FATCA следит за тобой

17775

Что принесет в Казахстан новый закон США об уклонении от уплаты налогов

Peter Holt/Illustration Works RM/FOTOBANK.RU

С 1 января 2013 года вступает в силу закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA). Наверняка каждый финансист Казахстана слышал эти пять букв – FATCA, но далеко не каждый может с уверенностью сказать, что твердо ориентируется в предмете.

Всех также наверняка интересует, как будут выглядеть окончательные правила его применения, типовое соглашение с Налоговой службой США (IRS), но, самое главное, какие действия будут предприняты официальными органами Казахстана с целью управления рисками, связанными с применением этого закона, и удастся ли избежать участия в нем. 

«FATCA затронет деятельность как кредитных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в той или иной форме имеющим отношение к США, так и страховых и брокерских и других аналогичных компаний по тем же признакам. В случае неприсоединения к режиму FATCA с международных банковских переводов организаций могут быть безакцептно удержаны 30%, если банк-контрагент или банк-корреспондент посчитает, что получателем платежа является налогооблагаемое в США лицо, а источником перечисляемых средств – доход, связанный с инвестициями на территории США. Это в равной степени касается и казахстанских организаций», – рассказывает директор отдела консультирования по управлению рисками KPMG в России и СНГ Дмитрий Чистов, который занимается вопросами FATCA в СНГ с момента его принятия в 2010 году.

Присоединившиеся к FATCA финансовые институты, то есть подписавшие соглашения с IRS, будут обязаны выявлять всех персон США среди своих клиентов – физических и юридических лиц, раскрывать информацию об этих лицах и их балансах в периодической отчетности, направляемой в IRS, а также удерживать 30% с определенных платежей, направляемых в неучаствующие финансовые институты или клиентам, отказавшимся разрешить раскрытие своих данных IRS.

Дыра в $100 млрд

Основная цель закона – предотвращение уклонения граждан США от уплаты налогов. Поводом к принятию закона стала оценка Конгрессом ежегодных потерь американского бюджета, связанных с уклонением от уплаты налогов с использованием офшорных схем, в размере $100 млрд.

FATCA разработан для устранения по крайней мере двух известных лазеек в нынешнем налоговом законодательстве США. Первая лазейка предполагает инвестирование активов в иностранную корпорацию или траст, которые в свою очередь инвестируют как в американские, так и в зарубежные активы. Получается, что персона США владеет американскими и зарубежными активами через доли в таких юридических лицах, но налоговая отчетность требуется только с корпорации или траста. Для использования второй лазейки персона США может инвестировать в заграничные партнерства, не раскрывая при этом своих данных, поэтому налоговый агент (кредитная организация) не сможет удерживать налог или отчитываться перед налоговой службой.

Дмитрий также отмечает, что существующее мнение об экстерриториальности FATCA является преувеличением. Участие в FATCA – дело добровольное. Однако если финансовый институт примет решение не присоединяться к FATCA, то он будет изолирован от американского рынка. А вот на это многие добровольно пойти не могут и решают участвовать по чисто экономическим и репутационным причинам.

«Поскольку, похоже, что FATCA все-таки неизбежен, посмотрим, что же делают финансовые институты в Казахстане и других странах? Как нам известно, одни ждут формальной реакции официальных органов, другие уже анализируют ситуацию, чтобы принять стратегическое решение: участвовать в FATCA или нет и, если участвовать, то каким образом. Такой упреждающий подход позволит им правильно управлять рисками, связанными с применением FATCA, – продолжает Дмитрий Чистов. – Несмотря на то что основные мероприятия FATCA начнут оказывать непосредственное воздействие на финансовые институты только через год, очевидно, что эти 12 месяцев придется потратить на серьезную подготовку, в которую входит не только поиск американцев среди клиентов, но оценка возможного воздействия FATCA, планирование и, наконец, осуществление изменений как в процедурах, так и в банковских системах, которые невозможны в одночасье».

Время есть, но мало

До последнего времени выпуск IRS окончательных правил применения FATCA планировался летом этого года. Также этим летом IRS планировала обнародовать проект типового соглашения, а осенью опубликовать его. Увы, реальность внесла свои коррективы: по данным сотрудника KPMG в США, 10 лет проработавшей в IRS и имевшей отношение к подготовке FATCA, из-за большого объема работ, вызванного, в том числе, и обилием комментариев к предложенным в феврале правилам, IRS планирует выпустить эти документы не ранее первого квартала нового года. Кроме того, в конце октября IRS известила об уточнении ряда сроков внедрения FATCA. Притом что срок вступления в силу и начало безакцептных списаний не изменились, выявление счетов США, отчетность об этом, а также последняя дата подписания соглашения с IRS сдвинулись на полгода. Надо понимать, что эти сдвиги необходимо рассматривать как дополнительную возможность, а не шанс на исчезновение FATCA в целом. 

Любопытно посмотреть на варианты, рассматриваемые другими странами, которые могут смягчить неприятности, связанные с этим, похоже, неизбежным законом. Поскольку требования FATCA по безакцептному удержанию, трансграничной пересылке средств и клиентской информации вступают в противоречие с законами многих стран, правительства США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Голландии, Австрии, Японии, Швейцарии и Испании заявили о согласовании основных принципов применения FATCA, используя двусторонние соглашения (а Великобритания такое соглашение уже подписала). Итак, клиентская информация от финансовых учреждений будет концентрироваться в правительственном органе и затем централизованно, в автоматическом режиме передаваться в США; заключение отдельных соглашений с IRS отменяется, остается только простая регистрация (финансовые институты Японии и Швейцарии все-таки будут подписывать прямые договоры с IRS и отчитываться напрямую).

В результате финансовые институты в странах-участницах не должны будут: закрывать счета клиентов, отказывающихся поддерживать выполнение FATCA; безакцептно удерживать средства с переводов клиентам, отказывающимся поддерживать выполнение FATCA, а также с переводов в финансовые учреждения в странах-участницах.

Слово за государством

В Казахстане консолидированное мнение финансовых организаций представляет отраслевая Ассоциация финансистов (АФК). Банки солидарны в том, что лучшей альтернативой является выработка согласованной государственной позиции в отношении FATCA. Министерство экономического развития и торговли Казахстана как уполномоченный государственный орган, формирующий налоговую, таможенную и бюджетную политику страны, уже провело первые совещания с участием заинтересованных ведомств, на которых были рассмотрены возможные альтернативы и рекомендации экспертов.

«Было бы полезным определить единый государственный орган, отвечающий за сотрудничество с США по FATCA (в том числе в рамках Единого экономического пространства). Такое «одно окно» позволило бы повысить координацию финансового сектора с госорганами. В ближайшей перспективе наличие хотя бы официального заявления правительства Казахстана о готовности к заключению соответствующего двустороннего соглашения с США уже может дать существенный позитивный эффект для финансовых организаций, их клиентов и зарубежных контрпартнеров. Определенность государственного вектора всегда важна для рынков», – считает исполнительный директор АО «Казкоммерцбанк» Ален Шаяхметов.

Опыт других стран может подсказать официальным органам Казахстана направление, в котором можно двигаться с целью управления рисками, связанными с FATCA.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить