Что покупают и продают в интернете бизнесмены Казахстана

27252

Структуру казахстанской интернет-торговли в сегментах В2В и В2С анализировал эксклюзивно для Forbes международный центр интернет-торговли Allbiz

Иллюстрация: turnkeyinternet.net

Племенные животные, сельхозтехника, стройматериалы, энергетическое оборудование и цветы – это самые популярные товарные группы в казахстанском сегменте Allbiz. Перечень ясно дает понять, что казахстанские пользователи выходят в интернет не только в поисках авиабилетов, одежды или продуктов. Даже цветы покупают не поштучно, а большими партиями – для дальнейшей перепродажи.

Сегодня бизнес активно осваивает онлайн. Это видно по растущему потоку посещений (по данным Google analytics, в 2014 количество уникальных пользователей в РК выросло на 36% по сравнению с 2013), увеличению количества зарегистрированных компаний (на 21%) и интенсивному насыщению рынков (так, к 2015 количество зарегистрированных товаров и услуг уже превысило 1,1 млн наименований и продолжает расти).

Синхронно с расширением проникновения интернета и росту пользователей развивается и e-commerce. По оценкам специалистов, казахстанский рынок находится в стадии бурного роста, который продлится на протяжении двух-трех лет со среднегодовыми темпами более 25%. Эти цифры выглядят вполне реальными, особенно если будет успешно решена проблема с логистикой, поскольку пока она тормозит развитие отечественной онлайн-торговли.

Самые популярные рынки

Продукты и напитки - поток посетителей увеличивается несколько лет подряд: за 2013 – в 1,5 раза, за 2014 – почти в 2. Причем на продукты и напитки приходит и больше всего заказов – каждый девятый. Для сравнения: на одежду и обувь заказов поступает вдвое меньше, а на мебель – втрое.

Как будет развиваться ситуация в 2015, прогнозировать пока сложно, поскольку в январе был зафиксирован традиционный посленовогодний спад (на 10,5% по сравнению с декабрем). Но статистика за февраль уже дает повод для оптимизма (рост на 14,36% по сравнению с январем). У пользователей укрепляется привычка искать продукты в Сети: для продаж в онлайне у компании меньше издержек, а значит, есть возможность поставить более низкую цену и привлечь новых клиентов. Возьмет своё и бизнес, который понял перспективность и отметил незанятость ниш продаж в онлайне. Ведь рынок электронной коммерции представлен не только готовыми продуктами и напитками, которые потребители покупают для себя, как принято считать. Сюда стоит включить и оптовые продажи – многие приобретают бизнесы для производства конечной продукции (например, небольшие пекарни). А также сырье и производственное оборудование, на которые приходится около половины позиций в перечне товарных категорий рынка.

Чуть уступает по темпам притока посетителей рынок стройматериалов (рост на 65% за 2014). Он в большей степени подвержен сезонным колебаниям. Всплески весной и летом сменяют спады осенью и зимой.

Популярность сельского хозяйства выросла в 2014 почти вдвое (на 74%), и Allbiz прогнозирует, что и далее рост будет не менее интенсивным за счет прихода в онлайн новых игроков, что увеличит конкуренцию. Следовательно, цены и условия будут еще выгоднее для потребителей. Будет развиваться и инфраструктура, а значит, связь и логистика между регионами улучшится. Всё это поможет преодолеть инерционность казахстанских аграриев и разрушить стереотип, будто онлайн подходит только сегменту В2С (бизнес для клиента). Западный опыт продвижения той же сельхозтехники в Сети подтверждает, что интернет можно с успехом использовать и В2В-сегменте (бизнес для бизнеса).

Что заказывают компании

Посещаемость рынков коррелируется с заказами, то есть на самые популярные рынки приходит больше всего запросов.

Состав топ-10 запросов и заказов почти не отличается. Только рынок медтехники вошел в десятку самых запрашиваемых, не попав в десятку самых посещаемых (тут он на 11 месте) и «поменялся местами» с рынком промышленности, который оказался на 11 месте по количеству заказов. 

Для того, чтобы конкретизировать покупательские предпочтения, мы составили Топ-15 самых популярных товарных категорий.

Какие регионы активнее торгуют в Сети

Локомотивами интернет-торговли выступают Алматы и Астана. Они получают две трети всех заказов, которые приходят к участникам Allbiz.

Такой дисбаланс между регионами и столицами (бывшей и нынешней) неудивителен. Хотя проникновение интернета в Казахстане превысило 70%, по данным на июль 2014, но предстоит еще интернетизация удаленных населенных пунктов.

Даже Акмолинская и Алматинская области получают в целом менее 2,5% от общего объема заказов. Меньше всего запросов получают компании из Кызылординской области.

Примечательно, что схожая картина наблюдается и в других странах СНГ. Например, в украинском сегменте Allbiz соотношение между Киевом и областями составляет 1 к 3.

Структура торговли в регионах неоднородна. В Акмолинской и Актюбинской областях больше всего заказов приходится на сельское хозяйство. В Карагандинской – на стройматериалы. В Жамбылской – на товары для красоты и здоровья. В Мангистауской и Павлодарской – на продукты и напитки. В популярности рынков прослеживается и «специализация» областей.

Строительство и сельское хозяйство – лидеры онлайна

В целом, статистика Allbiz подтверждает заинтересованность казахстанского бизнеса в освоении интернета и использования его в качестве канала для привлечения клиентов не только в сегменте В2С, но и в сегменте В2В. Предприниматели преодолевают устаревший стереотип по поводу онлайн-продвижения. В этом отношении казахстанский е-cоmmerce идет в ногу с другими странами СНГ.

Аналитики центра полагают, что 2015 тренд на бурное развитие, заданный 2013 и 2014, продолжится. На это есть ряд объективных причин: расширение проникновения интернета, развитие е-cоmmerce в регионах, постепенное решение проблемы логистики. Причем рост ожидается и в В2В-сегменте. И тут в роли локомотивов выступит отечественный АПК и рынок строительства. А также промышленность – по мере освоения онлайн-торговли промышленными предприятиями.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить