На правах рекламы

Как почтово-логистическая компания открывает новые ниши

12283

О своем опыте создания спроса на новом рынке обозревателю Forbes.kz рассказал учредитель Post Express Аскар Абдыкаримов

Аскар Абдыкаримов.
Аскар Абдыкаримов.

На казахстанском рынке логистики представлены как международные компании, так и местные, предоставляющие широкий спектр услуг или специализирующиеся на узком профиле, доставка документов, к примеру. Казалось бы, на этом рынке в РК нет места новым игрокам. Однако учредитель Post Express Аскар Абдыкаримов, придерживается иного мнения и год назад открыл логистическую компанию, которая применяет бизнес-модель, описанную в книге Кима Чана и Рене Моборна «Стратегия голубого океана» - создает не существовавший ранее спрос на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать с большим количеством игроков на малоприбыльных рынках («красный океан»). Господин Абдыкаримов рассказал обозревателю Forbes.kz о своем опыте создания «голубого океана» на логистическом рынке РК.

Аскар Достанович, почему вы решили создать логистическую компанию?

- Наверное, мой рассказ будет мало отличаться от историй многих других бизнесменов. Находясь за рубежом, я часто пользовался услугами логистических компаний. В Казахстане я не мог воспользоваться теми видами услуг, которые предоставляли логистические компании за границей, просто на просто отсутствовал такой сервис. У меня появилась идея создать наш отечественный высококачественный сервис почтово- логистических услуг, который не будет уступать западным и европейским компаниям.

В конце осени 2014 я обсудил со своими друзьями идею создания казахстанской логистической компании, которая будет предоставлять широкий спектр услуг и конкурировать с лидерами рынка. Уже в марте у меня был готов проект. В начале 2015 я заказал 2 больших исследования рынков логистики и интернет-торговли. После этого мы внесли корректировки в план, просчитали несколько вариантов развития компании (оптимистичный, реальный и пессимистичный). Около 2 месяцев мы собирали команду. В мае 2015 мы начали работать в пилотном режиме, чтобы проверить слаженность работы всех наших IT-систем и подразделений. 1 сентября 2015 уже поехала первая машина, и в этом же месяце мы открыли первое отделение в Алматы. Через 6 месяцев работы к нам стали приходить новые клиенты по рекомендациям тех, кто уже пользовался нашими услугами. Для нас это важный показатель.

Первое отделение компании было открыто в Алматы. Сколько сейчас у вас отделений и в каких городах Казахстана они расположены?

- Мы постоянно открываем новые отделения. Для нас важно, чтобы они были в шаговой доступности. Нам также важно, чтобы ими было удобно воспользоваться, поэтому они работают с понедельника по пятницу с 8 утра до 9 вечера и ещё в субботу с 9 до 15.

В первую очередь мы развиваем сеть отделений в тех городах, где видим больший спрос – Алматы и Астана. Но и в других городах мы запускаем новые отделения. В Алматы у нас их функционирует уже 10, по республике - 18. Они представлены в Астане, Шымкенте, Актау, Атырау, Усть-Каменогорске и Караганде. Обычно мы открываем 1-2 отделения в месяц. К сентябрю 2016 мы планируем открыть еще 10 отделений по республике.

В Казахстане работают самые популярные международные логистические компании, помимо них множество отечественных. Чем ваша компания отличается от них?

- Если сравнивать нас с конкурентами, то у нас немного разные стратегии. Серьезные международные игроки в основном делают акцент на международный перевозках, отечественные компании зачастую очень узко сфокусированы. Логистический рынок Казахстана находится в зачаточном состоянии, где не представлен широкий спектр услуг, который на самом деле могут предоставить логистические компании. Мы заняли эту нишу. Мы можем разработать и реализовать оптимальный маршрут доставки с привлечением практически всех видов транспорта и доставить груз как автомобилем или по железной дороге, так и самолётом и даже морем.

Кто ваш основной клиент?

- B2B – это компании, которым необходимы отработанные логистические процессы и склады. Мы можем полностью обеспечить им логистический сервис. В результате этой компании не потребуется иметь собственную логистическую службу. Этому клиенту достаточно будет держать в штате одного менеджера для контакта с нами. Все процессы от сортировки, хранения до транспортировки можем сделать мы.

B2C – это интернет-магазины, за которых мы можем доставить товар конечному потребителю. Здесь мы опять готовы предоставить полный сервис – от сортировки и хранения до доставки покупателю. По большому счету, мы предполагаем им отдать нам товар, который мы отсортируем, сложим на наших складах, проведем синхронизацию с их сайтом, после чего, как только клиент сделает заказ, он поступит нам, и мы сразу сделаем доставку. 

Третий наш сегмент - C2C – это когда мы с вами друг другу отправляем посылки и вещи. Сейчас люди отправляют только срочные посылки, и в основном это документы. Также они могут отправить книги, одежду и даже холодильник детям-студентам в Алматы или Астану.

У вас очень интересное предложение для e-commerce. Сколько денег ваша компания может помочь сохранить интернет-магазину?

- Если у представителя e-commerce есть свой склад, служба логистики, собственная доставка, и он готов от этого отказаться и отдать нам на аутсорсинг, компания сможет сократить затраты на логистику до 40%. Однако хочу отметить, что ключевой вопрос здесь не в экономии. В данном случае важнее то, что мы увеличиваем качество доставки. А это основной фактор, который побуждает покупателей вновь возвращаться в этот магазин. Таким образом мы помогаем интернет-магазинам не только не терять клиентов, но и увеличивать продажи.

Насколько сегодня популярны посылки друг другу?

- На данный момент от общего объема оказываемых нами услуг они занимают 13%. В этом сегменте основным барьером является отсутствие опыта у клиентов. Однако мы верим, что те казахстанцы, которые имеют опыт покупок через интернет, задумаются: «Могу ли я доставить посылку маме из Астаны в Алматы?». Как только он станет пользователем этой новой для него услуги, он рекомендует ее всем своим знакомым. Это также будет способствовать развитию вторичного рынка e-commerce, когда люди перепродают свои вещи через какую-то площадку. С помощью Post express они могут доставить покупку в другой город или в другую часть города.

Сколько это стоит?

- Подавляющее большинство таких посылок весит до 5 кг. Доставить посылку весом 5 кг из отделения в Алматы до отделения в Астане – 700 тенге, Алматы –Атырау – 1,3 тыс. тенге.

Вы также говорили о наборе инструментов, который может удовлетворить любую потребность. Что конкретно вы имеете в виду?

- Во-первых, мы очень гибкие. Клиент может прийти к нам и рассказать, что он хочет, а мы разработаем услугу конкретно под его потребности. Запускаем ее сначала в пилотном формате и после того, как клиент все одобряет, мы приступаем к работе. Также у нас уже есть продукты, которые не предложат ни в одной логистической компании. К примеру, наша услуга по переезду набирает популярность. Если вы заказываете у нас эту услугу, к вам приедут специалисты из Post express, упакуют все вещи, которые нужно перевезти, при необходимости разберут мебель, все загрузят и перевезут на новый адрес, выгрузят распакуют и расставят по указанным местам. Мы легко можем перевезти как офис, так и квартиру в рамках одного города или в другой город. Недавно мы перевезли двадцатиэтажный офис Halyk bank из здания на улице Ауэзова в здание на проспекте Аль-Фараби. Переезд офиса в рамках одного города на 50 рабочих мест с мебелью обойдется в 120-150 тыс. тенге, без мебели – 50 тыс. тенге. Перевезти трехкомнатную квартиру с мебелью из Алматы в Астану – 250 тыс. тенге.

Насколько вы конкурентоспособны по цене по сравнению с другими игроками на рынке?

- Мы работаем в одном ценовом сегменте с отечественными компаниями. Поэтому предлагаем нашим клиентам конкурентноспособные цены, а зачастую и более привлекательную комбинацию цена-сервис.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить