Чем быстрее товар доходит до полки, тем дороже его можно продать

9830

Любой инвестиционный проект в Казахстане должен начинаться с детальной проработки вопросов сбыта. Об этом на полях прошедшего в среду, 27 апреля, форума Karaganda Invest 2016 в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал Ерхат Искалиев

Фото: poradnyk.com.ua

Член попечительского совета расположенного в Астане Международного института логистики и бизнеса «Шёлковый путь» Ерхат Искалиев в недавнем прошлом – вице-министр индустрии и торговли Республики Казахстан. Также он занимал должности управляющего директора АО «Банк Развития Казахстана», президента АО «Казтемиртранс», вице-президента АО «НК «Казахстан темир жолы». Благодаря этому опыту, с вопросами логистики и транспортной доступности казахстанских товаров он знаком досконально. И вынужден констатировать, что пока этот сектор в нашей стране находится в зачаточном состоянии.

Ерхат Искалиев.
Ерхат Искалиев.

- В структуре любого предприятия можно выделить две составляющие: собственно производственный процесс и процесс реализации готовой продукции. И я убежден, что самое важное – это научиться продавать. Потому что если нет сбыта, то ты можешь пахать и пахать, но потом будешь вынужден все отдать за копейки. А вот если ты умеешь продавать, то сможешь работать с выгодой даже на небольшом клочке земли, - говорит Ерхат Искалиев.

Причем, собеседник подчеркивает, что применительно к Казахстану речь идет об обязательной экспортной ориентированности любого крупного  производства. Внутренний рынок страны с населением в 17 млн человек очень мал. Вливать инвестиции в проект, рассчитывая только на местного потребителя, нет никакого экономического смысла.

- Взять то же зерно, - говорит Ерхат Искалиев. - В Казахстане его производится больше, чем нужно для удовлетворения внутренней потребности страны. Поэтому сейчас для крестьянина мало просто вырастить пшеницу, также нужно решить вопрос доставки до конечных потребителей по оптимальной схеме. Потому что если подойти к этому вопросу неграмотно, заранее не просчитать, то оплата транспортировки просто съест всю потенциальную прибыль. Нужна логистика. Простой пример: оплата за зерновоз у нас считается в обе стороны, туда и обратно. Для аграриев это лишние расходы. Но ведь можно на обратном пути загрузить вагон чем-то, чтобы он не шел порожняком, и экономически оправдать транспортировку.

Институт «Шёлковый путь» стал одним из первых в стране центров, который и готовит специалистов для логистического сектора, и оказывает услуги компаниям, столкнувшимся со сложностям в доставке своих товаров на рынки. В портфолио института – работа с такими промышленными гигантами, как «Казахмыс», «Казцинк», «Казфосфат», «Казхром». В последнее же время логисты по просьбе крупного бизнеса начали работу в аграрной отрасли.

- Логистика должна работать, как часы, - отмечает Ерхат Искалиев. – Особенно, когда речь идет о продовольствии, которое подвержено порче. Малейший сбой – и всё, можно потерять целую партию. В принципе, для сельхозпредприятия вопрос сбыта и транспортировки важно проработать еще на стадии подготовки проекта. Но этого у нас сейчас практически никто не делает. Одна из самых частых жалоб со стороны аграриев – отсутствие платежеспособного спроса. Хотя, чаще всего виноваты сами производители. Все привыкли запускаться в надежде, что кто-то вдруг придёт и купит их товар по интересной цене. Сам его заберет, избавив от хлопот с реализацией. Но так не бывает. Поэтому сейчас сколько открывается новых предприятий, столько и банкротится.

Ерхат Искалиев рассказывает, что в настоящий момент прорабатывается вопрос с лизинговой компанией «КазАгроФинанс» об ужесточении требований к потенциальным заемщикам в части необходимости проведения логистического аудита любого инвестпроекта. Аудит должен давать ответ на вопрос, как заемщик консолидирует свой товар, как он его вывозит, во сколько ему это обходится. В итоге, еще на стадии подготовки будет понятно, грозят ли производителю проблемы со сбытом.

- Именно от грамотной логистики напрямую зависит та цена, по которой аграрии могут продать свою продукцию на экспорт, - отмечает наш собеседник. -  Простой пример – с бараниной. Если после забоя ты успеваешь доставить конечному потребителю мясо в охлажденном состоянии (то есть, практически свежее), то ты можешь продать его в России или Европе по $5–6 за килограмм. А если ты тушу жестко заморозил, то всё – цена падает до $1,5-2 за килограмм. Вот она, выгода грамотной логистики.

Говоря о международном опыте, Ерхат Искалиев говорит о таком формате работы, как создание региональных логистических хабов. Производитель знает, что, куда и когда он может привезти и сдать. Кроме того, в таком специализированном центре сразу же можно упаковать товар в соответствии с требованиями крупных торговых сетей, основных заказчиков продовольствия. Понятно, что в большинстве случаев самим аграриям не до упаковки. Поэтому и нужен какой-то параллельный малый бизнес, который займется тем, что подготовит товар для продажи. Каждый будет заниматься своим делом, и каждый будет в выигрыше. Кто-то выращивает скот, а кто-то принимает мясо, упаковывает и вывозит.

- Суть в том, чтобы товар из такого центра можно было доставить заказчику и сразу же, с колес, выложить на полку магазина, - объясняет Ерхат Искалиев. – У нас такого, к сожалению, нет. Простой пример сегодняшнего дня: из Узбекистана приходит машина с овощами в Сарыагаш, там их перегружают в казахстанскую машину. Жара под 45 градусов, товар перегревается. А попав в рефрижератор он, наоборот, охлаждается. Представляете, что с этим продуктом происходит? Теряется товарный вид, страдает качество.

Кстати, у института есть собственная разработка в сфере продовольственной логистики, о которой Ерхат Искалиев рассказал участникам секции АПК форума Karaganda Invest 2016. Она описывает создание  агропромышленного парка (АПП) – вертикально интегрированного комплекса выращивания, хранения и переработки сельхозпродукции. Основой создания АПП служат производственно-сбытовые цепочки, которые разворачиваются от спроса к производителям сельхозсырья. Ориентируясь на поступающую по цепочке информацию том, в чем реально нуждается клиент (продукт, качество, цена), АПП может работать и стабильно развиваться, уже не переживая о сбыте.

В 2011 институт «Шелковый путь» принял участие в создании проекта первого в СНГ агропромпарка «Ставрополье», который был инициирован «Россельхозбанком». Работы по созданию АПП на площади 200 га россияне планируют закончить в 2017.

- Если говорить о перспективах этого сектора в Казахстане, то предпринимательство у нас растет, прогрессирует и постепенно осознает новые потребности, - говорит  Ерхат Искалиев. – В том числе, будет у нас развиваться и фуд-логистика. Подвижки в этом направлении в Казахстане я вижу. Просто пока этот сектор у нас недооценивают сами производители. Но им придется менять точку зрения.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить