Пора пересмотреть функции Нацбанка - 2

7539

Продолжаем дискуссию о предназначении финансового регулятора, начатую директором Центра макроэкономических исследований

Недавний ответ финансового регулятора РК на статью «Пора пересмотреть функции Нацбанка» (см. «Нацбанк уполномочен заявить») породил разные вопросы у читателей, а потому мы постараемся дать развернутое описание всем поднятым темам - расширению целей денежно-кредитного органа страны, управлению активами Нацфонда, пенсионной системе – и, наконец, затронем отдельно вопрос инфляции, ибо она используется как один из основных доводов в полемике Национального банка с другими госорганами.

Прежде чем начать статью, хотелось бы отметить, что все вопросы поднимаются исключительно объективно, без каких-либо личных претензий к кому бы то ни было. Также мы будем давать точные ссылки на источники, чтобы не оставлять ни малейшей возможности для продолжения споров по ненужным и мелким вопросам, но вести беседу по существу.

Европейские центробанки: стабильность цен, но не только

Для начала изучим опыт стран Европейского союза. В прессе озвучивается мысль о том, что европейские центробанки сконцентрированы исключительно на обеспечении стабильности цен. Частично эта мысль верна, частично нет, и вот почему.

На сайте ЕЦБ есть раздел, предоставляющий исчерпывающие сведения по законодательству, в рамках которого осуществляется функционирование не только ЕЦБ, но и всех банков, входящих в Европейский Союз. Базовым документом является Протокол №4 «О статусе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка», где  сказано: «В соответствии со Статьей 127(1) и Статьей 282(2) Договора о функционировании Европейского союза, основной целью ЕСЦБ  является обеспечение стабильности цен». Однако далее следует: «Без ущерба для стабильности цен, ЕСЦБ должен поддерживать общую экономическую политику в Союзе в целях содействия достижению целей Союза, указанных в Статье 3 Договора о Европейском Союзе». В Статье 3 Договора указано несколько целей, и пункт 3 гласит: «Союз… должен работать для устойчивого развития Европы, основанный на сбалансированном экономическом росте и ценовой стабильности, высококонкурентной социальной рыночной экономике, стремящейся достичь полной занятости…».

Иначе говоря, ЕЦБ, равно как и центробанки ЕС, встроен в систему принятия решения таким образом, чтобы, сохраняя операционную независимость, он сам стремился к содействию в достижении целей экономического роста и занятости. Казахстанская конструкция Нацбанка в целом схожа с европейской, однако его целеполагание более упрощено. Основной целью Национального банка является «обеспечение стабильности цен».

Тогда как, например, в Великобритании Закон «О Банке Англии» гласит, что его целями являются «обеспечение стабильности цен и, в соответствии с этим, поддержание экономической политики Правительства Ее Величества, включая цели роста и занятости».

Казахстан: потенциал Нацбанка полностью не раскрыт

Интересен опыт Китая, который немного отошел от понятия «стабильности цен» и принял другую формулировку: «Целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности стоимости национальной валюты и тем самым содействие экономическому росту». Уточним, что стабильность цен и стабильность стоимости национальной валюты - это разные, хоть и пересекающиеся категории

И, наконец, рассмотрим опыт США. Закон «О Федеральной резервной системе» гласит«Совет управляющих ФРС и Федеральная комиссия по операциям на открытом рынке должны поддерживать долгосрочный рост денежных и кредитных агрегатов соразмерно долгосрочному потенциалу экономики по увеличению производства, а также способствовать целям максимальной занятости, стабильных цен и умеренных ставок вознаграждения по долгосрочным кредитам». Иначе говоря, здесь стабильность цен и вовсе не приоритет, хоть и является важным целевым индикатором.

Таким образом, очевидно, что в Казахстане целеполагание деятельности Национального банка сформулировано в наиболее простом варианте, который не позволяет полноценно учитывать интересы и потребности экономической политики государства и, главное, не раскрывает потенциал денежно-кредитного органа до уровня, который должен быть.

ЕЦБ: отход от стандартов

Но вернемся к Европейскому центробанку, который достаточно долго применял стандартные инструменты, в том числе снижение ставки рефинансирования, которая последние 3 года находится в 2 раза ниже уровня официально заявленной инфляции. Однако в 2008-2009 году банк начал осуществлять нестандартные операции, а в 2011-2012 году перешел к прямому предоставлению коммерческим банкам долгосрочной ликвидности. Так, 22 декабря 2011 года ЕЦБ выдал трехлетних кредитов на сумму 489 млрд. евро 523 банкам еврозоны напрямую по фиксированной ставке в 1%. 1 марта 2012 года прошел второй раунд, в рамках которого было выдано еще 529 млрд. евро под 0,75%, но уже 800 банкам. Это позволило обеспечить банковский сектор среднесрочной ликвидностью. Добавим, что ЕЦБ пошел на такое нестандартное решение, несмотря на то, что соотношение «кредиты экономике к ВВП» составляет свыше 100%. Иначе говоря, если речь идет о нехватке ликвидности в банковском секторе и стоит угроза сокращения кредитования, ЕЦБ предпринимает беспрецедентные меры, не оправдываясь аргументами о «ценовой стабильности» и т.д.

Если расширение целей деятельности Национального банка все-таки состоится, то это не затронет его независимости в операционной деятельности, так как это общепринятая мировая практика. Если в Казахстане председатель Национального банка назначается президентом с согласия сената (см. статью 3 Закона «О Национальном банке Республики Казахстан»), то в Германии глава Бундесбанка номинируется премьер-министром и утверждается президентом страны. В Японии, где с 1998 года центробанк стал  более независимым, он все равно остается подотчетным правительству. Так, премьер-министр назначает главу Банка Японии, двоих его заместителей и аудиторов, а 6 исполнительных директоров назначаются министром финансов. Сам Закон «О Банке Японии» содержит почти в каждой статье норму, предполагающую подотчетность центробанка перед Министерством финансов по тем или иным вопросам.

Банк Англии подотчетен минфину

В Великобритании, чей опыт по построению системы финансового надзора использовался в Казахстане, кандидатура главы Банка Англии утверждается королевой по согласованию с премьер-министром. Более того, действует специально созданный орган - Комитет по денежной политике (см. ст. 3 Закона "О Банке Англии"), который регламентирует денежно-кредитную политику Банка Англии. В состав Комитета входят глава Банка Англии и его заместитель, еще два члена по согласованию с министром финансов, и еще четыре члена назначаются министром финансов. Банк Англии обязуется согласовать огромное количество вопросов с Министерством финансов. И, наконец, выделим отдельно параметры инфляции, которые надо достигать Банку Англии и которые устанавливаются Министерством финансов, согласно статье 12 Закона «О Банке Англии». По этой норме министр ежегодно пишет главе Банка Англии письмо, где устанавливаются ориентиры по инфляции.

Сказанное свидетельствует, что зарубежные центробанки имеют более высокую степень подотчетности правительствам, в том числе минфинам, при этом центральные банки никак не зависят в операционной деятельности от правительства.

Ограничение целей приветствуем, расширение - нет

Полагаем, что казахстанская процедура назначения руководства Национального банка объясняется политическими обстоятельствами, а не личными предпочтениями, и поэтому есть смысл оставить действующий вариант как есть. Но однозначно: цели деятельности Национального банка необходимо расширить, иначе будет сохраняться нынешняя модель, когда, несмотря на трудности и вызовы, возникающие в экономике, Нацбанк будет предлагать решения «косметического» характера, а все нестандартные решения откладывать из-за мнимой угрозы инфляции (о которой мы более подробно поговорим в другой статье).

Мы надеемся, что если последует обсуждение данного вопроса, то оно будет последовательным и непротиворечивым. Пока же, на наш взгляд, есть существенный изъян в позиции тех, кто пытается сохранить действующий функционал Нацбанка. Их позиция предполагает ссылку на опыт стран Европейского союза, с чем можно согласиться с натяжкой, даже без учета британского опыта. Но даже если посчитать их ссылку верной, то непонятно, почему игнорируется опыт других европейских стран. Например, почему в Казахстане нельзя уровень обеспеченности кредитами довести до 100%, как в Европе? Почему нельзя снизить ставки по кредитам до 5-7%, как в Восточной Европе, или до 2-4%, как в Западной? К сожалению, на такие вопросы следуют оправдания, что причины лежат вне пределов компетенции Нацбанка, что есть крайне ошибочная мысль, либо говорится, что «мы не Европа». Понятно, что «мы не Европа». Но почему мы не можем стремиться к ее параметрам? Почему для обоснования того, что ограничивает возможности Национального банка по поддержке экономики, ссылка на европейский опыт видится уместной, а тот европейский опыт, который предполагает расширение, рассматривается как нечто преждевременное и недосягаемое.

Надеемся, что складывающийся консенсус в экспертной среде по данному вопросу выльется в практическую плоскость, и уже в ближайшее время возможности Национального банка по поддержанию экономического роста проявятся в полном объеме.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить