Почему США придерживаются провальной стратегии на рынке цифровых активов

16126

18 апреля, впервые за последние 18 месяцев, Гэри Генслер, председатель американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (сокращённо SEC), предстал перед Комитетом по финансовым услугам Палаты представителей

ФОТО: © unsplash.com

В то время как Великобритания, Евросоюз, Япония и другие развитые страны разрабатывают новые форматы регулирования цифровых активов, Генслер выбрал иной подход. Ему представилась первая реальная возможность объясниться перед Конгрессом, но получилось не очень удачно.

У адвокатов есть поговорка: когда закон на вашей стороне, ваш аргумент – закон; когда факты на вашей стороне, ваш аргумент – факты; когда на вашей стороне ни закон, ни факты, вы стучите кулаком по столу. Выступая в Конгрессе, Генслер много раз метафорически «стучал кулаком по столу». Председатель SEC не смог ответить даже на базовые вопросы, касающиеся стратегии его ведомства по контролю за соблюдением действующих правил и норм, что объясняется сохраняющейся неопределённостью в регулировании, которая способствует быстрому оттоку талантливых технических кадров из США.

Во время слушаний Генслер столкнулся с критикой по многим поводам – от краткости периодов общественного обсуждения до недавней волны увольнений высокопоставленных сотрудников SEC. Однако вопрос, который вызвал самую горячую дискуссию, касался подходов Генслера к цифровым активам. После краха биржи FTX Генслер позиционировал SEC как главного полицейского в криптовалютном «округе». Несмотря на продолжающиеся споры с другими регуляторами по поводу полномочий и юрисдикции, под руководством Генслера комиссия SEC завела более 50 дел о нарушениях, связанных с цифровыми активами. Но в ответ на критику обеими партиями его полицейских подходов Генслер не смог представить внятного объяснения своих действий.

Тот факт, что после двух лет в кресле председателя SEC у Генслера не нашлось ответов на многие из актуальных вопросов, связанных с регулированием экосистемы цифровых активов, объясняется непоследовательностью подходов Америки к регулированию криптовалют и индустрии web3. Впрочем, данные им в Конгрессе показания позволяют составить полезную картину этой непоследовательности.

Во-первых, американские власти обязаны определить, чем являются криптовалюты – товаром или ценной бумагой. Председатель комитета Патрик Макгенри начал слушания с простого вопроса: как Генслер классифицирует Ethereum, второй крупнейший цифровой актив после биткоина? Генслер не смог дать ответ, хотя во время слушаний его спросили об этом ещё почти дюжину раз. Генслер настаивал на ясности существующего законодательства, хотя председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами Ростин Бенем заявил под клятвой, что Ethereum – это товар, в то время как Генслер ранее говорил, что все цифровые активы, кроме биткоина, являются ценными бумагами.

Человек, не способный определить категорию второго крупнейшего цифрового актива, не должен заниматься регулированием этой отрасли. Усиливая неопределённость базовых определений, Генслер лишает ответственных игроков отрасли возможности действовать в предсказуемой среде регулирования.

Во-вторых, Генслер не смог определить мандат SEC. Один из старейших членов Палаты представителей и Комитета по финансовым услугам, демократ Максин Уотерс трижды спрашивала Генслера, обладает ли SEC необходимыми юридическими полномочиями для регулирования криптоиндустрии. И каждый раз Генслер утверждал, что имеет. Но затем, когда конгрессмен Френч Хилл напомнил Генслеру его прежние заявления, председатель SEC признал, что Конгрессу, возможно, следует расширить полномочия ведомства для надзора за рынком стейблкоинов, чьи размеры оцениваются в $185 млрд.

В-третьих, на вопрос конгрессмена-демократа Ритчи Торреса, почему SEC превращает в мишень американские компании цифровых активов, подобные Coinbase, в то время как новейшая история показала, что нерегулируемые офшорные компании создают намного более серьёзные риски для потребителей, Генслер не смог дать удовлетворительного объяснения. Фактически он утверждал, что иностранные компании труднее заставить реагировать на вызовы в суд. Столь шокирующее признание позволяет сделать вывод, что SEC не заинтересована в сотрудничестве с ответственными компаниями цифровых активов в деле реформирования американской финансовой системы, благодаря которой 89% всех ценных бумаг достались десяти процентам самых богатых американских домохозяйств.

В-четвёртых, Генслер ранее неоднократно призывал компании цифровых активов «прийти и зарегистрироваться» в SEC, но на слушаниях он признал, что его ведомство пока что не утвердило новые правила, которые бы позволили компаниям web3 откликнуться на его призыв. Накануне слушаний члены комитета из Республиканской партии подписали совместное письмо с критикой такого подхода, заставляющего компании гадать о действующих «дорожных правилах».

Наконец, Генслеру оказалось нечего сказать по поводу массового исхода компаний цифровых активов из США. В день, когда Генслер предстал перед комитетом, гендиректор Coinbase Брайан Армстронг заявил, что неопределённость среды регулирования может принудить эту биржу криптовалют к релокации в другую страну. Недавно SEC направила Coinbase так называемое уведомление Уэллса с предупреждением о потенциальном наказании за обнаруженные нарушения. Этот шаг многих удивил, учитывая, что всего два года назад SEC разрешила Coinbase стать публичной компанией.

Если США не сменят курс, они могут утратить лидерство на рынке цифровых активов. По данным нового доклада компании венчурного капитала Electric Capital, США уступают свою долю на рынке девелоперов цифровых активов – по 2% каждый год. Несмотря на огромные потенциальные выгоды сохранения фирм web3 в США (согласно прогнозам авторов доклада, количество девелоперов блокчейнов увеличится с 23434 сегодня до одного миллиона к 2030 году), Генслер выглядит равнодушным. Игрокам web3 очевиден резкий контраст между подходами Генслера и его коллег в Бразилиа, Лондоне, Токио, Сиднее, Брюсселе, Дубае и Сингапуре.

Выбор, сделанный SEC, может иметь далекоидущие последствия для американских интересов в сфере экономики и безопасности, и риски слишком велики, чтобы оставлять этот выбор в руках одного регулятора. Но есть и позитивная сторона у фиаско Генслера в Конгрессе: на фоне новейших усилий Китая по заманиванию криптофирм в Гонконг оно может, наконец-то, заставить американских законодателей задуматься о том, что стоит на кону.

Томайка Тиллеманн, директор по политическим вопросам в компании Haun Ventures.

Крис Лихейн, директор по стратегии в компании Haun Ventures

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить