О кривизне монетарной политики Нацбанка Казахстана

18437

В воскресенье, 15 ноября, в Казахстане отмечается День национальной валюты. О том, в каком положении находится сегодня тенге и какой монетарной политики придерживается регулятор, рассуждает постоянный автор Forbes.kz, казахстанский экономист Берлин Иришев, живущий и работающий в Париже

Фото: gazeta.zn.ua

В экономике нашей страны складывается непростая ситуация, требующая трезвого анализа – без всплеска эмоций и нагнетания страха – и принятия неотложных мер. Если не восстановить равновесие и стабильность в экономике (в частности, в монетарной политике) сейчас, сложно рассчитывать на стабильность тенге в будущем.

Почему именно в монетарной политике? Дело в том, что деньги представляют собой ось, вокруг которой вращается вся жизнь общества. Национальная валюта в руках населения – это основа текущего благополучия и гарантия стабильного будущего. Деньги – это эквивалент стоимости нашего труда. Когда национальная валюта обесценивается, обесценивается и труд человека, а затем пропадает и мотивация к труду. И в этом заложены предпосылки для монетарного нигилизма. Правительство рискует потерять самое главное - доверие населения. В системе кровообращения экономики происходит образование тромба.

Попытка властей страны объяснить обесценивание национальной валюты падением цен на нефть - это косвенное признание собственной беспомощности. Как же развиваются экономики других стран, которые не располагают запасами углеводородов и вообще никакими природными запасами? В чём суть ошибок или просчётов в монетарной политике страны? Не вдаваясь в широкий спектр аргументов и фактов, позволю себе ограничить круг проблем только одним вопросом: насколько монетарная политика Нацбанка соответствует пославленным целям и задачам?

В высокой моде модельеры постоянно находятся в поиске новых линий – прямых и кривых, сочетание которых рождает новый стиль. Порой эти линии не поддаются логике и зависят от фантазии модельеров. В макроэкономике же, в отличие от haute couture, выстраиваемые кривые должны отражать определенную логику действий и соответствовать преследуемым целям. Особенно когда речь идет о монетарной политике.

Как известно, бюджетная политика ограничена пределами доходов государства и не имеет гибкости, которой располагает монетарная политика. Выгодное преимущество монетарной политики заложено в сочетании различных инструментов, совокупность которых должна приводить к желаемой цели. Сочетание этих инструментов отражает суть монетарной политики, которая может называться либо политикой кредитной экспансии (политика дешёвых денег), либо политикой кредитной рестрикции (политика дорогих денег).

Монетарная политика против кризиса

В классической политической экономии при возникновении спада или рецессии применяется стимулирующая политика кредитной экспансии (политика дешёвых денег) и, наоборот, при перегреве экономики - политика кредитной рестрикции (политика дорогих денег). Если в первом случае дешевизна займов и кредитов играет роль катализатора в экономике, благодаря которому оживляется деловая активность и снижается уровень безработицы, то во втором дороговизна заёмных средств сопровождается сжатием производства, ростом безработицы. Для лучшего понимания ситуации мы вынуждены обратиться к опыту развитых стран, где культура монетарной политики достигла высокого уровня.

Приводимые в диаграмме кривые эволюции ставок рефинансирования ведущих центральных банков мира: ФРС (США), ЕЦБ (Еврозона) и Банка Японии совпадают как по направленности (L - шезлонг), так и по уровню применяемых ставок.  Здесь мы однозначно имеем дело с политикой кредитной экспансии. При этом быстрое снижение ставки рефинансирования произошло в самом начале мирового экономического кризиса 2008-2009. Сейчас ставки самых крупных в мире центральных банков - США и Европы, а также Японии - минимальны и практически стремятся к нулю. Никогда ранее ставки не снижались так долго и не достигали таких уровней. Если же рекордно низкий уровень ставок не срабатывает или срабатывает медленно, эти ЦБ дополняют низкую ставку рефинансирования политикой количественного смягчения (Quantitative Easing, QE).

Все эти методы бьют в одну точку. ФРС и ЕЦБ сумели изменить траекторию движения денег из финансового сектора в реальную экономику. Последовательность монетарной политики позволила США и странам Еврозоны вначале стабилизировать, а затем вернуться к траектории улучшения макроэкономических показателей. США добились оживления в экономике и затем снижения уровня безработицы практически в два раза. В странах Еврозоны политика стимулирования экономики спасла евро от полного фиаско.

Подзатыльник вдогонку

Совершенно противоположная ситуация обозначена в политике Национального банка Казахстана. Здесь мы имеем кривизну и крутизну, которые не вписываются в тренды мировых центральных банков.  Размер ставки в кризисный период составлял 5,5% вплоть до 2012, когда Нацбанк Казахстана поднял базовую ставку более чем в 2 раза – сразу до 12%. А в феврале 2014 произошла шоковая девальвация тенге; покупательная способность национальной валюты и, соответственно, всех граждан страны резко упала.

Меньше чем через 2 года, в конце августа 2015, Нацбанк вновь возвращается к худшему методу выравнивания перекосов в монетарной политике объявлением очередной девальвации и введением так называемого плавающего курса. На рынках и в обществе возникает напряжение. Чтобы сгладить эту остроту и создать климат «привыкания», Нацбанк продолжает валютные интервенции. Однако в начале ноября тенге вновь в поисках равновесия в соотношении спроса и предложения сбрасывается вниз подобно камикадзе, преодолев психологический барьер в 300 тенге за 1 доллар.

Отмечу, что вскоре после проведения августовской девальвации ставка подскочила с 12% до 16% (сравните со ставкой на уровне 0,25% в США, ЕС и Японии). То есть казахстанский регулятор проводит противоположную количественному смягчению монетарную политику, которую можно назвать политикой кредитной рестрикции (monetary tightening, MT). Это политика количественного осложнения или затруднения доступа к рефинансированию. Казахский эквивалент этого понятия – жыгылганга жудырык (подзатыльник вдогонку).

В своем заявлении от 2 октября 2015 Нацбанк объясняет повышение ставки инфляционным таргетированием, то есть желанием удержать инфляцию в коридоре 6-8% в среднесрочном периоде.

Экономический апокалипсис по Марксу

Оправдывает ли поставленная цель эти методы? Если принять во внимание реальное положение дел в экономике страны, вряд ли. К политике дорогих денег Нацбанк обратился в самой неудачной обстановке: снижение цен на нефть продолжается больше года, экономике грозит финансовая асфиксия. Кризис усугубляется замедлением деловой активности в соседнем Китае. На фоне падения цен на сырьё и экономических санкции по отношению к России ухудшается ситуация у партнёров по ЕАЭС. Неясно будущее надежды страны - Кашагана. Сюда же следует добавить уход инвесторов, падение экспортной выручки, резкое сокращение доходной части государственного бюджета.

На фоне этого негатива и происходит удорожание денег и осложнение доступа предприятий к заёмным средствам. В результате возникает риск спада производства и роста безработицы. Углубление рецессии грозит длительной стагнацией. Причём всё это – при растущей инфляции, которая имеет монетарную природу и будет подстёгиваться падением реальной экономики и сокращением в структуре производства товарной массы.

В пессимистичном сценарии развития событий диспропорция в объёмах товарной и денежной масс усиливает феномен стагфляции (стагнация плюс инфляция), и вступает в действие известная теория магического квадрата, когда государство уже не знает, какой «таргет» является приоритетным - борьба с инфляцией, рецессией или безработицей. Эти цели расположены в трёх разных углах «квадрата», а в четвёртом – бюджетный дефицит. Причём одновременное движение властей в разные направления исключено. В этом случае в экономике страны возникает такой парадокс, когда образование прибыли происходит не в реальном секторе экономики, а в результате финансовых операций. Проявляются все признаки финансового капитализма со всеми его сложностями и последствиями, о чём предупреждал Карл Маркс.

Есть другие пути

Чтобы образно представить, насколько мы далеки от мировых трендов в своих антикризисных действиях, представьте, где расположится на диаграмме движения ставок в США, Еврозоне и Японии отметка Казахстана (16%). Мы окажемся на заоблачном уровне, да ещё и с указывающей наверх стрелой!

ФРС в последний раз повышала ставку 29 июня 2006, а с 2007 происходит постепенное её снижение, которое сопровождается другими мерами. С весны 2015 обсуждается и постоянно откладывается возможность повышения ставки ФРС, но речь идёт лишь о нескольких подпунктах. Регулятор далёк от авантюрной крутизны кривых, которая может привести к обвалу мирового рынка.  

Своевременные меры центробанков вначале удержали эти страны от дальнейшего спада, а затем вывели их на траекторию устойчивости и роста. При этом инфляция остаётся на минимальном уровне и не представляет никакой угрозы.

Примечание. Комментарии к интервенционным мерам с характеристикой новых инструментов приводятся в книге «Кризис евро и глобальные риски» (Москва, Издательство «Весь мир», 2014). Книга, в которой содержится опыт западных центральных банков в антикризисных программах, была направлена руководству Нацбанка. Однако предложение представить опыт европейских банкиров коллективу Нацбанка РК было отклонено.

Впрочем, интересно и то, как Казахстан пришёл к проблемам в монетарной системе. Вначале прозвучал опасный призыв к дедолларизации. Население и предприятия отреагировали на него по-своему - тотальной долларизацией депозитов и активов. Это привело к сокращению тенговой ликвидности в экономике и замедлению деловой активности. А уж после произошла девальвация.

Монетарная политика не существует сама по себе – она отражает волатильность реальной экономики, и Казахстан столкнулся с отсутствием чёткой координации между реальной экономикой и монетарной политикой. В ином случае мы имели бы корректировку монетарной политики в плавном режиме, без скачков, без девальвации конфискационного характера и экстремальных ставок. Необходимость «хирургического вмешательства» возникла из-за запаздывания необходимых действий на уровне макроэкономики. И нет гарантии, что процесс обесценения тенге не будет продолжаться до достижения равновесия в макроэкономике.

Выход из сложной ситуации должны искать отечественные эксперты, которые знают экономику страны и понимают истинные причины её проблем. Монетарная политика нуждается в смягчении. Центральные банки, как видно из практики ФРС и ЕЦБ, располагают целым арсеналом других монетарных инструментов, использование которых сглаживает проявление кризиса и придает эффективность самой политике.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить