В ВТО и ЕЭС Казахстан не должен наступить на грабли ТС

9682

В пятницу, 10 января, в Алматы стартует серия рабочих совещаний по обсуждению проекта договора о Евразийском экономическом союзе, в котором примут участие представители власти и бизнеса. Накануне Forbes.kz попросил прокомментировать перспективы развития экономики республики в рамках ТС и вступления в ВТО и ЕЭС члена правления Национальной палаты предпринимателей РК Рахима Ошакбаева.

golos-ameriki.ru

Бурный рост мировой торговли привел к тому, что с конца прошлого века в мире появилось около 100 региональных государственных объединений и зон свободной торговли. У этого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны: в рамках регионов международная торговля развивается, но границы блоков препятствуют ей. Эта ситуация приводит к так называемым "торговым отклонениям" - например, когда один из участников импортирует товары у другого, притом что у третьей страны, не входящей в блок, имеется сравнительное преимущество в производстве этого же товара.

К тому же внутри самих блоков возможны противоречия, стремление одного участника поставить под контроль ключевую отрасль экономики своего партнера. По мнению Всемирной торговой организации, региональные блоки препятствуют глобальной экономической интеграции и размывают согласованные правила ведения международной торговли. Поэтому ВТО выступает за совместимость торговой политики участников объединений с нормами Всемирной торговой организации.

Рахим Ошакбаев.

Много букв, но мало выгоды

Впрочем, казахстанцам не надо объяснять, чем чревато участие в региональном торговом объединении. Только участие предпринимателей в разработке законодательства при вступлении в ВТО поможет Казахстану не наступить на грабли, о которые страна набила шишки после вхождения республики в Таможенный союз. Такое мнение высказал Forbes.kz член правления Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев.

По его мнению, вступление Казахстана в ТС ударило по отдельным сферам отечественного бизнеса. Один из самых ярких примеров - введение Россией утилизационного сбора на автомобили, который сделал невыгодным экспорт авто казахстанской сборки в соседнюю страну.

«В ситуации с утилизационным сбором важно отметить, что происходит попытка поставить под сомнение основное преимущество Таможенного союза: это общий безбарьерный рынок объемом 170 млн человек, - считает Рахим Ошакбаев. –  Имея этот рынок, в результате здоровой конкуренции юрисдикций, мы за счет создания более привлекательного бизнес-климата действительно имеем шансы привлечь инвестиции и повысить предпринимательскую активность. Если же ситуация со сбором не будет  разрешена, есть риск, что предприниматели, инвесторы получат неприятный сигнал, что логика общего рынка не всегда работает».

Казалось бы, введение зеркальных мер должно стать обычной практикой в защите интересов отечественного бизнеса, но в условиях вступления в ВТО это лишь осложнит и без того затянувшиеся переговоры. Между тем, интеграция Казахстана в различные экономические объединения, будь то Таможенный союз, ВТО или даже создание Евразийского экономического союза, вполне может принести стране выгоду. Другой вопрос - профессиональный подход к интеграции. Член правления НПП проанализировал договор о создании Евразийского экономического союза и пришел к выводу, что главный его недостаток – в объеме.

«Договор слишком громоздкий, он не приспособлен к активному дальнейшему  совершенствованию. Это все равно, что вставлять в Конституцию конкретные положения законов о конкуренции, о СЭЗах, о техническом регулировании, о торговле, о транспорте и закрепить все это на референдуме, - пояснил г-н Ошакбаев. – Предпринимателям неудобно работать с таким громадным законопроектом сейчас и будет ещё менее удобно, когда его примут».

Рахим Ошакбаев предложил иной подход. Базовые положения (институты, структура, функции союза или организации), полагает он, надо закреплять международным договором с ратификацией. Остальные (особенно отраслевые, специфические) вопросы обладают большей подвижностью, поэтому здесь лучше подойдут юридические документы меньшей силы (например, как в Евросоюзе, где большинство вопросов регулируется директивами). Причем эти документы нужно разрабатывать отдельно, по отраслям, чтобы иметь возможность сосредоточить специалистов на конкретных отраслевых проблемах и иметь достаточно времени для переговоров. Сейчас же наши переговорщики под давлением сжатых сроков, несмотря на  всю свою компетентность желание защитить интересы Казахстана, просто физически не в состоянии справиться с поставленной задачей. К тому же, напомнил наш собеседник, и Нурсултан Назарбаев во время заседания Высшего евразийского экономического совета в октябре прошлого года в Минске заявил, что «нет необходимости разработки  громоздкого договора, трудного для восприятия простыми гражданами наших стран».

Пустите бизнес в кабинеты!

Еще одна проблема, появившаяся у Казахстана после вхождения в ТС, – ситуация с таможенным регулированием.

«Критическую ситуацию с таможенным регулированием доказывают и результаты последнего мониторинга по показателю «Международная торговля», индикатора Всемирного банка Doing Business. Наши страны (участники ТС. - F) по этому показателю находятся на последних позициях, а Казахстан вообще опустился с 172 места в 2006 году на 186 место в прошлом! Так что для всех стран и потенциальных инвесторов мы являемся аутсайдерами», - заключил г-н Ошакбаев.

Кроме того, по словам члена правления НПП, если сопоставить систему техрегулирования ТС с опытом других интеграционных объединений, можно обнаружить доказательства  ее избыточности. Так, в Европейском Союзе на сегодняшний день принято в три (!) раза меньше директив, устанавливающих требования безопасности к взаимопоставляемой продукции.

«В целом от наднационального технического регулирования в большей  степени пока выиграли экспертные сертификационные организации, нежели субъекты бизнеса. Из регионов к нам поступают сигналы, что затраты на сертификацию, на соблюдение требований технического регулирования у предпринимателей выросли кратно, что серьезно подрывает  их конкурентоспособность», - отметил Рахим Ошакбаев.

 Действительно, актуальное на сегодняшний день вступление в ВТО может значительно улучшить экономику страны. Но чтобы не получилось, как с Таможенным союзом, надо, чтобы в переговорах и формировании законодательной базы принимали участие и те, кто формирует отечественную экономику. Именно предприниматели могут обеспечить в нормативных документах отсутствие противоречий и крайне невыгодных условий для отечественного бизнеса. Пока же, как подчеркнул г-н Ошакбаев, «отсутствуют действенные механизмы взаимодействия разработчиков наднационального законодательства с предпринимательским сообществом. Участие представителей бизнеса по многим вопросам весьма ограничено». 

Беседовал Таир Назханов, юрист

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить