«Спящую красавицу» опять разбудят в ГАТОБ

8597

27 и 28 декабря в Алматы, на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, состоится премьера балета «Спящая красавица»

Первая постановка «Спящей красавицы» на сцене ГАТОБ была осуществлена в 1996, однако шла недолго. В этом году руководство театра решило вновь начать работу над сказочным балетом при финансовой поддержке Казкоммерцбанка. Символично, что для постановки спектакля в ГАТОБ была приглашена Габриэла Комлева, балетмейстер-репетитор из Мариинского театра, где в 1890 зритель впервые увидел «Спящую красавицу».

Габриэла Комлева – известнейшая личность в мире балета. Она родилась в Ленинграде 27 декабря 1938. Первую блокадную зиму провела в родном городе, затем была эвакуирована в Сибирь. Вернулась в 1948 и сразу поступила в Ленинградское хореографическое училище. Окончила его с отличием в 1957 (педагоги В.С. Костровицкая и В.П. Мей). В 1983 стала народной артисткой СССР. В 1984 с отличием окончила Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова как балетмейстер-репетитор (мастерская П.А. Гусева).

Незадолго до премьеры «Спящей красавицы» профессор хореографии Габриэла Комлева согласилась дать интервью для Forbes.kz.

Габриэла Комлева.

F: Габриэла Трофимовна, расскажите, когда и кто вам предложил сотрудничать с ГАТОБ и почему вы согласились?

– Мое содружество с театром началось год назад с «Баядерки». Мне позвонил художник этого спектакля Окунев (известный художник-постановщик Вячеслав Окунев. Он также принимает участие в создании спектакля «Спящая красавица» в ГАТОБ. – F), который давно уже сотрудничает с театром – не один спектакль здесь сделал. Он спросил, смогу ли я принять участие в постановке «Баядерки». Я сказала, что смогу, и он сообщил об этом руководству театра.

Вячеслав Окунев.

F: Получается, первый опыт был удачным, раз вы повторно согласились участвовать в проекте ГАТОБ?

– Да, было хорошее содружество. Труппа работала хорошо, с желанием. Работа ведь очень большая была: «Баядерка» – серьезный спектакль, требующий больших затрат сил, большого количества участников. Но у нас всё получилось. А когда получилось, то возникала идея: «Может быть, еще что-нибудь вместе сделать?» Тогда сразу и поступило предложение от театра о постановке «Спящей красавицы».

F: Первым постановщиком балета «Спящая красавица» был Мариус Петипа. Его постановку наделяют самыми лестными эпитетами, она считается классикой. То есть, на мой взгляд, ставить «Спящую красавицу» после Петипа – всё равно что писать «Мадонну с младенцем» после да Винчи: лучше не сделаешь, нужно делать по-другому, по-своему. Что отличает ваше прочтение от существующих, в том числе от канонической постановки Петипа?

– Начну с того, что Петипа является вершиной классического танца. До нас его спектакли дошли только в редакциях, оригинал не сохранился, потому что видео тогда не было, а при передаче спектаклей «из рук в руки» многое теряется. Это во-первых. Во-вторых, время диктует свои правила. То, что было в те времена, а это конец XIX века, не всегда звучит сегодня: что-то вечно, а что-то нет. Поэтому были редакции: что-то убирали – пантомимы, хождения, длинноты, а что-то тщательно сохраняли. Редакция Константина Сергеева (а он считается признанным авторитетом в классическом танце в наше время) хороша тем, что он очень тщательно сохранял танцы Петипа. Там, где были белые пятна, Сергеев ставил сам танцы, причем в стиле Петипа. Поскольку Сергеев хорошо знал классический танец, то это абсолютно не шло в разрез с тем, что делал сам Петипа. Я иду следом за Сергеевым, но приспосабливаю к возможностям и задачам театра Алматы.

F: В чем это выражается?

– Спектакль очень большой, в нем задействовано огромное количество людей, поэтому на помощь труппе приходит школа. Ребята играют пажей, дам, кавалеров. Для них это полезная производственная практика.

Балет состоит из четырех актов, каждый должен длиться как минимум полчаса, значит, два с половиной часа только действие плюс антракты. Для XIX века это было нормально, потому что балет был элитарным зрелищем, зрители не были так заняты, они могли сидеть по 4 часа в театре. Кто же будет сейчас столько времени проводить в театре? Зритель не хочет смотреть длинные спектакли. Все торопятся. Поэтому я ужала постановку до двух актов, объединив первый и второй, третий и четвертый, чтобы люди смогли спокойно посмотреть спектакль и добраться до дома. Пришлось сделать небольшие музыкальные купюры, чтобы спектакль стал компактнее и динамичней. Но эти перемены частного характера и не меняют основного.

F: Балет будет под живую музыку?

– Конечно! Когда под запись - это мёртвое зрелище. Запись практикуется, но это бывает «на безрыбье».

F: Есть мнение, что при всем блеске постановки, осуществленной Петипа, она все же не раскрывала во всей глубине партитуры Чайковского, что хореографу было тяжело передать в танце «симфоническое мышление» композитора. Это так?

– Вы знаете, есть совершенно подлинные сведения, что Петипа давал Чайковскому указания: сколько тактов [должно быть], какие по характеру и так далее. И Чайковский – великий Чайковский! – не гнушался выполнять задания Петипа. Поэтому сложностей не могло быть.

F: А у вас никаких сложностей не возникает в прочтении Чайковского?

– Какие могут быть трудности в такой музыке? Музыка так ясно изложена, она такая мощная, интересная, красивая, что трудностей быть не может.

F: Вы уже видели в работе труппу ГАТОБ. Как оцениваете её уровень? Смогут ли артисты выразить всё то, что заложили в балет его создатели?

– Труппе по силам этот спектакль, они смогут это сделать. Просто идёт подготовительный процесс, надо подработать еще.

F: Когда директор императорских театров Всеволожский заказывал Чайковскому музыку для балета «Спящая красавица», он изначально задумывал сделать спектакль, поражающий воображение зрителей роскошью, разнообразием и яркостью красок. Готов ли ГАТОБ поразить публику так же, как Мариинка поразила первых зрителей почти 135 лет назад?

– Если театр осилил «Баядерку», то и этот спектакль осилит.

F: Современный человек перекормлен фееричными шоу и сказками о счастливой любви, которые Голливуд клепает, как хорошая пирожковая. Так пойдёт ли нынешний зритель на балет «Спящая красавица»? И если пойдёт, то почему?

– Пойдёт, потому что есть вечные темы, потому что человеку всегда хочется надеяться, хочется верить в сказку. А в балете не одна сказка, там их много. Принцессу Аврору приходят поздравлять в день свадьбы герои разных сказок Перро: принцесса Флорина и голубая птица, Людоед, Людоедиха и Мальчик-с-пальчик с братьями и другие. Парад сказок в последнем акте позволяет взрослым погрузиться в детство, в сказочный мир. Мне кажется, это помогает людям жить, чувствовать прекрасное, верить в светлое. Сказки для этого и существуют. Я желаю взрослым верить в сказку. Это действительно нужно, потому что даже в самые трудные времена, если человек не верит, ему не выжить.

Примечание. Forbes.kz является информационным партнером ГАТОБ им. Абая.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить