Будет ли Казахстан региональным хабом для турецких цитрусовых

9989

В Казахстане презентовали фрукты из Анатолийского полуострова

Ахмет Хамди Гурдоган.
Ахмет Хамди Гурдоган.

В Алматы недавно высадился десант руководителей Группы по продвижению турецких цитрусовых (NTG) – государственной организации, которая популяризирует анатолийский продукт во всем мире. Эта структура была создана Министерством экономики Турции 10 лет назад, когда стало очевидным: от производства цитрусов в стране зависит экономическое благосостояние огромного числа фермеров.

Сегодня объемы производства апельсинов, лимонов, мандаринов и грейпфрутов Турции составляют около 4 млн тонн ежегодно, на экспорт идет продукция общей стоимостью около $1 млрд. Цитрусовые напрямую и косвенно «кормят» 5 млн граждан Турции, которые проживают в эгейском и средиземноморском регионах страны.

Турецкие фрукты с удовольствием едят в десятках стран мира. Но, как ни парадоксально, в Казахстане очень мало знают о продукте одной из самых дружественных стран. В NTG решили исправить эту ситуацию. 30 ноября в Алматы состоялась презентация турецких цитрусов с участием с участием журналистов, бизнесменов и дипломатов.

Мы попросили главу совета директоров Восточно-Черноморской ассоциации экспортеров, члена совета директоров Группы по продвижению турецких цитрусовых Ахмета Хамди Гурдогана рассказать, что сегодня мешает казахстанским потребителям есть вкусные и полезные фрукты из Турции, которые у нас, к сожалению, не растут.

Ахмет-бей, сколько сегодня цитрусовых Турция поставляет в Казахстан?

- В январе-октябре 2016 напрямую было поставлено чуть менее 3 тыс. тонн. Также часть цитрусовых попадает в Казахстан через Россию. По нашим оценкам, это еще около 6 тыс. тонн. Как видите, учитывая объемы производства в Турции, мы не можем считать успехом такие скромные поставки в Казахстан - потенциал вашего рынка в десятки раз больше. Да и турецкие продукты в Казахстане ценятся, вашему потребителю известно качество нашего товара.

Мы были на нескольких фруктохранилищах в Алматы и обратили внимание: большая часть цитрусовых поставляется в Казахстан из Китая, несмотря на то, что турецкие фрукты отличаются высочайшим качеством и, несомненно, дешевле. Поэтому цель нашей поездки в Казахстан – продвижение турецких цитрусовых. Мы хотим, чтобы доля наших товаров в Казахстане выросла, над чем и будем работать.

Турция расположена достаточно далеко от Казахстана. Выгодно ли экспортировать цитрусовые на такое расстояние?

- В расстоянии нет никаких проблем – наша страна находится не так далеко, как кажется: города Атырау и Актау расположены от восточных границ Турции всего в 3 тыс. километров. Для сравнения: в Казахстан фрукты часто попадают и из Африки, и из Латинской Америки.

Почему сложилась такая ситуация?

- Проблема в логистике. Сейчас весь поток турецких цитрусовых в Казахстан идет через Азербайджан, где товар может ждать погрузки до 10 дней. Как вы понимаете, это очень долго только для одной погрузки. Все-таки фрукты не могут храниться продолжительное время.

И есть решение этой проблемы?

- Конечно. На наш взгляд, более быстрым способом доставки цитрусовых в Казахстан был бы маршрут через Грузию, а далее в Россию через новый КПП «Верхний Ларс». Далее можно было бы идти морским путем через Каспийское море, который, на наш взгляд, Казахстан не использует в полной мере. Полностью не используются и возможности железнодорожного транспорта.

Думаю, если эффективно использовать логистический потенциал, доставка турецких цитрусовых до границ с Казахстаном составляла бы в среднем 10 дней.

Если посчитать, то сегодня до границы Турции и Грузии доставка фруктов занимает 12 часов. Доставка по Каспийскому морю – еще около 20 часов. И, например, из порта Актау до Алматы - еще 3-4 дня сухопутным транспортом. То есть, в этом случае поставка составила бы всего 6 дней, что позволило бы сохранить качество и свежесть товара.

Есть ли какие-то иные барьеры?

- Только логистические. В идеале для доставки цитрусовых по Казахстану было бы хорошо использовать железнодорожный транспорт. Если, скажем, сегодня стоимость перевозки одной партии товара на 3-4 грузовиках обходится в $30 тыс., то на железнодорожном маршруте тот же объем можно перевезти за $10 тыс. Как вы понимаете, железная дорога значительно сократила бы стоимость турецких цитрусов в Казахстане.

Такие решения по развитию логистики и транзита должны приниматься, в том числе, на уровне ответственных чиновников. Делали ли вы попытки встретиться с ними?

- Да, в октябре у нас были встречи в Актау и Атырау. Мы говорили о том, что расширение логистики и пропускной способности железных дорог будет полезно не только и не столько для Турции, но и для Казахстана, поскольку ваша страна могла бы экспортировать свой товар к нам. Например, Турция закупает у Казахстана большое количество зерна и нефтепродуктов. И они ускоренно, по той же логистической схеме, которую я описал выше, только в обратном направлении, могли бы поставляться в Турцию.

Какие конкретные шаги вы хотели бы увидеть от Казахстана? Что помогло бы увеличить и ускорить поставки цитрусовых к нам?

- Развития транспортной инфраструктуры. Учитывая, что Китай сейчас активно запускает железную дорогу «Новый Шелковый путь», которая фактически уже дошла до границ Турецкой республики, Казахстан мог мы активно ее использовать.

Конечно, что касается вашего правительства, в идеале не помешало бы какое-то решение, которое предоставляло бы более мягкий налоговый режим для поставок цитрусовых.

Какой бы была итоговая разница в цене для конечного потребителя, если бы товар шел в Казахстан по упрощенной цепочке?

- Она была бы ниже примерно на 30%.

Кстати, стоимость турецких цитрусовых, которые уже сейчас поставляются в Казахстан из России, даже с учетом дальней логистики, на 25% ниже, чем стоимость китайских. При этом фрукты, которые идут через Москву, намного качественнее из-за того, что произрастают в благоприятных природно-климатических условиях. Разумеется, если товар будет идти напрямую в Казахстан, он будет еще дешевле.

Нуждается ли турецкая сторона в казахстанских бизнес-партнерах?

- Мы всегда готовы к сотрудничеству. Поэтому я приглашаю всех участников рынка узнать стоимость нашего товара и оценить его качество. Конечно, было бы хорошо предпринять какие-то шаги с оптовыми покупателями.

Еще недавно Турция и Россия на какое-то время перестали дружить, РФ объявила эмбарго на некоторые турецкие товары. Не связана ли ваша активная работа с тем, что из-за того конфликта вы ищите других партнеров?

- Нет, конечно, эти факты не связаны. Мы хотели бы расширять сотрудничество со многими странами. Думаю, мы просто немного припозднились с активным выходом на казахстанский рынок. Надеюсь, вскоре исправим эту ситуацию.

А Россия остается одним из главных потребителей турецких цитрусовых – там активно закупают апельсины, лимоны и грейпфруты, часть которых попадает в Казахстане. До вашей страны не доходят, разве что, турецкие мандарины, поскольку у них короткий срок годности. Но, думаю, и они попадут на ваш рынок, когда сроки поставки будут сокращены.

Ахмет-бей, подводя итог разговора, скажите, может ли Казахстан стать хабом для отправки турецких цитрусовых в соседние страны?

- Конечно, Казахстан мог вы в полной мере использовать свои транзитные преимущества для поставок нашего товара в соседние страны, например, в ту же Россию – на юг и в Сибирь. У Казахстана удобное расположение в центре Средней Азии, и это нужно использовать. Да и с точки зрения стабильности экономики и безопасности Казахстан сегодня находится в лучшем положении по сравнению с другими странами региона, а для любого бизнесмена это немаловажно.

Подробнее о турецких цитрусовых на http://ru.turkishcitrus.com

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить