Ничего личного, только бизнес: большой опрос CEO казахстанских компаний

266240

Представляем казахстанский выпуск 27-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира

В этом году «PwC Казахстан» совместно с Forbes Kazakhstan представляют результаты 12-го казахстанского выпуска опроса первых руководителей крупнейших компаний мира, проводимого в рамках 27-го глобального проекта PwC CEO Survey. 4702 лидера из 105 стран приняли в нем участие, в том числе 60 – из Казахстана.

Казахстанские руководители бизнеса продемонстрировали более оптимистичные ожидания роста мировой экономики (60% опрошенных), чем их коллеги из других стран (38%). В Казахстане лишь 18% респондентов ожидают снижения глобальной экономики (в прошлом году – 37%). Однако даже те, кто верит в рост, все же считают, что он будет умеренным.

Уверенность в росте экономики РК выразили 70% респондентов, и только 13% высказали опасения по поводу ее возможного снижения. Вместе с тем, опять же, СЕО не ожидают значительного роста, а скорее прогнозируют умеренное увеличение ВВП.

Мировой опыт показывает, что не все бизнесы выдерживают резко меняющуюся конъюнктуру рынка. Все больше руководителей уделяет приоритетное внимание масштабным шагам для переосмысления текущих бизнес-моделей. В Казахстане 33% отметили, что если их бизнес продолжит работать в текущем направлении, то просуществует менее 10 лет (в мире – 45%). Для трансформации и дальнейшего развития одними из важнейших факторов как для СЕО в мире, так и в Казахстане стали разработки новых продуктов или услуг, внедрение новых технологий и формирование новых партнерств. В перспективе трех лет технологические изменения станут основными драйверами для капитализации бизнеса, по мнению казахстанских респондентов – 78% (в мире – 30%). В качестве возможного барьера для дальнейшего создания, сохранения и реализации стоимости компаний бизнес в первую очередь указывает на нормативно-правовую базу (по 36%). В числе основных угроз для бизнеса в РК остаются геополитические конфликты (51%), киберриски (37%) и инфляция (29%).

Генеративный ИИ как технологический тренд, имеющий системные последствия, способен существенно изменить привычную работу не только бизнеса, но и всего человечества. 70% респондентов в Казахстане согласны с тем, что генеративный ИИ улучшит качество их продуктов или услуг в перспективе года (в мире – 58%). На сегодняшний день 44% местных респондентов уже внедрили генеративный ИИ (в мире – 32%), и большинство ожидает его преобразующего эффекта в течение следующих трех лет. В краткосрочной перспективе СЕО ожидают от генеративного ИИ увеличения доверия со стороны заинтересованных сторон, повышения эффективности рабочего времени и роста доходов. Но, по мнению респондентов, он несет и определенные риски, например, в сфере кибербезопасности, распространения дезинформации и гражданской правовой ответственности.

Изменение климата по-прежнему остается важной частью повестки. Бизнесмены предпринимают меры, однако отмечают, что государство должно сделать этот вопрос одним из своих приоритетов. Более половины респондентов находится в процессе повышения энергоэффективности – 64% в Казахстане и 65% в мире. Завершили этот процесс почти 10%. Инвестирование в климатические решения запланировано у 48% местных СЕО и у 36% глобальных.

Впервые за 12 лет проведения исследования инвестиционная привлекательность и развитая инфраструктура (включая цифровую) признаны важнейшими целями государственного управления в Казахстане – 47%. Взаимодействие с государством и понятное разделение зон ответственности тоже продолжают быть актуальными. Казахстанский бизнес ожидает от государства эффективного выполнения своих обязательств, выделяя также обеспечение верховенства закона и борьбу с коррупцией, разработку сбалансированного Налогового кодекса, предсказуемый курс тенге и снижение инфляции. Среди прочих вопросов, решение которых является критичным для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики в условиях глобальной борьбы за капитал и рынки, бизнес-сообщество выделяет необходимость существенных улучшений и инвестиций со стороны государства в инфраструктуру страны, особенно в области электроснабжения и транспорта. Многие отмечают важность решения водного вопроса. Неэффективное расходование и нехватка водных ресурсов в будущем являются одним из наиболее существенных рисков для государств ЦА и создают угрозы для экономики, национальной безопасности и благополучия населения.

Интересным трендом является то, что многие СЕО рассматривают казахстанский рынок как основной для расширения бизнеса. Ряд компаний, прежде всего технологических, видят возможности и планируют экспансию на рынки ближнего и дальнего зарубежья, но уровень аппетита при этом ниже, чем в предыдущие годы, что является следствием геополитических реалий, а также протекционизма и особенностей местного менталитета. Казахстанские бизнесмены считают, что сейчас время поступательных решений и действий, качественного роста, созидательного и продуманного подхода к ведению бизнеса и управлению рисками. Руководители продолжают отмечать важность вопроса трудовых ресурсов и человеческого капитала. Были отмечены позитивные факторы, такие как рост численности населения Казахстана, приток ресурсов из соседних стран и увеличение доли молодого населения. Однако снижение реальной покупательной способности населения и рост социального неравенства беспокоят наших CEO. 

Методология

В Казахстане в исследовании приняли участие 60 руководителей частного бизнеса, более половины опрошенных дали развернутые интервью. С целью получения наиболее полной картины по стране мы выбрали СЕО из различных отраслей: металлургической, финансовой, энергетической, нефтяной, телекоммуникационной, автомобильной, производства потребительских товаров, строительных материалов, транспорта и логистики, информационных технологий, гостиничного и ресторанного бизнеса, розничной торговли, фитнес-индустрии и фармацевтики.

Руководителям предлагалось ответить на вопросы относительно перспектив роста казахстанской и глобальной экономик, угроз, влияющих на бизнес, генеративного ИИ, факторов, воздействующих на жизнеспособность и трансформацию бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также рисков изменения климата. Респондентам также было предложено высказать мнение о первоочередных задачах государства, влияющих на Казахстан в целом и их бизнес в частности, а также о сотрудничестве с госорганами.

Интервью в Казахстане были проведены в период с ноября 2023-го по февраль 2024 года. Все приведенные цитаты руководителей были предварительно согласованы с ними. Все должности опрошенных указаны на момент проведения интервью. Все личные интервью и электронное заполнение анкет, в которых были представлены количественные показатели, проводились на условиях конфиденциальности.

Примечание. Не все цифры, приведенные в исследовании, дают в сумме 100% в результате округления процентов и исключения следующих ответов: «не могу сказать определенно», «не знаю», «отказ от ответа».

Частный бизнес в Казахстане

Перспективы развития казахстанской и мировой экономики

Казахстанские руководители частного бизнеса настроены более оптимистично в отношении роста глобальной экономики в перспективе 2024 года (60%), чем их коллеги в мире (38%). Тем не менее руководители в мире с меньшей вероятностью, чем год назад, ожидают замедления глобального роста (45% по сравнению с 73%). В Казахстане мнения о снижении роста глобальной экономики придерживается только 18% респондентов, что на 19% меньше, чем в 2023 году.

В числе основных причин роста глобальной экономики казахстанские лидеры указывают снижение инфляции, перераспределение ресурсов, налаживание цепочек поставок и стремительное развитие технологий. Однако большинство респондентов все же придерживается мнения, что рост будет не очень большим.

Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% местных респондентов, что на 8% выше в сравнении с прошлым годом. Лишь 13% отметили вероятное снижение. Такой оптимизм обусловлен текущей геополитической ситуацией, которая поставила нашу страну в приоритет для многих глобальных рынков. Дополнительно из-за войны в Украине Казахстан получил приток человеческого капитала, в котором нуждается. Но стоит отметить, что руководители не ожидают высоких цифр, а по большей части прогнозируют умеренный рост ВВП.

Арминас Мацевичус,
STADA

Глобальный рост, думаю, будет в низких цифрах. Увеличение стоимости материалов, ресурсов в прошлом году по нам сильно ударило, и в этом году ничего хорошего не происходит. Первая индустрия, которая это показывает, – логистика, она сейчас очень страдает. Наш партнер, одна из самых больших логистических компаний в Европе, почти на 20% сокращает парк и количество людей. Возможно, немного влияет геополитическая ситуация, но в основном они зависят от производства и торговли. Поэтому глобальный рост будет очень слабым. В Казахстане другая ситуация, потому что в последние несколько лет страна стала более привлекательной, выйдя из тени Китая и России. Если раньше Казахстан пытался быть логистическим связующим звеном, то сейчас будет становиться партнером. Думаю, у Казахстана должно быть 4–5% роста экономики.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

Умеренный рост и в глобальной экономике, и в экономике Казахстана. Сейчас у центральных банков основной момент связан не с ростом экономики самим по себе. Ключевой вопрос в том, как сбалансировать умеренный рост экономики, инфляцию, динамику по безработице и платежный баланс. Быстрый рост вызывает усиление потребности экономики в деньгах, увеличение же денежной массы порождает инфляцию, и в итоге это чревато эффектом «мыльного пузыря», который неминуемо лопнет или потребует жестких и непопулярных решений. Сейчас же есть ощущение, что наступило то время, когда к развитию макроэкономики власти в мире подходят более сбалансированно и рассматривают устойчивый рост как основную парадигму, которой можно держаться. Нежелательно искусственно форсировать рост, нужно делать правильные и последовательные вещи.

Сауле Жакаева,
Ситибанк Казахстан

По глобальной экономике мы ожидаем снижения роста ввиду глобальных проблем, связанных с геополитикой, выборами, переадресацией поставок энергоресурсов. Все это сказывается на ожиданиях замедленного роста глобальной экономики. В Казахстане рост снизится умеренно. В 2023 году казахстанская экономика показала феноменальный рост в 5,1%, но ввиду того, что затягивается процесс внедрения проекта будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл», поток инвестиций, который ожидался в 2024 году, откладывается на 2025-й, соответственно, будет некоторая «просадка». Учитывая дефицит бюджета и необходимость инвестиций в энергосистему и другие проекты роста, мы считаем, что будет снижение до 3,6% роста в 2024 году. При этом мы оптимистично смотрим на 2025–2026 годы, с ростом экономики в 5%, хотя цены на нефть – самый большой вопрос. Многое предпринимается в целях диверсификации экономики, но пока основной доход идет от нефти.

Еркин Длимбетов,
Ordamed

Глобальный рост изменится за счет успешных глобальных «монстров» – как корпоративных, так и страновых. Я считаю, что бедные страны упустили свой шанс участвовать в мировой гонке, а те, кто заранее подготовился (по типу Китая), – молодцы. Большие объединения стран, например БРИКС, обедняют потенциально интересные рынки вокруг себя, которые могли бы быть партнерами. Корпоративные гиганты при поддержке этих стран будут осуществлять свою часть глобализации. Как показывает практика последних лет, перекраивать можно не только финансы, но и территории, поэтому бедные страны будут нелегко это переживать. У Казахстана еще есть одна интересная возможность, но все будет зависеть от амбиций, скорости и правильности решений руководства страны. Переходный момент, по моим ощущениям, это еще лет 10. Мы должны перебороть старые технологии, идеи и прийти к новому рывку, который начнем, думаю, с 2031 года. У Казахстана есть амбиции, и я думаю, что если государство заметит тенденции определенных предпринимателей и они смогут попасть в сферу влияния на изменения, то у нас есть шанс. Если ситуация с образованием, коррупцией, здравоохранением не поменяется и если мы, как страна, будем действовать только ради защиты малоимущих слоев населения, как социальное государство, то мы уже не успеем.

Максим Мельник,
Satu.kz

Глобальный экономический рост немного повысится, экономический рост Казахстана умеренно повысится. Несмотря на то что в разных странах мира сейчас идут локальные войны, это выступает катализатором развития технологических отраслей, а они растут быстрее, чем традиционные. Даже в Украине, где идет война, экономика растет год к году, и это хороший тренд. Казахстан развивается, мы видим это по показателям Satu.kz. У нас устоявшийся ресурс, который год к году растет немного быстрее, чем рынок e-commerce в целом, и я не вижу «черных лебедей». Единственное, что мне не нравится, – корреляция курса тенге с курсом рубля, хотя сейчас она и не такая плотная, как полтора года назад. Это самый большой риск, которому может быть подвержена экономика Казахстана.

Марина Кузнечевская,
FlyDubai

Глобальная экономика, я думаю, значительно снизится за счет внешних факторов, таких как военные действия, влияние санкций, ограничения торговли между Европой и странами СНГ, а также вследствие ухудшения стабильности экономики США. В Казахстане экономика также ухудшится. Один из важнейших факторов – это глобальный водный кризис. После того как талибы построят свой канал, начнется глобальное изменение климата, засуха. Это станет началом миграции народов сначала внутри Казахстана, а после – внутри Центральной Азии.

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

В Казахстане, я думаю, будет умеренный рост, это видно даже по нашей компании. В 2023 году было сделано много подготовительной работы, и я ожидаю, что в 2024-м будут реализованы крупные проекты. В Казахстане Fluidra реализует проекты по всей стране, и сегодня регионы развиваются активнее, туда идет больше государственных инвестиций. Многие проекты в Астане и Алматы пришлось остановить из-за отсутствия денег, потому что деньги направлены в регионы, новые областные центры. Там, возможно, госпроекты не такие масштабные, но они есть. Заложен фундамент многих проектов, идей, и они должны быть реализованы в ближайшие год-два. Общий бизнес-климат в Казахстане максимально благоприятен для инвесторов из других стран.

Если говорить о глобальной экономике, хотелось бы, чтобы она осталась на прежнем уровне, потому что пока мы не ощутили в полной мере последствий того, что произошло за последние два года. У нашей компании в мире наблюдается некоторое снижение продаж. Мы сохранили маржинальность, но в продажах упали в конкретных секторах и определенных странах.

Алмас Кудайберген,
Centrasia Group

Казахстан потихоньку входит в ловушку среднего дохода, и если не будут внедрены кардинальные экономические реформы, то мы можем застрять в ней, как многие другие страны. Запуск проекта будущего расширения на Тенгизе даст первые несколько миллионов из запланированных дополнительных 12 млн баррелей, а это несколько миллиардов долларов. Прогнозы показывают, что Тенгиз может добывать почти 1 млн баррелей нефти в день после полного запуска ПБР в 2026 году, а это почти 1% от дневного мирового потребления нефти. Главное, чтобы основная экспортная труба КТК не встала на ремонт, что является самым основным экономическим риском для Казахстана.

Мировая экономика будет расти не менее чем на 1–1,5%, несмотря на колебания на фондовом рынке. Население мира растет, а также идет переход большего числа людей в средний класс, что означает большее потребление. По нашим прогнозам, цены на нефть будут держаться на том же уровне или немного падать, одна из основных причин этого – наращивание добычи в США, в основном за счет сланцевой нефти. На конец прошлого года в США добыча составила более 13,3 млн баррелей нефти в день, и она динамично растет в последние три года. С другой стороны, некоторые проекты были заморожены, и важно, кто будет новым президентом США. Если победит Трамп, мы увидим увеличение добычи нефти, так как он выступает за увеличение, в отличие от Байдена, который недавно запретил новые контракты на экспорт сжиженного природного газа.

Угрозы, влияющие на бизнес

В топ-3 угроз для казахстанского бизнеса, на взгляд опрошенных, по-прежнему входят геополитические конфликты (51%), киберриски (37%) и инфляция (29%). В то время как в топ-3 угроз в мире попали макро­экономическая волатильность (24%), инфляция (24%) и киберриски (21%). Стоит отметить, что мнение глобальных СЕО изменилось в этом году: киберриски заместили геополитические конфликты.

Согласно анализу ответов респондентов, Казахстан и Центральная Азия географически находятся вблизи больших экономик, являющихся основными участниками геополитических конфликтов, что обуславливает высокий уровень подверженности их влиянию. Однако для остального мира развитие технологий – это основной драйвер изменений, поэтому с ростом спроса на технологии (особенно GenAI) и цифровизации данных киберриски играют большее значение, чем конфликты, так как многие страны уже адаптировались к ним или представили планы по диверсификации поставок.

Стоит отметить, что руководители бизнеса в Казахстане стали меньше переживать за социальное неравенство и реже отмечать его как высокий риск для роста бизнеса (2024-й – 5%, 2023-й – 19%). Это обусловлено не отсутствием социального неравенства, а тем, что другие риски для руководителей бизнеса стали превалировать. Дополнительным фактором является то, что правительство работает в направлении стабилизации ситуации после Январских событий 2022 года, в том числе в рамках постепенного, но регулярного повышения минимальной заработной платы и пенсий.

В рамках опроса руководителей также спрашивали об изменении климата и его влиянии на бизнес (Казахстан: 2024-й – 7%, 2023-й – 16%; мир: 2024-й – 12%, 2023-й – 14%). Можно отметить, что данный вопрос стоит в долгосрочной повестке, но большого эффекта, на взгляд респондентов, пока не оказывает.

Болатбек Оспанов,
Smart Satu

Инфляция – не подвержены этому риску. У нас готовый продукт, производители и дистрибьюторы продуктов питания работают по всему миру, всем нужна автоматизация процессов продаж, и я не вижу факторов, которые могли бы нам помешать. К ключевому сервису по автоматизации заказов мы предлагаем также актуальные сервисы по маркетингу и глубокой аналитике.
Геополитические конфликты – не подвержены. Наш бизнес представлен и уверенно себя чувствует в нескольких странах, и, что важно, наша бизнес-модель легко масштабируема. Мы легко и быстро можем развернуть сервисы компании для партнеров и клиентов из любой страны мира и действовать проактивно, запуская продукт. Например, когда в дни Кантара в Алматы был отключен интернет, Smart Satu продолжал работать в других странах.

Рустам Мусаев,
Evrika

Когда потребителю становится неспокойно, мы видим отрицательную динамику в продажах. Политические кризисы, высокая инфляция, существенное изменение курса иностранной валюты за короткий промежуток времени и прочие политико-экономические явления отрицательно влияют на потребление. В условиях «неспокойности» потребитель невольно включает защитные инстинкты и начинает экономить в первую очередь на непродовольственных товарах, то есть начинает растягивать потребление и отказывается от обновления. Помимо этого, мы полностью зависим от импорта, и с плавающим курсом национальной валюты любой макроэкономический шок абсорбируется валютным курсом, который делает нашу продукцию дороже. Ни для кого не секрет, что казахстанский потребитель 50% своих доходов тратит на товары первой необходимости, а именно на еду. Высокая инфляция давит на остаток доли трат на непродовольственные товары, потому что в борьбе за кошелек потребителя всегда побеждают продовольственные товары.

Нурлан Садыков,
Dell Technologies

Изменение климата оказывает существенное влияние на нашу компанию через повышенные требования к энергоэффективности и устойчивости операций. Мы активно работаем над сокращением углеродного следа наших продуктов и операций, внедряем зеленые технологии в производство и логистику. Кроме того, увеличение частоты экстремальных погодных условий требует от нас повышения устойчивости инфраструктуры и цепочек поставок, чтобы обеспечивать непрерывность бизнеса в любых условиях.

Серик Толукпаев,
Aitas-Group

Макроэкономическая волатильность – высокий уровень подверженности. Поскольку мы работаем на рынке commodity, мы сильно зависим от макроэкономических показателей, прежде всего надстрановых: например, от урожая зерновых и масличных культур по миру, спроса и предложения на мясо. Прошлый год был непростым, потому что наш сосед, Россия, имела большой профицит в производстве мяса птицы большую часть года, географическое конкурентное преимущество и высокий урожай зерновых культур. Все это в итоге привело к тому, что больше половины года мясо птицы стоило дешево. Проблему усугубила валютная составляющая, произошел диспаритет рубля и тенге. Обесценение тенге позволило российскому продукту комфортно себя чувствовать на нашем рынке. Цены на зерновые и масличные культуры в прошлом году упали не только в России, но и по всему миру, и такие макроэкономические факторы больше всего влияют на нашу отрасль.

Азамат Османов,
Magnum Cash & Carry

Изменение климата – умеренная степень влияния. В северных регионах мы оснащали магазины оборудованием с расчетом на обычные для тех мест климатические условия, а на юге – с расчетом на более жаркий климат. В последние годы в северных регионах лето стало более жарким, и оборудование не выдерживает, потому что оно не было предназначено для такой жары.
Геополитические конфликты – значительное влияние, во многом из-за цепочки поставок. Мы открыли представительство в Турции, многие продукты завозим напрямую из Китая, но если говорить о тех товарах, которые представлены на полке, то доля российских товаров растет. Доля российского бизнеса в нашем обороте тоже выросла за счет колоссального количества M&A, которые происходят в регионах. Российское присутствие увеличивается, российский товар дешевле за счет курса рубля.

Ильяс Исатаев,
Invictus Fitness

Подверженность макроэкономической волатильности умеренная. Как мы видели в прошлые годы, выручка падала до нуля во время и после Январских событий, после начала войны в Украине. В такие моменты люди откладывают фитнес на будущий период, поэтому любые потрясения быстро влияют на нашу выручку. Мы присутствуем в некоторых районах в Алматы и в Астане, которые являются менее благоприятными, и одной из гипотез относительно того, почему там падала или не росла выручка, была как раз инфляция. Геополитические конфликты влияют через настроения потребителей, зависит от дистанции до тех или иных геополитических событий. Риски для здоровья – умеренно влияют. Ковид одновременно закрыл нас, но и сделал фитнес приоритетом номер один.

Константин Кулинич,
«Мэри Кэй Казахстан»

Социальное неравенство – минимальный уровень подверженности, оно по нам не бьет, мы его устраняем, помогая самореализоваться нашим партнерам. Есть ключевая угроза – кадровый голод, и за последние пару лет мы почувствовали ее очень остро. Это заметно и по количеству вакансий, и по скорости поиска новых сотрудников. Раньше бывали моменты, когда на рынке поднимался спрос на определенные категории специалистов, но сейчас есть ощущение, что востребованы буквально все. Мы используем разные инструменты для сохранения специалистов, включая улучшение условий работы, обширные программы развития сотрудников и многое другое.

Ожидаемые изменения численности персонала и цен на товары и услуги

Бизнес не планирует значительного снижения численности персонала в перспективе одного года (в мире только 18% СЕО планируют снижение количества персонала, в Казахстане – 22%). Многие бизнесмены продолжают оптимизировать бизнес-процессы, но из-за стратегии роста, несмотря на оптимизацию и внедрение цифровых процессов, число сотрудников в большинстве случаев остается неизменным или растет.

Согласно опросу, 75% СЕО в Казахстане (в мире – 54%) ожидают, что цены на товары или услуги повысятся соразмерно инфляции, ожидания роста которой все еще остаются высокими, при этом никто не планирует увеличение маржи.

Михаил Ломтадзе,
Kaspi.kz

Численность персонала у нас умеренно повысится, а цены на товары и услуги останутся без изменений.

 

Фаррух Махмудов,
«Orbis Казахстан»

Согласно нашей стратегии развития, мы планируем рост персонала за счет увеличения проектов. Что касается текущего и устоявшегося бизнеса, то, конечно, там постоянно происходят переквалификация кадров и автоматизация процессов.

В отношении стоимости наших услуг и товаров цены будут зависеть от роста инфляции. Никакой дополнительной маржи мы не добавляем.

Илья Мартыненко,
«Аврора Холдинг»

Численность персонала у нас немного повысится, в пределах 5–15%. Нас уже достаточно много, порядка 2500 человек. Мы проводим реорганизацию, внутреннюю оптимизацию и стараемся часть работы передавать на аутсорсинг.

Последний раз мы поднимали цены в первом полугодии 2023 года вследствие инфляционных изменений в пределах статистической погрешности. В 2024 году, я думаю, наши цены на товары и услуги останутся на прежнем уровне. Рубль ослаб, и со стороны России идет демпинг, в Китае наблюдается стагнация, цены на товары падают, а у нас народ богаче не становится.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

И численность персонала, и цены на товары и услуги повысятся на 5–15%. Нужно понимать, что мы даем работу не только тем людям, которые работают у нас в штате. Сейчас активно используются аутсорсинг и аутстаффинг, с точки зрения развития и конкурентоспособности рынка региона это очень хорошие процессы. Для нас же увеличивать штат кратно росту бизнеса компании не является правильным. Наше правило – core is more, а неключевые для нас функции мы передаем нашим профильным партнерам и их персоналу.

Лаула Стамкул,
Wolt Kazakhstan

В Казахстане мы планируем увеличить численность персонала на 5–15%. В следующем году собираемся расширять команды, но в целом, несмотря на амбициозные планы по росту и объемам, мы стремимся поддерживать эффективность и не предвидим значительного увеличения персонала. Относительно цен на наши услуги – они останутся неизменными с нашей стороны. Поскольку мы работаем на платформе, единственные цены, на которые мы можем влиять, это тарифы на доставку и сервисный сбор. Остальные цены устанавливают наши партнеры, и мы не имеем на них никакого влияния. Мы замечаем, что каждый год происходит инфляция, и есть тенденция к повышению цен на товары до 15%. Тем не менее мы не планируем повышать цены на наши услуги.

Марина Кузнечевская,
FlyDubai

Численность персонала значительно увеличится, так как мы открываем второй офис и будем набирать сотрудников. Цены повысятся более чем на 25% за счет увеличения цены на топливо. Сейчас топливо закупается в Китае, таким образом закрывается дефицит, но не решается проблема. Ранее мы закупали топливо и жидкость антифриз в России, но сейчас они не проходят международную сертификацию и не покрываются страховкой. Мы, к сожалению, не производим топливо, и отсутствие топлива в Казахстане – это искусственно созданный дефицит.

Алексей Сидоров,
Silkway Group

Ужесточение регулирования в финансовой сфере, направленное на снижение темпов роста потребительского кредитования и желание руководства страны перенаправить финансирование на кредитование экономики. Исполнение поручения президента РК снизить темпы кредитования населения создает перегибы в принятии законодательных решений, которые, вероятнее всего, приведут к новым ограничениям цен (процентных ставок) на финансовые услуги для розничных потребителей и снижению темпов роста кредитования и смежных услуг.

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса в Казахстане

Для адаптации бизнеса руководители предприняли ряд важных шагов в последние 10 лет. Одними из важнейших факторов как для руководителей в мире, так и для казахстанских СЕО стали разработка новых продуктов или услуг, внедрение новых технологий и формирование новых партнерств. Разработка собственных технологий и внедрение новых моделей ценообразования также были предприняты бизнесменами во всем мире. В меньшей степени были закрыты или проданы предприятия и совершен переход от глобальной модели поставок к региональной.

В перспективе трех лет технологические изменения станут основными драйверами для капитализации бизнеса (по мнению казахстанских респондентов – 78%, в мире – 30%). Вторым важным фактором для локальных бизнесменов станет государственное регулирование – 68%, тогда как в мире его важность отметили 47% участников опроса. Руководители отмечают изменения в предпочтениях клиентов как одно из ключевых условий для будущей жизнеспособности бизнеса как в Казахстане (66%), так и в мире (49%).

В качестве возможных барьеров для дальнейшего создания, сохранения и реализации стоимости своих компаний бизнесмены как в мире, так и Казахстане в первую очередь указывают на нормативно-правовую базу – 36%. Казахстанских лидеров в одинаковой степени волнуют недостаток технологических возможностей, проблемы с инфраструктурой и ограниченные финансовые ресурсы – 24%. Стоит отметить, что ограниченными финансовыми ресурсами в мире также обеспокоено 24% респондентов.

Алексей Хегай,
TSPM.

Собственные разработки новых технологий – большое влияние. В прошлом году мы отработали несколько направлений. Первое – централизованная система закупок. По всей группе компаний запущен портал закупок, внедрена прозрачная процедура закупок и закупки, которые формируются на основании общих запросов. Когда закупки объединяются по похожим товарам и услугам, мы получаем более привлекательные предложения. Конец 2022-го и весь 2023 год мы прожили в новой системе закупок. Запущена самообучающаяся система прогнозирования и аналитики, которую мы ранее делали вручную. Мы завершили процесс автоматизации и сверок в различных системах учета, это дало нам более точные прогнозы и более четкую систему отслеживания и контроля денежных средств, прогнозов. Предиктивная аналитика, о которой мы говорили в прошлом году, сейчас работает более четко, и это положительно влияет на бизнес.

Михаил Ломтадзе,
Kaspi.kz

Были разработаны новые продукты и услуги – это оказало значительное влияние. Например, не говоря про новые государственные услуги и постоянные улучшения в текущих сервисах, мы расширяли бизнес продуктов питания с доставкой, запустили бесплатную «Kaspi Кассу», туры в Kaspi Travel и активно развивали кредит для бизнеса.

Николай Мазенцев,
Chocofamily Holding

Проданы или закрыты предприятия – большое влияние. Речь идет о продаже Aviata.kz, это крупнейший наш актив, и даже система менеджмента немного поменялась из-за того, что от нас ушел большой кусок бизнеса. Это повлияло на то, каким мы видим наше суперприложение, какие связи есть у проектов между собой. Пока мы не планируем ничего приобретать. Готовы продать наш сервис iDoctor. Для себя мы приняли решение, что Choco работает в концепции бренда удовольствий, а iDoctor – это все же про здоровье. Поэтому мы готовы выйти из этого бизнеса. В целом мы увидели ценность фокуса. За последние несколько лет у нас было несколько сделок, где мы выходили из бизнеса, – это эквайринг-бизнес, мы продали Lensmark, закрыли еще одно направление и в целом фокусируемся на одном сегменте.

Арминас Мацевичус,
STADA

Новые продукты и услуги для STADA составляют сейчас около 25% бизнеса – это заход в биосимиляры, в онкологию, и в ближайшее время это будет оказывать большое влияние.

Серик Толукпаев,
Aitas Group

Технологические изменения – умеренная степень влияния. Половину прошлого года наша команда потратила на то, чтобы понять, будет ли альтернативный протеин заменой мясу. Это может быть и искусственное мясо, выращенное из мясной клетки, альтернативный белок из растительного сырья. Оказалось, что основным барьером для перехода от классического животного протеина к альтернативному является человеческая ментальность. Человеку сложно отказаться от традиционного протеина в пользу альтернативного чисто эмоционально, по своей воле он никогда этого не сделает, даже если альтернативный протеин будет стоить в разы дешевле. Единственный вариант заменить традиционный протеин альтернативным – внедрение на уровне b2b. У сектора b2b есть хорошие возможности для технологических изменений, но этот процесс требует времени, потому что технологический переход требует замены оборудования.

Азамат Османов,
Magnum Cash & Carry

Совершен переход от глобальной модели цепочки поставок к региональной. Мы радикально изменили цепочку поставок мяса. Казахстанские производители подняли цены, поэтому мясо, которое продают в Magnum, мы возим из Беларуси, но там под нашим надзором соблюдаются все стандарты халяль. При этом мы сохранили цену и научились возить охлажденное мясо, оно доходит до Казахстана за два дня в специальных рефрижераторах. За счет роста цен на красное мясо очень сильно падает его потребление: объем продаж красного мяса у нас сейчас находится на уровне 2015 года. Растет потребление белого мяса и грибов как источника белка. Растет потребление индейки в элитном сегменте и курицы – в массовом.

Ильяс Исатаев,
Invictus Fitness

В 2023 году мы практически 50% выручки перевели из офлайна в онлайн. Если раньше оплата картами происходила непосредственно в клубах, то сейчас это делается в приложении. Это одно из самых больших изменений. Цифровизация у нас ускоряется, мы запустили магазин внутри приложения, запустили свою линию одежды.

Цепочку поставок мы тоже постоянно меняем, в основном в связи с инфляцией и падением курса тенге, чтобы удерживать цены в тенге на том же уровне. В 2020–2023 годах очень сильно выросла цена на итальянское оборудование, поэтому мы создали свой бренд оборудования, под собственной маркой Invictus. Его производит завод на Тайване, оттуда поставляем.

Сауле Жакаева,
Ситибанк Казахстан

Мы постоянно предлагаем глобальные продукты на казахстанском рынке. В прошлом году у нас была стадия коммерциализации продуктов на нашей корпоративной онлайн-платформе, и это дает нам больше возможностей. Если мы предлагаем клиенту продукт, который ему удобен, ему будет очень дорого переходить к нашему конкуренту. Мы доводим продукты, предлагаемые в Казахстане, до уровня наших международных стандартов, которые есть в Лондоне, Нью-Йорке и других глобальных центрах. Ввиду расширения практики корпоративного управления наши клиенты готовы рассматривать новые банковские продукты, связанные с управлением рисками. В 2023 году произошли изменения в законодательстве РК, которые позволяют нам больше применять западные стандарты документации к сделкам с казахстанскими заемщиками и компаниями. Но это больше органический рост, чем кардинальные изменения.

Досжан Жусупов,
Cerebra

Государственное регулирование – значительная степень влияния, и влияние это негативное. Регулирование не создано, нет системы, которая позволяла бы таким компаниям, как мы, встроиться в систему здравоохранения и зарабатывать деньги, а чтобы ее создать, нужны изменения в законодательстве и нормативных актах. Проблема в том, что никто не готов инициировать эти изменения, хотя мы постоянно обращаемся в Минздрав. Формально работа ведется, но по факту ничего не делается. В том же Узбекистане с нас не требуют сертификацию, там есть понятные правила, по которым можно работать, в Саудовской Аравии – тоже. Нам больше помогает Министерство цифрового развития, чем Минздрав, хотя должно быть наоборот. В Америке, Израиле вокруг медицины создана целая индустрия, медицина – та сфера, в которой технологии не имеют границ, потому что во всем мире люди страдают от болезней и нуждаются в их лечении.

Марат Сейткулов,
Caravan Resources

Нестабильность цепочки поставок имеет большое влияние. Любая логистика европейских запчастей сегодня сложная, поставки товаров на мировые рынки тоже сложны, стало дорого поставлять. Международные покупатели отказываются от товаров, которые едут через Россию. При поставках в Европу или Турцию нужно использовать Транс­каспийский коридор, это усложняет маршрут и ведет к его удорожанию. Китайское направление забивается, там возникают сложности с переходом границы. Стало сложно доставлять новое оборудование и товары – все это можно делать, но это либо дорого, либо долго. Думаю, в ближайшие три года это влияние сохранится. В мире накопилось много противоречий, на фоне которых возникают конфликты. Даже если в этом или в следующем году часть этих конфликтов удастся разрешить, это будет разрешение горячих конфликтов, а снятие санкций, налаживание цепочки поставок займет много времени.

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

Государственное регулирование – умеренное влияние. Можно сказать, его в нашей отрасли нет, нет регламентов, ГОСТов, СНиПов, которые бы описывали нормативы в нашей отрасли, хотя в других странах региона – Кыргызстане, Узбекистане, России – они есть. В ближайшие три года ситуация вряд ли изменится. Мы постоянно говорим о необходимости внедрения регулирования, но это не находит отклика, и непонятно, кто в принципе должен регулировать отрасль.

Аскар Байтасов,
abr

Я вижу, что вся страна будет переходить от продуктов питания к готовой еде, структура потребления будет сильно меняться. Сегодня рынок продуктов составляет 53% в кошельке казахстанца, рынок готовой еды составляет 10%, но он потенциально огромный. Мы выбрали для себя уникальный путь – бенчмарков нет, но мы попробуем. В grocery мы видим, что доля готовой еды должна быть очень высокой в будущем. Может показаться, что мы хотим расфокусироваться, но дело в том, что мы ни одним рестораном напрямую не управляем. У нас выстроена партнерская сеть, и abr сегодня работает как инвестиционный фонд в индустрии гостеприимства. Такую же модель мы хотим использовать и в grocery. Для этого мы напрямую инвестируем в цифровые продукты. Через abr+ сейчас проходит 60% транзакций в ресторанах, и мы планируем довести этот показатель до 90% до конца года. То есть все транзакции будут проходить через наши цифровые продукты, и мы будем контролировать обратную связь, отзывы и отчетность.

Дмитрий Провкин,
Sulpak

В предпочтениях клиентов есть тренд на онлайн, и не только в электронике – наверное, он сохранится и будет развиваться в ближайшие три года. Потребление становится более осознанным, люди больше обращают внимание на соотношение цена/качество, чем на бренд. При этом растет поток неофициально ввезенной, контрафактной техники, что мешает и бизнесу, и государству, которое недополучает налоги. Этот поток растет как раз с развитием онлайна – если раньше проводником для такого товара были «барахолки», то сейчас, в отсутствие регулирования со стороны государства, населению предлагаются некачественные продукты, вплоть до подделок, посредством онлайн-продаж. При этом МСБ, который у нас так берегут, – это последнее звено в цепочке таких поставок, на самом деле все делается в промышленных масштабах. По нашей оценке, из-за всего этого государство регулярно недополучает порядка 5 млрд тенге налогов. Так что для нас проблема – недостаток государственного регулирования, и я считаю, что государству уже пора что-то с этим делать.

Еркин Длимбетов,
Ordamed

Мы занимаемся поставкой расходных материалов и реагентов для нашей техники, и климатические изменения влияют на нас очень сильно. Например, в декабре или летом делать поставки по Казахстану невозможно из-за погодных условий, мы сталкиваемся с тем, что наши поставщики не выдерживают правила транспортировки, поэтому мы думаем о приобретении собственного транспорта. Это однозначно повысит стоимость, но клиенты к этому готовы.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

Действия конкурентов – большое влияние. Рынки, где мы присутствуем – как продуктовые, так и территориальные, – это консолидированные рынки, рынки с совершенной конкуренцией, там активно присутствуют глобальные конкуренты. И в ближайшие три года это влияние сохранится. Глобальные конкуренты якобы ушли из России, но по факту остались и вполне успешно работают там, в Алматы и Ташкенте стали открываться их региональные офисы, и это тоже создает дополнительное конкурентное давление.

Демографические сдвиги – большое влияние. На основных наших рынках экономика растет, население увеличивается и молодеет. Это оказывает большое влияние на нас и будет оказывать в ближайшие годы. В таких странах, как Россия, Украина, Беларусь, страны Балтии, численность населения сокращается. Напротив, в регионе Центральной Азии – увеличивается, кстати, в какой-то небольшой мере за счет людей, живших в России и переехавших в наш регион в 2022 и 2023 годах, и мы, как производители потребительских товаров, это чувствуем.

Нурлан Садыков,
Dell Technologies

В последние годы мы наблюдаем ускорение цифровой трансформации среди потребителей, что приводит к увеличению спроса на облачные технологии, кибербезопасность и решения для удаленной работы. В ближайшие три года ожидаем усиление трендов персонализации продуктов и услуг, увеличение значимости экологически чистых и устойчивых решений, а также рост интереса к продуктам, обеспечивающим высокий уровень защиты персональных данных. Это требует от нас адаптации продуктового портфеля и маркетинговых стратегий к изменяющимся предпочтениям потребителей.

Арман Сутбаев,
Mars Kazakhstan

Предпочтения потребителей меняются. Например, в наших категориях глобально мы видим растущее значение регулирования потребляемых калорий, и этот тренд потихоньку будет приходить на территорию наших 11 стран с разной скоростью и разной динамикой. В нашей географии влияние климатических изменений пока ограниченное, но я верю, что оно будет меняться в сторону умеренного.

Юрий Негодюк,
сети ресторанов BAO noodle&sushi, «Пинта», «Томато», «The Банка», Paul

Демографические сдвиги в 2022 году, вызванные мобилизацией в России, сильно повлияли на ресторанный бизнес в Казахстане. В течение трех месяцев наблюдался огромный приток посетителей, преимущественно из России, что привело к значительному увеличению прибыли. Благоприятные теплые месяцы также способствовали увеличению посещаемости. В ближайшие три года ожидается влияние демографических изменений, связанных с открытием границы с Китаем. Китайские предприниматели уже планируют строить в Казахстане сеть ресторанов, ориентированных на китайских туристов и бизнесменов.

Алексей Сидоров,
Silkway Group

Быстрый рост цифровизации и проникновения финансовых услуг и социально ориентированная государственная политика создают у потребителей нарастающие иждивенческие настроения и ожидания, что им всегда и во всем должно помогать государство (к примеру, погасить кредиты, списать долги или дать какие-либо послабления). Запущенные программы кредитных каникул, отсрочек по кредитам во время пандемии, реабилитации заемщиков с просрочками, льготного авто- и ипотечного кредитования были разработаны во благо общества, но, к сожалению, дают обратный эффект – формируют у потребителей еще более завышенные ожидания господдержки за счет бюджета. На мой взгляд, если такие программы будут продолжаться, они будут иметь долгосрочный негативный эффект в финансовой сфере. Уверен, что нам нужно сдерживать неразумное потребление и излишнюю закредитованность, но поддерживать разумный темп роста розничного кредитования и кредитования малого бизнеса. При этом следует повышать кредитную культуру и ответственность среди заемщиков.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

Отсутствие технологических возможностей в компании – большая степень влияния. Потребители очень чувствительны к изменениям, к новинкам, а мы, производители из пост­советских стран, к сожалению, находимся не на острие мирового технологического прогресса. К этому не нужно привыкать или адаптироваться. В конкурентной борьбе технологическая неопределенность развивает хорошую рыночную хватку и желание, наоборот, усиленно внедрять инновации. Мы в целом привыкли работать в режиме неопределенности, и для тех, кто вышел из СССР, это хороший навык для того, чтобы быстро учиться, делать трансфер лучших практик, побеждать западных конкурентов их же оружием.

Марат Сейткулов,
Caravan Resources

Бюрократические процессы в компании – умеренное влияние. У обывателя бюрократия в основном вызывает негативные эмоции, но в целом это вещь полезная, которая обеспечивает контроль над рисками. Однако у нее есть обратная сторона – это замедление процессов, и в этом плане бюрократия однозначно влияет на деятельность компании. Чем больше компания становится, тем большую роль в ее деятельности играет бюрократия, но другого пути пока нет. Альтернативой бюрократии может служить цифровизация, во многом с использованием искусственного интеллекта. Мы в этом убедились на примере сегмента госуслуг, где цифровизация успешно заменила бюрократию.

Байжан Канафин,
Documentolog

Технологические возможности. Мы сейчас недостаточно внимания уделяем R&D в области искусственного интеллекта и алгоритмов больших данных. С нашей системой работает человек, и мы в большой степени можем алгоритмизировать его действия. Мы многое можем делать, но используем для этого технологии, которые доступны на рынке.

Нормативно-правовая база. Основная проблема в том, что мы находимся в Евразийском союзе, где на многие решения оказывает влияние Россия и ее интересы. Это касается стандартов шифрования, передачи документов и так далее. Россия вводит свои стандарты, несмотря на те, что уже имеются на рынке, и наше правительство тоже двигается в этом фарватере. С учетом того, что сейчас России будет сложно взаимодействовать с мировым сообществом, есть определенные риски. Поскольку мы основной поставщик для государства, мы связаны с формированием нормативно-правовой базы, и мы видим ограничения.

Совершенные и планируемые крупные приобретения бизнеса

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

Мы приобрели базу в Алматы для расширения складских, офисных площадей, площадей под шоурум и производство. Это приобретение осуществлялось через нашу дочернюю компанию. Мы будем финансировать проект, с 2024 года начнем проектирование и строительство.

Фаррух Махмудов,
«Orbis Казахстан»

Нашими самыми большими приобретениями за последние три года были приобретения в секторах машиностроения и гостинично-ресторанного бизнеса. Индустрия гостинично-ресторанного бизнеса не является ключевым направлением для нашего холдинга, однако мы рассматриваем это как интересную инвестицию в рамках развития городской инфраструктуры и сохранения культурных ценностей. Так, мы приобрели гостиницу «Алма-Ата». Эта гостиница является исторически значимым местом для горожан и гостей Алматы. Мы четко понимаем, что это долгие инвестиции, тем более с учетом того, какие капитальные вложения мы уже сделали и продолжаем делать. Но в рамках принятия решения важным фактором был сам объект и его культурная значимость. На момент покупки номерной фонд составлял 160 комнат, мы планируем сделать 120, расширив площадь номеров. На сегодня мы уже вложили более $5 млн. Всего запланированы инвестиции в размере $30 млн.

Ерик Шортанбаев,
Skymax Technologies

Крупных приобретений не было, но мы реализовали большой проект за счет собственных инвестиционных средств и включили его в актив компании, в результате чего он увеличился более чем на 2,5 млн евро. Этот проект больше относится к социальным. Мы построили и ввели в эксплуатацию автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) в Талдыкоргане и заправляем компримированным природным газом городские пассажирские автобусы. Изначально планировалось, что мы развернем сеть АГНКС по Казахстану, но, к сожалению, пока из-за ограниченной добычи природного газа мы приостановили продолжение проекта. Природный газ по магистральной трубе поступает в нашу АГНКС, затем происходят очистка газа, осушка, компримирование до давления 200–250 атмосфер, загрузка в аккумуляторы и заправка автобусов. Как результат, у автобусов практически безвредные для экологии выбросы. При этом цена газового топлива получается в разы дешевле по сравнению с дизелем или бензином.

Арминас Мацевичус,
STADA

Это нас (глобальную STADA. – Прим. ред.) будут покупать. Наши собственники уже объявили, что ищут покупателя. Когда и в какой форме это будет сделано – непонятно, но на нашу операционную деятельность это никак не влияет.

Марина Кузнечевская,
FlyDubai

В 2023 году мы приобрели 50 новых самолетов. Такой крупный закуп мы совершаем каждые пять лет. Самолеты не аллокированы на конкретную страну.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

В принципе, рассчитываем на два приобретения. Первое – территориальное, полностью из Казахстана производителю работать в том же Узбекистане немного тяжело, в регионе все время меняются регулирование и условия, и эффективность работы из другой страны от этого неминуемо снижается. Второе – ростовое, для развития ключевых продуктовых категорий. Например, сегодня растет рынок энергетиков, он почти догнал сегмент колы и «отъедает» долю у многих других категорий. Если кто-то из производителей согласится продать свой бизнес в этом сегменте, мы рассмотрим такую возможность. Приобретения ускорят развитие компании – то, на что могло бы уйти четыре-пять лет, мы сделаем за год-полтора. Если в рамках ЕАЭС или Центральной Азии появятся изменения в регулировании, например, тех же энергетических напитков, то мы соответственно скорректируем стратегию.

Аскар Байтасов,
abr

Мы планируем органический рост. Это связано с нашей стратегией – мы разрабатываем свои продукты: активно расширяем цифровые продукты и офлайн-бизнес. Цифровые продукты мы разрабатываем уже три года, сейчас вывели это в отдельную компанию и продаем на рынке наш софт. То есть abr+, который мы сделали для себя, сейчас в том же виде продаем другим компаниям. Я вижу в этом большие перспективы в будущем, но инвестиции будут «длинные».

Фаррух Махмудов,
«Orbis Казахстан»

У нас амбициозные планы на будущее. После завершения проекта по строительству завода в Алматы мы планируем запустить гастроцентр в Астане. Это новый формат для нашей страны, он будет совмещать концепт ресторана и фермерского рынка свежих продуктов.

Юрий Негодюк,
сети ресторанов BAO noodle&sushi, «Пинта», «Томато», «The Банка», Paul

У нас есть планы по приобретению большого производственного цеха площадью 1200–1500 квадратных метров. Это производственное помещение, и я не думаю, что оно будет стоить очень дорого. В различных городах у нас уже функционируют фабрики-кухни, которые поставляют полуфабрикаты для всех наших ресторанов. Например, мясо или стейк закупают в виде туши или полутуши, и оно должно пройти обработку. В каждом ресторане невозможно проводить такие операции, поэтому это выполняется в специализированных местах, где продукты обрабатываются, вакуумируются и затем распределяются по ресторанам.

Генеративный искусственный интеллект и бизнес

В этом году в исследовании рассматривается генеративный искусственный интеллект, обладающий всеми признаками технологии, способной существенно изменить текущую и привычную работу компаний и жизнь людей. Более половины респондентов согласны с тем, что генеративный ИИ улучшит качество их продуктов и услуг как в мире (58%), так и в Казахстане (70%) в перспективе 12 месяцев.

Несмотря на это, пока только 32% респондентов в мире и 44% в Казахстане уже внедрили генеративный ИИ, большинство руководителей ожидают увидеть его преобразующий потенциал в течение следующих трех лет. В целом в краткосрочной перспективе руководители ожидают достаточно положительных эффектов для бизнеса от генеративного ИИ. К ним относятся увеличение доверия со стороны заинтересованных сторон, повышение эффективности рабочего времени и рост доходов.

Генеративный ИИ уже может преобразовать бизнес-модели, рабочие процессы и перестроить некоторые отрасли, но, по мнению респондентов, в перспективе года он также значительно повышает риски киберугроз (Казахстан – 64%, мир – 65%), распространения дезинформации (56% и 52%), а также гражданскую правовую ответственность (60% и 46% соответственно).

Алексей Хегай,
TSPM.

Многое определяется сферой использования генеративного ИИ. В создании текстов очень помогает ChatGPT, это экономит много времени. Но дело в том, что после многократных итераций генеративный ИИ начинает потреблять собственный контент. Если сейчас он работает на контенте, созданном людьми, то в будущем он все больше и больше будет формироваться исходя из собственного контента, и в результате могут возникнуть неоднозначные ситуации, не соответствующие действительности тексты и изображения. Об этих рисках не задумываются, но я считаю, что необходимо ограничивать выброс контента или уменьшать контент, сформированный ИИ, чтобы в будущем он не обращался сам к себе.

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

За последние 12 месяцев генеративный ИИ не был внедрен в нашей компании. Он может быть полезен нам лишь отчасти. Возможно, в некоторых областях деятельности генеративный ИИ полезен и нужен, но я пока не знаю, как мы можем применить его у нас. Возможно, генеративный ИИ сможет помочь нам в подготовке расчетов, коммерческих предложений, в выявлении ошибок в расчетах, но не могу сказать, насколько хорошо он справится с этой задачей.

Досжан Жусупов,
Cerebra

За последние 12 месяцев у нас был внедрен генеративный ИИ. Мы используем генеративные сети по компьютерному зрению. Cerebra построена на них: мы воссоздаем мозг пациента, то, как он выглядел бы, если бы был здоров. Это метод, на основе которого мы делаем диагностику.

В ближайшие 12 месяцев генеративный ИИ улучшит качество продуктов и услуг нашей компании – абсолютно согласен. У нас есть метрики, которые позволяют отслеживать, как меняется качество продукта с использованием генеративного ИИ, и эти метрики показывают огромный рост в качестве продукта.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

В ближайшие 12 месяцев генеративный ИИ улучшит качество продуктов и услуг в моей компании – абсолютно согласен, это стратегическое решение, но вряд ли это произойдет в течение 12 месяцев. Думаю, что это вопрос 36–48 месяцев, генеративный ИИ должен охватывать комплексные масштабные вещи и процессы, например модели налогового, бюджетного планирования. Сейчас, например, мы вынуждены платить высокие штрафы за ошибки бухгалтерии, большие деньги уходят также на то, чтобы выяснить, в чем произошла ошибка.

Константин Кулинич,
«Мэри Кэй Казахстан»

Я категорически не согласен с тем, что в ближайшие три года генеративный ИИ существенно изменит способ, которым моя компания создает, реализует и сохраняет стоимость на рынке. Возможно, это то, во что мне просто хочется верить. Но одно я знаю точно: мы очень сильно связаны с людьми, а люди по своей сути инертны. И чтобы человек кардинально поменял свое поведение, ему нужно пройти определенный путь, который у всех занимает разное количество времени. Чем больше общество, в котором укоренились какие-либо привычки, тем дольше оно проходит эту петлю изменений. И в этом смысле наша традиционность пока помогает нам. Я поддерживаю идею изменений, но я за правильное отношение к ним с точки зрения сопровождения. Есть перемены, которые требуют глубоких изменений на уровне этики и ценностей, и ИИ – одна из них.

Николай Мазенцев,
Chocofamily Holding

За последние 12 месяцев моя компания не меняла свою стратегию из-за генеративного ИИ, и мы не планируем это делать. Я пока не вижу, в основе какого продукта может быть обязательной часть генеративного процесса. Могут быть элементы AI, но не обязательно должна быть генеративная модель. Может быть, самое простое ее применение будет в поддержке, но в самом продукте – нет.

Нурлан Садыков,
Dell Technologies

Генеративный ИИ был внедрен в нескольких департаментах нашей компании, включая маркетинг, продажи, исследования и разработки. Это позволило нам значительно повысить эффективность работы сотрудников, ускорить процесс создания контента, разработку новых продуктов и анализ больших объемов данных. Сотрудники, работающие с генеративным ИИ, могут выполнять задачи более быстро и качественно, что способствует увеличению инновационного потенциала компании.

Лаула Стамкул,
Wolt Kazakhstan

За последний год наша компания не вносила изменений в технологическую стратегию, связанную с искусственным интеллектом (ИИ). У нас уже существует собственная система ИИ, интегрированная в наши логистические процессы, и она была разработана еще до появления новых участников на рынке. Однако если речь идет о новых технологиях ИИ и о том, как их консолидировать с текущими процессами, то изменений не произошло.

Ильяс Исатаев,
Invictus Fitness

За последние 12 месяцев в моей компании был внедрен генеративный ИИ – немного согласен. Например, в IT мы полностью применяем co-pilot для кодинга, это генеративный AI. Мы очень много тестов провели в других областях, например пытались сделать чат-бот, но поняли, что на русском языке он все-таки странно пишет и люди не хотят с ним общаться.

Байжан Канафин,
Documentolog

Сейчас использование технологий ИИ осуществляется в основном по подписке, то есть вы сидите на зарубежных серверах и не имеете представления о том, как именно система использует ваши данные. Поэтому мы очень ограниченно это используем, поскольку имеем дело с чужими данными и должны все делать на локальных ресурсах, которые имеют ограниченные возможности.

Уровень прогресса бизнеса в контексте изменения климата

Вопрос изменения климата остается важным во всем мире. Бизнес, который активно борется с изменением климата, может повысить свою конкурентоспособность, снизить риски и внести вклад в более устойчивое будущее. На сегодняшний день бизнесмены стремятся предпринимать посильные меры для борьбы с изменением климата, но отмечают, что этот вопрос должен стоять в приоритете у государства.

Согласно результатам исследования, более половины респондентов находятся в процессе повышения энергоэффективности (64% в Казахстане и 65% в мире). Завершили этот процесс почти 10%. Внедрение экологически чистых инвестиций – вторая мера по приоритетности, которая сейчас предпринимается казахстанскими (61%) и мировыми (51%) бизнесменами. Инвестирование в природные климатические решения запланировано у 48% казахстанских руководителей и у 36% руководителей в мире.

Михаил Ломтадзе,
Kaspi.kz

Сейчас у нас корпоративные автомобили электрические. Внедрение новых, экологически чистых продуктов, услуг или технологий – мы это делаем. Мы перевели все наши платежные сервисы на электронные чеки вместо бумажных, и это огромная экономия бумаги. Мы помогаем улучшать инфраструктуру национальных парков, чтобы казахстанцам и гостям было приятно и удобно их посещать.

Еркин Длимбетов,
Ordamed

Мы сейчас строим новый завод и выбираем для него более экологичные технологии. У нас нет вредных выбросов, вред минимальный, потому что основное – это сборка.

Можно использовать солнечные панели, контролировать сточные воды, но если ты это делаешь, а вокруг больше никто этого не делает, то непонятно, в чем смысл. Нельзя вложить 200 миллионов, чтобы сэкономить 1 миллион в год, поэтому для нас это пока неприменимо. Если стоимость воды повысят до уровня стран ОЭСР, то тогда нам, конечно, придется все это делать.

В прошлом году мы с другой стороны посмотрели на ESG. Мы искали для себя способ быть социально ответственной компанией и, помимо выделения каких-то средств, других путей не видели. Но оказалось, есть много других вещей, и нам нужно заранее подготовиться, потому что в течение трех-пяти лет мы выходим на экспорт, и у других стран эти запросы есть. В этом году мы хотим полностью избавиться от бумаги в офисе – переходим на цифровую подпись при подписании договоров, не используем курьерскую почту. Мы потихоньку заходим в ESG, и это понятные для всех правила.

Азамат Османов,
Magnum Cash & Carry

Включение климатического риска в финансовое планирование – не запланировано. Если бы государство стимулировало внедрение экологичных решений, например уменьшив налогооблагаемую базу, мы бы пошли на такие затраты. Но для реализации некоторых решений есть технические барьеры, и это признают международные компании, проводившие энергоаудит.

Продажа продуктов, услуг или технологий, которые поддерживают усилия клиентов по обеспечению устойчивости к изменению климата, – завершено. Мы начали вводить оплату за пластиковые пакеты, делать биоразлагаемые пакеты, экосумки. Сначала люди восприняли необходимость платить за пакеты в штыки, нам пришлось преодолевать сопротивление, но со временем это стало восприниматься как норма.

Константин Кулинич,
«Мэри Кэй Казахстан»

Повышение энергоэффективности, внедрение новых экологически чистых продуктов, услуг или технологий в нашей компании находится в процессе. Мы глобальная компания и ответственно подходим к вопросу экологии – новые предприятия строятся с учетом экологических нормативов, для упаковки не используется слюда, внедряются технологии по экономии водных и прочих ресурсов. Мы в меру сил также делаем в этой области то, что можем, – утилизируем батарейки, сортируем мусор, поддерживая таким образом нашу стратегию устойчивого развития.

Яна Шойбекова,
Citix

Философия нашей компании направлена на отказ от статичных рекламных конструкций, что ведет к значительному снижению вреда для экологии, так как нет потребности в регулярном производстве и печати материалов. При этом мы уведомляем жителей о кризисных ситуациях, связанных с загрязнением воздуха, повышая осведомленность населения, чтобы оно могло более эффективно взаимодействовать с местными органами управления. Все наши конструкции имеют автоматическое управление яркостью, что позволяет не только снизить энергопотребление, но и не мешать водителям и пешеходам в темное время суток.

Кайрат Мажибаев,
RG Brands

Когда мы работаем, например, над повышением энергоэффективности или снижением массы пластиковых упаковок, для нас это и есть декарбонизация. Мы делаем все, чтобы рационально расходовать ресурсы, а это огромная системная работа, которую бизнес не сможет делать успешно сам, без помощи государства. Должна быть и соответствующая технологическая готовность у самой компании.

Снижение доходности экологически безопасных инвестиций – на первых порах доходность действительно снижается, как в случае с любой инновацией, а потом либо выходит на стандартный уровень, либо растет за счет масштаба.

Отсутствие экологически чистых технологий для вашего сектора – затрудняюсь ответить.

В том секторе, где работает RG Brands, основные вызовы – это продовольственная безопасность и полезность продуктов. Сейчас мы много делаем по положительному влиянию наших продуктов на здоровье, снижению содержания сахара в наших продуктах, сокращению количества используемого пластика. Если мы выступаем спонсорами проведения марафонов, то после делаем все, чтобы не оставалось мусора, и любую пустую бутылку обмениваем на готовый продукт.

Фаррух Махмудов,
«Orbis Казахстан»

Декарбонизация сейчас идет во всем мире интенсивным темпом, и это правильно. Потому что это касается каждого и в целом существования человечества. Поэтому этот вопрос не является для нас абстрактным. Мы считаем, что даже маленький вклад, который мы, как группа, и каждый наш сотрудник можем сделать, является важным. И мы продолжим наши инициативы по вторичному использованию воды, применению альтернативных источников энергии, экономному и умному подходу к использованию электроэнергии и топлива.

Арминас Мацевичус,
STADA

Инициативы по устойчивому развитию существуют в каждой компании, но, как я понимаю, все акционеры и советы директоров решили следующим образом: «Должны ли мы реализовывать все эти инициативы? Безусловно, да. Но EBITDA есть EBITDA, поэтому нужно изыскивать внутренние ресурсы для дальнейшего продвижения таких проектов».

Отсутствие спроса со стороны внешних заинтересованных сторон – в нашем регионе это пока имеет очень ограниченное влияние. Если бы мы были в странах Северной Европы, я бы сказал, что влияние значительное, потому что там нужно подтвердить наличие программ устойчивости у всех поставщиков «до третьего колена», иначе вы просто не сможете участвовать в тендерах. У нас пока такого нет.

Отсутствие экологически чистых технологий для сектора – большая степень влияния, потому что у нас много «химии» и энергозатратные процессы.

Ерик Шортанбаев,
Skymax Technologies

Нормативно-правовые сложности мешают в значительной степени. К примеру, электрозарядные станции для электромобилей в данное время запрещено устанавливать в подземных паркингах. Что касается декарбонизации в авиации, то наши самолеты летают на устаревшем топливе ТС-1, которое было разработано еще во время СССР, и у самолетов уже возникают проблемы с топливной системой, а современные двигатели не могут работать на некачественном топливе. В Казахстане, к примеру, пока не производят современное авиатопливо Jet A1, SAF, в котором нуждается современный воздушный флот, ввиду отсутствия технологии, инфраструктуры для хранения и обслуживания воздушных судов нового поколения. Полемика вокруг этого вопроса идет давно, и мы до сих пор не можем обеспечить авиакомпании современным топливом. Хотя менедж­мент Международного аэропорта Алматы пообещал, что к концу I квартала 2024 года они построят инфраструктуру и наладят обеспечение топливом – думаю, это выполнимая задача.

Дмитрий Провкин,
Sulpak

Многие наши инициативы ведут к сохранению ресурсов – например, то, что мы внедрили электронный документооборот, электронные чеки, экономит тонны бумаги в год. Мы за рациональное потребление и делаем то, что в наших силах.

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

Не планируем и не готовы к более низкой доходности. В Европе инвестиции в экологически чистые проекты не означают снижения доходности, напротив, компании зарабатывают на этих инициативах, поскольку государство дотирует часть затрат. Здесь в таких вложениях нет смысла. Мы разрабатываем передовые экологичные технологии, вкладываем в них деньги, а зарабатываем меньше. Поскольку продукты и технологии новые, трудно сказать, как их воспримет рынок. Если такие продукты надо продвигать, то государство должно принимать в этом участие, как это происходит во всем мире, а не перекладывать это на плечи бизнеса.

Арман Сутбаев,
Mars Kazakhstan

Мы заинтересованы и рассматриваем проекты, направленные на устойчивое развитие. Начинаем с себя и с наших операций в Казахстане. Одна из историй, которой я готов поделиться, это наша новая программа по торговому оборудованию. Очень часто в компаниях есть торговое оборудование, которое уже никак не используется. Наши коллеги решили дать ему вторую жизнь. Путем творческого использования неиспользуемых материалов из точек продаж они создали уютные домики и игрушки для животных в приютах. Преобразованные материалы не только принесли радость пушистым обитателям приюта, но и подчеркнули нашу приверженность экологическому управлению и операционной эффективности.

Лукаш Сковроньски,
Global Development

В течение последних 12 месяцев наша компания активно инвестировала в экологически чистые проекты, подтверждая нашу приверженность к устойчивому развитию и экологической ответственности. Практически каждый актив нашей компании является примером устойчивого, «зеленого» здания, получившего международный сертификат LEED или BREEAM, что является ярким свидетельством наших усилий в области экологического строительства. Важно подчеркнуть, что наш подход к инвестированию в экологически чистые проекты не является компромиссом в плане доходности. Наоборот, мы убеждены, что такие инвестиции приносят значительные долгосрочные преимущества, включая снижение операционных расходов, увеличение привлекательности наших объектов для арендаторов и повышение их стоимости на рынке. Это позволяет нам не только вносить вклад в защиту окружающей среды, но и обеспечивать стабильный и высокий доход для нашей компании.

Взаимодействие с государством

Приоритетные задачи для государства и эффективность их достижения

В этом выпуске впервые за 12 лет проведения исследования инвестиционная привлекательность и развитая инфраструктура (включая цифровую) стали важнейшими приоритетами государственного управления в Казахстане, по мнению руководителей частного бизнеса (47%). Ранее в числе главных целей были верховенство права во всех сферах деятельности государства (2023-й: 51%, 2022-й: 51%, 2021-й: 44%, 2020-й: 49%, 2019-й: 57%) и борьба с коррупцией и взяточничеством (47%, 46%, 61%, 60%, 57% соответственно). В этом году верховенство права во всех сферах деятельности государства опустилось на второе место по приоритетности – 39%, хотя эффективность достижения этой цели снизилась до 7% с 10% в прошлом году. Борьба с коррупцией и взяточничеством стала третьим приоритетом – 35%, а эффективность достижения этой цели выросла до 11% с 4%. Важно отметить, что приоритетность эффективной налоговой системы выросла на 15% (2024-й: 33%, 2023-й: 18%), а эффективность ее достижения упала на 15% (2024-й: 20%, 2023-й: 35%). Интересно, что, по результатам опроса, эффективность достижения государством высокого уровня занятости, по мнению казахстанских руководителей, увеличилась сразу до 31% с 19%.

Традиционно бизнес продолжает выражать желание сотрудничать с государством в вопросах инвестиционной привлекательности, эффективной налоговой системы, развитой инфраструктуры и квалифицированного и адаптивного персонала.

Серик Толукпаев,
Aitas Group

Приоритеты – верховенство права во всех сферах деятельности государства, борьба с коррупцией и взяточничеством и предсказуемая макроэкономическая среда.

Налоговая система до текущего момента была вполне эффективна, но не могу сказать, сохранится ли это после внедрения изменений в налоговой политике. Было бы хорошо, если бы государство научилось управлять теми деньгами, которые есть. Вопрос не в наличии большего количества налоговых отчислений, а в эффективности их использования. Государство хочет увеличить доходную часть, но на самом деле надо научиться управлять деньгами. Если ты не очень хорошо управляешь деньгами, которые у тебя есть, большие поступления не спасут.

Мы достаточно много сотрудничаем с государством по вопросам развития инфраструктуры, эффективной налоговой системы, инвестиционной привлекательности.

Аскар Байтасов,
abr

Развитая инфраструктура – неэффективно. Мы жалуемся в акимат, но ничего не можем с этим сделать. Есть ощущение, что скоро могут начаться веерные отключения электричества в городе.

Транспортная инфраструктура в ужасном состоянии. От нее зависит качество логистики – у меня не получается сейчас довозить заказы за 40 минут, среднее время доставки готовой еды – 43–45 минут, хотя изначально хотели делать за 33–35 минут, но транспортная инфраструктура не позволяет.

Байжан Канафин,
Documentolog

Приоритеты – борьба с коррупцией, верховенство права, предсказуемая макроэкономическая среда. Стабильность и предсказуемость политики страны важнее всего.

Развитая инфраструктура – эффективно. Все-таки база есть, потому что, если бы не было базы, например был бы слабый интернет, не было бы моей компании. Цифровая инфраструктура развивается, без этого никак, но у нас она монополизировалась, и насколько обновляется инвестиционная программа – неизвестно.

Сейчас мы сотрудничаем с государством в части борьбы с коррупцией. Вместе с Агентством по противодействию коррупции мы создали курс обучения по статьям законодательства, посвященным предотвращению коррупции. Этот курс у нас интегрирован в Documentolog, и каждый госслужащий может его пройти. Мы очень много делаем по дебюрократизации государства. Наверное, именно благодаря нам многие государственные сервисы не переставали работать даже во время пандемии.

Еркин Длимбетов,
Ordamed

Предсказуемая макроэкономическая среда, инвестиционная привлекательность страны, борьба с коррупцией и взяточничеством.

Развитая инфраструктура – очень эффективно, если брать цифровую инфраструктуру. Налоговая система у нас классная, особенно по ставкам. К нововведениям в виде декларирования я отношусь положительно, это давно нужно было сделать, чуть ли не в 1991 году, тогда вообще бы коррупции не было.

Я, может, и хотел бы сотрудничать, но я же знаю, что это бесполезно, они это делают только «для галочки».

Эдгард Бу-Шахин,
«Schneider Electric Центральная Азия и Кавказ»

Я вижу ясное намерение и участие со стороны государства в передаче технологий Казахстану путем поощрения локализации определенной продукции. Кроме того, есть запросы от университетов и школ на развитие лабораторий для обучения студентов новым технологиям и поиск партнерств с иностранными компаниями для обмена программами и опытом в сфере развития и повышения местных компетенций.

Алексей Хегай,
TSPM.

Уровень занятости – неэффективно. Сейчас государство фокусируется в основном на крупных городах, но три города-миллионника – это не весь Казахстан. Мне хотелось бы, чтобы повышение уровня занятости было поставлено в приоритет, потому что для меня рост доходов и рост занятости населения – показатель роста экономики страны.

Налоговая система неэффективна. Это связано со стоимостью денег и давлением налогов. Что касается новой налоговой политики и декларирования, то я считаю, что их надо было внедрить давно. Вся наша группа компаний выступает за прозрачность отчетности, предоставления данных, потому что прозрачная среда способствует развитию бизнеса. Если мы не знаем, что происходит в соседнем торговом центре, мы не можем себя ни с кем сравнить и сравниваем себя с собой же, в какой-то степени варимся в собственном соку. Я за прозрачный рынок.

Михаил Борисов,
Fluidra Kazakhstan

Приоритетная цель – развитая инфраструктура, включая цифровую. Чем меньше времени будет тратиться на оформление, регистрацию, прохождение формальных процессов, тем лучше будет для бизнеса. Необходимо развивать складскую инфраструктуру, дороги, инфраструктуру в аэропортах, которая позволяет принимать и обрабатывать грузы, это очень важно, чтобы было легче работать. Также макроэкономическая среда и доступ к недорогому капиталу являются приоритетами. Для нас этот вопрос актуален в меньшей степени, но если мы говорим про бизнес в целом, то это серьезная проблема. Капитал очень дорогой, а госпрограммы с каждым годом становятся все уже в плане охвата и дороже. Дополнительный приоритет – это разработка нормативно-правовой базы в сфере водоподготовки.

Досжан Жусупов,
Cerebra

Здоровье и благополучие сотрудников – заинтересованы в сотрудничестве с государством в этом аспекте. Сегодня диалог между нами есть, но действий нет. При этом вопрос касается не только нашей компании – мы предлагаем прописать в систему здравоохранения не Cerebra, а искусственный интеллект в целом. Но со временем наше государство все же сделает это, поскольку все страны пойдут по такому пути. Вопрос в том, станем ли мы одними из первопроходцев в этом направлении и будем управлять этим поездом либо останемся в стороне.

Максим Мельник,
Satu.kz

Доступ к недорогому капиталу – эффективно. Я всем привожу в пример Казахстан. Здесь стартапу с проверенной бизнес-моделью деньги для масштабирования найти легче, чем в любой другой стране постсоветского пространства. Есть венчурные фонды, которым можно показать свой проект.

Марат Сейткулов,
Caravan Resources

Здесь нужно отделить вопросы государственного управления от негосударственного. Государство отвечает за макроэкономическую, законодательную среду, инфраструктуру. Поэтому приоритетами государственного управления, на мой взгляд, являются развитая инфраструктура, включая цифровую, предсказуемая макроэкономическая среда и верховенство права.

Мы сотрудничаем в сфере работы над эффективной налоговой системой через площадки НПП «Атамекен», участие в рабочих группах. Другой вопрос, есть от этого эффект или нет. Хотели бы посотрудничать в сфере повышения инвестиционной привлекательности.

Николай Мазенцев,
Chocofamily Holding

Верховенство права во всех сферах деятельности – очень неэффективно. За последний год мы столкнулись с несколькими кейсами, когда государство нас должно было защищать, а оно совсем не защищает, и мы в течение почти полугода не можем от полиции добиться какой-либо деятельности, связанной с нашей защитой. У нас есть все данные по мошенникам, которые нанесли ущерб нашей компании, но полиция бездействует.

Юрий Негодюк,
сети ресторанов BAO noodle&sushi, «Пинта», «Томато», «The Банка», Paul

Инфраструктура – эффективно, но я говорю больше о цифровой инфраструктуре. Такие продукты, например, как eGov. Однако «тяжелая» инфраструктура находится в плачевном состоянии. Канализационные системы в ухудшенном состоянии, летом не хватает воды в некоторых районах, в Астане в новых районах воду в прошлом году подавали по часам. Также проблемы с электроснабжением. Говорят, что построят атомную электростанцию, надеюсь, это поможет.

Арминас Мацевичус,
STADA

Мы сотрудничаем с государством в части здоровья и благополучия сотрудников. Одно из внешних проявлений – это STADA Health Report, где мы предоставляем в открытом доступе различные данные по отношению людей к здоровью, основанные на опросе населения. Например, сколько человек проходят осмотры и почему они этого не делают.

Квалифицированный и адаптивный персонал – тоже сотрудничаем, мы же «кузница кадров». Работа с врачами, их информирование и повышение квалификации – это наша рутинная работа.

В части эффективности налогообложения мы пытаемся работать с государством в рамках ассоциаций, разговаривать и показывать, что не надо так делать. Мы понимаем, что они хотят собрать больше налогов, но их нужно собирать через стимулы, а не через ужесточение.

Марина Кузнечевская,
FlyDubai

Я считаю, что один из важных приоритетов – это развитая инфраструктура, особенно что касается аэропортов. Также макроэкономическая стабильность и инвестиционная привлекательность страны. Эти факторы для нас очень важны.

Квалифицированный и адаптивный персонал – достаточно эффективно. Правительство работает над этим в нашей стране. Если ты хочешь учиться, то ты можешь учиться.

Изменение инвестиционного климата в Казахстане за 2023 год

По мнению более чем половины казахстанских руководителей (58%), инвестиционный климат в Казахстане остался на прежнем уровне. Стоит отметить, что эта динамика сохраняется с 2018 года.

Болатбек Оспанов,
Smart Satu

В Казахстане и Центральной Азии, я считаю, инвестиционный климат достаточно позитивный. С каждым годом появляется все больше проектов, которые начинают работать внутри страны, есть проекты, которые сразу уходят в мир. И все это происходит при поддержке отечественных инвесторов и зарубежных фондов, нацеленных на Казахстан и Центральную Азию.

Досжан Жусупов,
Cerebra

Ухудшился. По факту ни один крупный инвестиционный проект в Казахстане пока не начат, настоящие инвестиционные деньги, частные инвестиции в них никто не вкладывает. Что касается иностранных инвесторов, я думаю, перспективно оценивают Казахстан российские и китайские компании, западные считают, что рисков слишком много.

Серик Толукпаев,
Aitas Group

Ухудшился, но он ухудшился везде. Протекционизм, который сейчас на повестке большинства стран, националистические идеи, которые процветают по всему миру, явно не способствуют улучшению инвестиционного климата. Если говорить о ситуации в Казахстане в 2023 году, то, на мой взгляд, у нас идет отрицательная селекция на уровне управленческих кадров и государства. Приходит поколение, которое получило фундаментальные знания в постсоветский период или в годы перестройки, и люди все больше теряют идеологические основы, фундаментально-этические нормы, которые так или иначе умели закладывать в СССР. Это связано и с отсутствием принципов меритократии, слабые выбирают еще более слабых.

Лаула Стамкул,
Wolt Kazakhstan

Инвестиционный климат в Казахстане стал менее привлекательным из-за неопределенности относительно планируемых реформ. Это могло привести к тому, что некоторые компании начали задумываться о долгосрочных инвестициях в другие страны региона. Я надеюсь, что в этом году мы увидим значительные и позитивные изменения в этом вопросе.

Ильяс Исатаев,
Invictus Fitness

Улучшился за счет повышения в мировом рейтинге конкурентоспособности до 36-го места. Одни из первых новостей года – то, что «Додо Пицца» перерегистрировала свою штаб-квартиру с Британских Виргинских островов в Астану, inDrive перевел головной офис в Алматы. Это как будто события прошлых лет, но в перспективе инвестиционный климат тоже будет улучшаться.

Байжан Канафин,
Documentolog

Улучшился, и в первую очередь за счет действий президента. Все-таки он проводит огромную дипломатическую работу, которая позволяет сохранять нейтралитет и при этом выстраивать четкое равенство между всеми игроками. Это в какой-то мере дает надежду на то, что будет стабильность. Он все делает постепенно, потому что общество должно созреть, а наше общество в большинстве своем незрелое, инфантильное, в нем присутствуют иждивенческие настроения. Мне нравится, что мы идем планомерно, по принципу «лучше плохой мир, чем хорошая война».

PwC Kazakhstan: Азамат Конратбаев,  Арнур Саббет, Александра Ли

Фотографы: Андрей Лунин, Оксана Тарасова, Мария Попова, Руслан Пряников и архивы пресс-служб

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить