостаточности разнообразия экономики Казахстана выделим одну – чрезмерное влияние государства на экономику, где оно исполняет множество ролей. Государство – надзиратель, регулятор и арбитр, устанавливаю-щий правила игры, наблюдающий за их исполнением, улаживающий споры субъектов. Но в то же время и предприниматель, предлагающий рынку свои товары и услуги. И их потребитель.

Редкому государству в редкие мгновения удается свести концы с концами. Поэтому оно постоянно ломает голову, как бы побольше изъять денег из экономики – через налогообложение и заимствование, которые тут же в экономику возвращаются через собственное потребление, социальные выплаты и субсидии.
Наконец, государство обладает важной монополией – печатать деньги. Используя это, регулируя денежное обращение, оно пытается контролировать цены.

Иными словами, государства много в экономике. Это обусловлено его сущностью. Но есть предел, за которым масштаб влияния становится препятствием для экономического развития. Причины этого нам поясняет тот же закон необ-ходимого разнообразия, но уже в другой формулировке: управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. То есть либо у нас идеальное государство, способное разобраться в любой ситуации и все проконтролировать, либо управляемость экономики оставляет желать лучшего.

Попытки построить идеальное государство предпринимались неоднократно, самый близкий для нас пример – СССР. Но ни одна не увенчалась успехом: жизнь постоянно генерирует новые ситуации и никакой госаппарат не может за ними поспеть. Чтобы сохранить управляемость, государство стремится сократить разнообразие, то есть возможное количество различных ситуаций. И тогда мы получаем закономерность: чем больше государства в экономике, тем меньше в ней конкуренции и, соответственно, больше «заболоченных» секторов. Больше надзора – больше барьеров на вход новых предпринимателей. Больше налогов – больше закрытых компаний. Больше потребления – меньше возможностей для сбыта товаров и услуг.

Последнее нуждается в пояснении. Доля ФНБ «Самрук-Казына» в экономике составляет примерно 50%, в силу этого он является крупнейшим потребителем. Но так как фонд государственный, то во избежание коррупции и снижения предпринимательского риска для него разработаны сложные бюрократические процедуры по закупу товаров и услуг. В итоге таковые становятся непреодолимым ба-рьером для большей части МСБ. Доступным же этот рынок остается для небольшого числа крупных или средних компаний, имеющих длительный опыт партнерства с «Самрук-Казыной».

Если власть хочет дать новый импульс развитию Казахстана, она должна сократить свое присутствие в экономике. Необходимо предоставить больше возможностей для самоорганизации, саморегулирования, инициативы.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить