Почему на протесты первыми вышли «привилегированные» сторонники Газы

«Антисионистское» движение, распространившееся в университетских кампусах США, часто оказывается непоследовательным

Легко высмеивать протестующих в США студентов, которые выступают за свободную Палестину «от реки до моря». Студенты самых дорогих и престижных университетов Америки надевают палестинские куфии, «освобождают» здания кампусов (как будто они борцы за свободу) и требуют – по крайней мере в случае с одним молодым протестующим – от университетского руководства еды и воды в качестве «базовой гуманитарной помощи».

Да, все политические демонстрации похожи на театр. И, конечно, не все из протестующих против убийства большого числа невинных граждан в Газе заслуживают насмешки. Применение к ним насилия – полицией или агрессивной толпой, как это произошло в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), – неприемлемо.

Проблема в том, что «антисионистское» движение, распространившееся в университетских кампусах, часто оказывается непоследовательным. Его идеологи склонны считать всё взаимосвязанным: полицейское насилие против афроамериканцев, глобальное потепление, империализм США, превосходство белых, историю американского рабства, европейский колониализм, транс- и гомофобию («Квиры за Палестину»), а теперь ещё и войну Израиля с ХАМАС. Как выразился студент Корнелльского университета в интервью газете «New York Times», «климатическая справедливость коренится в той же самой борьбе с империализмом, капитализмом и так далее. Я думаю, всё это в полной мере относится к этому конфликту, к геноциду в Палестине».

Сионизм, который в XIX веке представлял собой разнородное еврейское националистическое движение с религиозными, светскими, крайне левыми и крайне правыми элементами, сегодня стал синонимом колониализма, империализма и расизма. Согласно этой логике, хороший, гуманный, моральный человек должен быть «антисионистом».

Означает ли это также быть «антисемитом», как утверждают некоторые, не всегда ясно. Оппозиция сионизму или критика политики Израиля необязательно являются антисемитизмом. Однако отрицание права Израиля на существование, безусловно, является враждебным, равно как и предположение, будто все евреи – сионисты.

Для связи всех пересекающихся форм угнетения имеется особый научный термин: «интерсекциональность». Многие студенты, которые сейчас выходят на демонстрации за Палестину, используют эту концепцию, потому что их так научили, причём научили преподаватели тех же самых университетов, против которых они теперь бунтуют.

В океане конкурентной политики идентичности есть одна идея, с которой согласны все хорошо образованные либеральные левые (особенно в США): правильно мыслящий гражданин пострабовладельческого, постколониального Запада должен быть активным борцом с расизмом, империализмом и колониализмом. Предполагается, что сквозь эту призму надо смотреть на все глобальные события в прошлом и настоящем, в том числе на сложные конфликты – от США до Ближнего Востока.

Это мировоззрение помогает объяснить, почему пропалестинские протесты начались в некоторых наиболее эксклюзивных университетах США: Колумбийском, Гарвардском, Йельском, Стэнфордском. Интерсекциональность – это не главная проблема для людей из рабочего класса; скорее, она служит признаком принадлежности к образованной элите, которая привыкла считать себя коллективной моральной совестью западного мира.

Некая степень классовой вины за учёбу в самых дорогих университетах мира могла способствовать повышению активности студентов, особенно в обществе, в котором разрыв между богатыми и бедными растёт. С привилегиями становится легче жить, когда классовую борьбу заменяют протесты против колониализма и расизма.

Однако классовая принадлежность имеет значение. Восстания часто начинаются из-за страха утраты привилегий. Демагогия бывшего президента США Дональда Трампа привлекает белое население, у которого сравнительно низкий уровень образования и которое недовольно ситуацией, когда иммигранты начинают жить лучше, чем они. Нечто похожее происходит в элитных университетах в США и в других частях западного мира.

Вплоть до недавнего времени тот факт, что вы родились [в США] белым мужчиной в хорошо образованной семье, означал, что вы получили билет в высшие эшелоны общества. Однако сегодня обострилась конкуренция со стороны прекрасно образованных женщин и небелых за наиболее востребованные рабочие места в научно-преподавательской среде, в издательствах, музеях, журналистике и в других сферах, требующих высшего образования. Это, безусловно, позитивная тенденция. Все, кто верит в инклюзивность, разнообразие, не говоря уже об интерсекциональности, должны её приветствовать.

Однако идеология либеральных левых требует активной «деколонизации» и ритуальных признаний в расовых привилегиях, что может вызвать защитную реакцию. Все больше молодых белых мужчин в Европе и США примыкают к крайне правым политическим партиям и к ловким фигурам, которые выглядят как гуру и обещают научить утверждать свою маскулинность и ставить женщин обратно на их место. Очевидно, что этот подход позволяет играть на предубеждениях против небелых.

Беспокойство элиты по поводу сохранения своих привилегий может проявляться и иными способами. Студенты самых дорогих частных университетов могут решить, что в их интересах продемонстрировать свои честнейшие интерсекциональные намерения в качестве борцов с расизмом, империализмом и колониализмом, превзойдя в своём рвении меньшинства. Это один из способов зацепиться за лидерские позиции в интеллектуальной и культурной сфере.

Возможно, именно поэтому студенты и преподаватели Колумбийского университета первыми показали пример, организовав протест против войны Израиля в Газе, и этому примеру сразу последовали активисты остальных университетов Лиги плюща. Неизвестно, поможет ли это палестинцам действительно обрести собственное государство, в котором они смогут жить лучше и достойней под властью свободно избранного правительства. Однако, возможно, это не было главной целью протестов. Как это часто случается с протестными движениями в США, смысл нынешнего движения полностью сводится к проблемам Америки.

© Project Syndicate 1995-2024

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте