Сравнение бизнеса с войной

6585

Что мог знать Сунь-Цзы о ведении двойной бухгалтерии?

Существует множество популярных книг, утверждающих, что война способна дать урок по ведению бизнеса. Я прочел несколько из этих трудов, зная, что книги о бизнесе можно не выбирать. Мудрость, на которую они претендуют, можно увидеть только в отдельных предложениях, названии глав и иногда в названии самой книги. Например, работа «Секреты лидерства Аттилы» не учит ничему, только демонстрирует горы человеческих черепов на выставках, дабы привлечь потенциальных клиентов. По признанию самого автора, «подлинность афоризмов Аттилы проверить нельзя». Так что, если вы хотите вырвать долю рынка у византийских императоров, обратитесь к более авторитетным источникам.

Среди более поздних книг есть «Уроки лидерства от морских котиков», и один из главнейших уроков – это ношение оружия. Весьма деловой совет. Если вы продаете дурь. Введение заявляет следующее: «Эти методы были опробованы в Боснии, Афганистане и Силиконовой долине». Я сам успел побывать в Боснии и Афганистане. Но, по мне, лучше работать на улицах Трайбека, продавая электронные приложения в барах.

Книга «Военные игры в бизнесе» начинается со слов: «Военные игры в бизнесе очень популярны. К несчастью, если вы недоросли до исполнительного директора, вас не пригласят». Можете смело закрывать книгу, но смеха ради оставьте ее. Одна из ее глав называется «Можете ли вы точно предугадать поведение своих конкурентов?» и начинается со слов: «Ответ к названию этой главы – да».

«Самая опасная книга, которую вы когда-либо прочтете» (и она бы стала таковой, если бы я запустил ее через двор и попал в соседскую собаку, которая меня и так не любит). Сама книга хвастает, что основана на методах военной разведки. Наверное, это один из тех методов, который предупредил нас о нападении на Перл-Харбор. Среди предложений, которые выносит эта книга, есть такой пассаж: «На допросе следователь ломает «языка» психологическими уловками, до тех пор пока тот не заговорит». Можно получить огромное удовольствие от этих методов в федеральной тюрьме, вместе с Берни Мейдоффом.

Несмотря на все это, все еще остается место для Сунь-Цзы. Гений бизнеса со стажем в 2,5 тысячи лет выпустил еще одну книгу под названием «Искусство войны для администраторов». Очень простенькая книга, которая начинается так: «Это нелегкое чтиво, тем более для занятых профессионалов, у которых нет времени, чтобы вдуматься в текст». Великий учитель пестрит умными мыслями типа «Если ваш конкурент бродит в неведении, значит, он не уверен».

Еще я взглянул на «Полевой учебник армии США о лидерстве», содержащий между прочим «Введение для читателей-бизнесменов». По идее, это введение должно «сформировать лидера, который будет вдохновлять людей, организовывать действия, создавать стратегии и устранит ваших коллег и конкурентов». (Последние шесть слов я выдумал.)

Я не являюсь экспертом в области войны или бизнеса, но, как опытный спецкорреспондент и редактор журнала, я насмотрелся на то и другое. Благодаря этому я могу со всей ответственностью заявить, что между ними столько же общего, как между огнестрельным ранением и счетом подотчетных сумм.

Фото: Kagan Mccleod

Я признаю, что в бизнесе есть «ожесточенные бои», особенно когда на рынок выводится слишком дорогой или неважный товар. С другой стороны, хороший бизнес приносит больше пользы, чем самая лучшая война, а именно – взаимную выгоду. Клиенты становятся удовлетворены вместе с инвесторами, сотрудниками и начальством. На войне-же либо вы, либо вас. В конце делового дня такого точно не встретишь.

Вот вам пища для размышления: избавьтесь от своих военных советников и спросите свою бабушку, которая вам скажет: «Не плюй в колодец, из которого пьешь».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить