«Казаэронавигация» намерена значительно поднять тарифы

12705

В четверг, 8 октября, в Астане состоялись открытые слушания по вопросу повышения тарифов РГП «Казаэронавигация» для казахстанских авиакомпаний. Перевозчики считают, что это неминуемо приведёт к повышению стоимости авиабилетов

Фото: Вадим Борейко

Заседание прошло в стенах Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики. Модератором встречи была заместитель председателя комитета Алия Джумабаева. Поводом к совещанию стало желание «Казаэронавигации» повысить с 1 января 2016 тарифы на полёты для авиакомпаний, выполняющих внутренние перевозки. Поскольку эти услуги РГП предоставляет монопольно, тарифы утверждает антимонопольное ведомство. Стоимость своих услуг «Казаэронавигация» решила повысить в среднем на 44% в зависимости от веса воздушного судна.

Марат Дауталиев.

Как рассказал в своём выступлении заместитель председателя «Казаэронавигации» Марат Дауталиев, этот тариф не менялся с 1998, и услуга на сегодняшний день предоставляется в убыток. Так, по итогам 2014 эта она принесла РГП убыток в размере 2,1 млрд тенге, а в 2015, по прогнозам, минус составит 2,6 млрд тенге. Приводя еще один аргумент в свою пользу, Мурат Дауталиев ссылается на казахстанское законодательство, которое гласит: тарифы на регулируемые услуги не могут быть ниже себестоимости.

В «Казаэронавигации» уверяют: если тариф будет поднят, они не будут просить его повышать дальше до 2020.

По расчётам РГП, повышение тарифа не должно заметно сказаться на финансовом состоянии авиакомпаний – по данным «Казаэронавигации», расходы на аэронавигацию в структуре тарифа на перевозку у казахстанских перевозчиков составляют всего 2%.

В РГП сообщили, что нуждаются в деньгах, поскольку разработали инвестиционную программу развития предприятия и отрасли на 2016-2020. Она предусматривает траты в размере 69,7 млрд тенге. За это время в РГП хотят приобрести новые локаторы, системы переговоров диспетчеров, усилить конструкции зданий, где работают сотрудники «Казаэронавигации» и т.д.

57% доходов «Казаэронавигации» от этого спорного тарифа приносит авиакомпания Air Astana, 25% - SCAT, остальное приходится на других перевозчиков. Стоит ли говорить, что повышение тарифа беспокоит в первую очередь Air Astana, которая и без повышения тратит миллиарды тенге на услуги навигации?

Айдар Кашкарбаев.

Как заявил вице-президент Air Astana по юридическим вопросам Айдар Кашкарбаев, он внимательно ознакомился с аудированым отчетом «Казаэронавигации» за 2014. Согласно документу, выручка РГП составила 33,1 млрд тенге, а чистая прибыль за год – 9,8 млрд. На счетах компании находятся 28,1 млрд тенге. Только за размещение денег на банковских счетах в 2014 «Казаэронавигация» получила 383 млн тенге дохода. Вознаграждение ключевого руководства предприятия - четырёх человек - составило около 90 млн тенге, или более 22 млн тенге на каждого. Рентабельность РГП составляет 30% - это в 15 раз больше, чем у Air Astana.

Г-н Кашкарбаев недоумевает: почему «Казаэронавигация» не может запустить программу модернизации за счёт своей весьма солидной прибыли, не повышая тариф? Стоит ли поднимать тариф для сотен тысяч пассажиров ради дополнительных доходов небольшого РГП?

Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в Казахстане Джордан Карамалаков тоже высказался.

Джордан Карамалаков.

По его словам, в этом году «Казаэронавигация» неплохо заработает на транзите международных рейсов, поскольку 20 августа, после начала девальвации, перевела тарифы для иностранцев в доллары. Теперь, например, за пролёт через Казахстан одного среднего самолета типа Airbus 320 над территорией Казахстана «навигаторам» платят около 350 тыс. тенге.

Старший вице-президент Air Astana по правительственным, законодательным вопросам и безопасности Ербол Оспанов рассказал: по своей программе модернизации «Казаэронавигация» будет приобретать оборудование, рассчитанное, в первую очередь, на обслуживание старых самолётов, типа Ан-2. А таких в парке AirAstana нет.

«Так почему пассажиры Air Astana должны субсидировать траты на услуги, которыми не будут пользоваться?», - задаются вопросов в авиакомпании.

Сотрудники «Казаэронавигации» парируют: из-за повышения тарифа дополнительные расходы на один перелёт каждого пассажира вырастут от 400 до 800 тенге. А авиакомпании отвечают: им придётся заложить эту надбавку в стоимость каждого билета. Рады ли будут пассажиры платить ещё больше?

В Air Astana считают, что время для повышения тарифа государственное РГП выбрало неудачное: из-за кризиса пассажиры стали летать меньше, стоимость топлива дорожает. И из-за сокращения рейсов авиакомпаний «Казаэронавигация» будет меньше получать доход.

Глава юридической службы Qazaq Air Ольга Лозовая тоже недовольна заявкой РГП.

- Мы начали летать только в августе. Повышение тарифов вызывает тревогу – это однозначно скажется на повышении тарифов для потребителей. Мы ставили цель сделать доступными полёты в регионах. И мы не хотим, чтобы на нас перекладывали расходы на модернизацию навигационной системы в Зайсане, куда мы летать не будем, - заявила г-жа Лозовая.

Заместитель генерального директора Bek Air Женис Берденов посчитал: повышение тарифа обойдётся авиакомпании дополнительными расходами в 7,5 млн тенге в месяц. Для перевозчика, чьи билеты стоят от 10 тыс. тенге, это существенные деньги. Новые траты поднимут вопрос о закрытии нерентабельных направлений.

По итогам слушаний Алия Джумабаева заявила: решение по этому вопросу будет принято через месяц.

Астана

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить