Как бывший вайнер превращает талантливых казахстанцев в селебрити

37601

Продюсер Бексултан Казыбек убежден, что сегодня отечественные компании готовы вкладываться в инфлюенсеров больше, чем когда-либо

Бексултан Казыбек
Бексултан Казыбек
Фото: © Нурлыбек Нурселинов

В глазах поколения Z сегодня стать популярным и иметь сотни тысяч подписчиков в соцсетях означает выбиться в люди. Разумеется, речь не только об общественном признании: звезды социальных сетей – самые ожидаемые гости любого ивента, излюбленные партнеры для рекламодателей, заядлые путешественники. Их жизнь буквально соткана из десятков ежедневных постов, рилс, сторис, а главная задача зачастую – сделать не что-то значимое, а обсуждаемое. Сегодня онлайн-трафик – фактически новая цифровая валюта. Согласно данным исследовательского агентства Insider Intelligence, американский рынок готов вкладываться в покупку рекламы у онлайн-селебрити, как никогда. Если в 2022 году компании тратили на это около $4,5 млрд, то по итогам 2023-го объемы затрат перевалили за $5,1 млрд. Уже в 2025 году эта сумма вырастет почти до $7 млрд, и потолка не видно.

Продюсер, основатель JKS Entertainment 30-летний Бексултан Казыбек убежден, что сегодня отечественные компании тоже готовы вкладываться в инфлюенсеров больше, чем когда-либо. При этом участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan признает, что местный рынок запаздывает за мировыми тенденциями и всерьез крупные компании начали обращать внимание, например, на тиктокеров только в последние годы. Бексултан за время работы в сфере медиа нашел собственный подход в создании новых звезд. Это скрупулезная работа, которая, по его словам, похожа на тренерскую – важно не просто довести человека до популярности, но и воспитать в нем правильные ценности, сберечь от выгорания и побочных издержек славы. Он прошел это на собственном опыте, добившись популярности еще на старте карьеры, когда снимал сотни юмористических роликов в составе группы Jokeasses.

Футбол и фармацевтика

Бексултан родился в Алматы, в семье фармацевта и медсестры, учился в одной из старейших школ города, гимназии №12, и, как вспоминает, был самым обычным ребенком. Фантазий о том, чтобы однажды стать космонавтом, у него не было, как и особой страсти к школьным предметам – горел лишь мечтой стать профессиональным футболистом. Вплоть до старших классов играл в футзал и даже выступал за «Кайрат» на любительском уровне. Когда его одноклассника, который тоже занимался футзалом, позвали в профессиональный футбол, Бексултан осознал, что настал момент для выбора – либо продолжать усердно тренироваться и надеяться на такое же приглашение, либо всерьез сфокусироваться на учебе. Он выбрал второе, решив пойти по стопам отца.

Отец, говорит Бексултан, всегда был главным примером в его жизни – он держал небольшую аптеку при 4-й городской больнице, часто ездил за границу, чтобы привезти новые лекарства, и иногда брал сына с собой. «Однажды папа взял меня в Турцию, и воспоминание об этом осталось навсегда. Помню, удивился, когда увидел, как там продают клубнику – зимой. Мне нравилось наблюдать за его работой», – улыбается собеседник. В 2010 году, после окончания школы, Бексултан поступил в Ноттингемский университет в Великобритании на отделение фармацевтики. Ноттингем кроме легенд о Робине Гуде и местного футбольного клуба со славной историей славится тем, что имеет одну из сильнейших образовательных программ в мире в сфере фармацевтики и фармакологии. Выбор Бексултана, кроме того, был обусловлен тем, что старшая сестра тоже училась там и могла помочь советами.

Однако спустя год Бексултан с поникшей головой вернулся в Алматы: по ходу учебы понял, что фармацевтика непомерно сложная для него наука, которая требует не только способностей, но и усидчивости. Причем отец, по словам собеседника, предупреждал об этом, призывая хорошенько подумать, но юноша горел этой идеей, и остановить его было сложно. «Папа мое решение принял спокойно, к тому же родители строили дом, и ему пригодилась моя помощь», – вспоминает предприниматель.

Студенческий юмор

Вернувшись, Бексултан поступил в KIMEP на специальность «медиаменеджмент». Признается, что выбрал это учебное заведение только из соображений, что там преподают на английском языке. Но в этот раз о своем выборе не пожалел – в первый же год активно включился в студенческую жизнь, возглавил нескольких студенческих организаций и стал выступать в КВН. Вместе с друзьями они организовали университетскую команду КВН KIMEP Jokeasses.

Фото: © Нурлыбек Нурселинов

В 2014 году Бексултан выложил на своей странице в Instagram шуточное видео о том, что жестяные коробки из-под печенья и конфет будто изначально идеально созданы для последующего хранения в них мотков ниток с иголками. Видео понравилось многим друзьям и подписчикам, и ему захотелось снимать дальше. Однажды, листая ленту Instagram, Бексултан наткнулся на профиль своего сокурсника Назима Миссанова и увидел, что тот снимает юмористические видео. Студенты списались и на следующий день, встретившись в университете, записали первый совместный ролик. Но на этом не остановились: собрали ребят из университетской команды КВН и предложили им тоже поучаствовать в создании модных тогда «вайнов» – очень коротких и смешных видео. Так собрался состав Jokeasses, в который также вошли Асселина Сайлаумбекова, Молдир Матжанова и Ахмад Хельми Шаманди.

Коллектив студентов-юмористов начал быстро набирать известность: сначала они стали звездами университета, затем – города, а после ребята пошли греметь по всему Казахстану. Их ролики набирали миллионы просмотров и репос­тов, аккаунт быстро дошел до 100 тыс. подписчиков. При этом, говорит Бексултан, они делали это не для того, чтобы заработать, им просто было весело. «Первый рекламный контракт мы заключили только на 100 тысячах подписчиков. Мы все хорошо понимали маркетинг и планировали сделать первую рекламу сразу для международного бренда, – рассказывает продюсер. – В итоге так и случилось: к нам обратился Burger King».

Вплоть до 2019 года Бексултан входил в вайн-проект Jokeasses и до сих пор не может сказать, что они разошлись. Ребята по-прежнему общаются и пересекаются по работе. Просто вайны перестали быть актуальными, да и делать юмористические видео самому Бексултану в профессиональном плане уже не так интересно.

«Мне всегда нравилось снимать видео. В детстве папа купил мне видеокамеру, и я стал главным режиссером всех семейных застолий. Часто поворачивал камеру на себя и что-то там шутил. Это всегда было во мне, но при этом я понимал, что нужно развиваться дальше. Я уже понял, какие шаги нужны, чтобы стать популяр­ным, теперь нужно было научиться применять полученные знания», – поясняет собеседник.

Мировые лидеры

В 2020 году Бексултан запустил два новых проекта, став генеральным продюсером тикток-домов BIP House (участники рейтинга «30 до 30» – 2021) и YOLO, а также известной блогерши Аминки Витаминки (участница «30 до 30» – 2018) и Алины Хомяк Ким. Постепенно он осознал – из него не просто получается хороший продюсер, у него здорово получается работать с молодыми контентмейкерами. Суть работы заключалась в том, чтобы найти харизматичных ребят с большим потенциалом и направить их так, чтобы те нашли себя в социальных сетях.

В первый состав BIP House вошли восемь участников: Таир Калиев, Салижан Абдыбеков, Олжас Курбанов, Вайпнот, Даулет Абдулов, Азиза Сарсенова, Айбек Конысбаев и Луна Гизатуллаева. Всего за первые два года существования тикток-­хауса его участниками были 15 тиктокеров. В дебютный состав YOLO были включены шесть участников – Алина Ким, Адалят Бакиева, Радион Кан, Ренат Исираилов, Батырхан Еркин и Аслан Сериков. В 2021 году к ним присоединилась Томирис Данияр, в 2022-м тикток-хаус покинули Алина Ким и Ренат Исираилов, а Анастасия Ким присоединилась к проекту. Бексултан сравнивает свою работу с ролью тренера футбольной команды, где важны такие понятия, как сплоченность, своевременная ротация, постоянные тренировки и соревновательная составляющая.

«Я начал понимать нюансы: какая связка ребят эффективно может друг с другом сыграться и как они могут набрать много просмотров. Условно, Хомяк для меня это Месси, а Аминка – Роналдиньо. Они талантливы сами по себе и не перестают меня удивлять. Но тем не менее и к ним, и к ребятам из тикток-хаусов нужен индивидуальный подход, их нужно направлять, чтобы в полной мере раскрыть их потенциал», – объясняет продюсер. Бексултан подчеркивает, что, создавая команды или ведя кого-то персонально, никогда не указывает им, что именно они должны снимать. Подопечные должны приходить к этому сами.

Такой подход быстро начал приносить свои плоды. Под руководством Бексултана в 2021 году YOLO стал самым популярным тикток-домом в мире, а BIP House получил престижную премию Nickelodeon Kids’ Choice Awards. Алина Ким за несколько лет вошла в топ-5 самых популярных тиктокеров мира, собрав аудиторию в 52,5 млн подписчиков, а Аминика Витаминка сегодня самый популярный youtube-блогер в своем сегменте с 5,2 млн подписчиков.

Нишевые монополисты

Работу с инфлюенсерами ведет не один Бексултан: существует целая компания JKS Entertainment, которая ему принадлежит. Сегодня в ней трудится целых 50 человек, они отвечают за имидж креаторов, их контент-план и, что более важно, – за то, насколько те востребованы у рекламодателей. Бизнес-модель компании проста: она построена вокруг рекламных контрактов. В последний год Бексултан углубился в операционную деятельность и добился значительного финансового роста. Озвучивать цифры предприниматель не хочет, но говорит, что по итогам прошлого года оборот JKS Entertainment стал на 2 млрд тенге больше показателя 2022-го. При этом с контентмейкерами компания заключает контракты, и доходы от рекламы делятся в пропорции 50/50.

«Запросы рынка только растут. Сегодня к инфлюенсерам стали наконец относиться серьезно. Вспоминая себя в Jokeasses, уверен, что если бы можно было перенести такое отношение в то время, мы уже тогда бы делали миллионы. Сегодня, например, Алине Ким рекламодатель может заплатить деньги просто за то, что она посетит одно мероприятие, это удивительно», – смеется Бексултан.

Фото: © Нурлыбек Нурселинов

При этом, откровенен он, с прошлого года мода на тикток-хаусы в странах постсоветского пространства начала сходить на нет, большинство крупных коллективов закрылись, участники отправились в свободное плавание. Но BIP и YOLO – единственные существующие тикток-объединения в Казахстане, что сделало из JKS Entertainment монополиста на нишевом рынке. «Так получается, что клиенты даже могут не знать поименно наших тиктокеров, просто обращаются с запросом, и мы даем им подбор. Больше, кроме нас, им идти не к кому», – пожимает плечами продюсер.

Кому-то, продолжает откровенничать Бексултан, может показаться, что он слишком часто обжигается. К примеру, в прошлом году JKS Entertainment попробовал реализовать 10 проектов, то есть продвинуть 10 молодых блогеров, однако большинство из них так и не дошли до нужных показателей охватов. Тем не менее сам продюсер склонен называть это «тестированием гипотез», нормальным процессом.

Главная цель

В перерывах между продюсированием молодых контентмейкеров Бексултан берется за проекты «для души», которые сам называет имиджевыми. Так, по рассказу собеседника, понятно, насколько важно было для него реализовать идею продюсирования проектов на казахском языке. С 2020 года он руководит издательством комиксов и графических романов Bult Comics, в том же году выпустил комикс «Бексултан Казыбек: КазахMan Batyr». Кроме того, занимается озвучиванием мультфильмов и сериалов на казахском.

«Все это – проекты, в которых я не то что не заработал, а лишь потратил деньги. Но это то, что я всегда хотел сделать. Выпускать интересный развлекательный контент для аудитории, которая говорит на родном языке», – говорит Бексултан.

«Еще мы делали просветительский проект Easy Science («Простая наука»). Нам даже популярный в соцсетях учитель химии Улан Усенов помогал (участник рейтинга «30 до 30» – 2021. – Прим. ред.). Мы хотели сделать канал в TikTok, чтобы понятным языком рассказывать детям о науке. Не пошло, к сожалению», – с грустью разводит руками Бексултан. Но тут же одергивает себя: «Это рутина продюсера. Можно провалиться 10 раз, а затем появится всего один проект, который все эти 10 падений перекроет».

В пример собеседник приводит первый короткометражный мультфильм на казахском языке «Шырақ», который вышел во второй половине прошлого года. Бексултан считает, что именно этот проект придал ему веса в индустрии, выделил его как продюсера. Над фильмом работала творческая команда ARA studios из около 20 человек. «Шырақ» – история о небольшой свече, которая боится людей. Однажды на чердак, где живет свеча, забирается кот и уносит ее любимого друга – игрушечную фигурку. «Главному герою предстоит сделать нелегкий шаг – спуститься к людям, чтобы ее вернуть», – с воодушевлением рассказывает он.

В 2023 году мультфильм был направлен на более чем 80 кинофестивалей по всему миру. Он попал в шорт-листы Cleveland International Film Festival (CIFF) и Kids First! Film Festival в США, Shanghai International Film Festival в Китае, Seoul International Children's Film Festival (SICFF) в Южной Корее, Cartoon Club – International Festival of Animation Cinema, Comics and Games в Италии. «Шырақ» стал победителем в номинации Audience Choice Award Kids – 10 на Tirana International Film Festival (Albanian premiere) в Албании.

По словам Бексултана, сегодня он сфокусирован на том, чтобы браться за большие проекты, поскольку уже не испытывает интереса к тому, чтобы делать исключительно то, что будет популярно в Казахстане. В 2024 году состоится премьера мистического сериала Target. Это проект в жанре Young-Adult с участием популярных тиктокеров, которым собеседник планирует покорить все пространство СНГ.

«Продюсер отвечает за все этапы создания проекта – от идеи до финальной презентации. В мои обязанности входят как креативная составляющая, так и поиск необходимых ресурсов, привлечение инвестиций, исполнителей. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и моя главная цель – сделать однажды то, что будет востребовано во всем мире, – заявляет Бексултан. – Иногда во время встреч зарубежные «киношники» спрашивают у меня: а что Казахстан выигрывал хоть раз – «Оскар», «Эмми», «Золотой глобус»? Мне пока нечего ответить, но я уверен, что однажды приложу руку к такому проекту».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить