Финансовая концепция: туман не рассеялся

15831

18 марта финансовые организации Казахстана получили проект «Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года» (Финансовая концепция), подготовленный Нацбанком РК, с просьбой дать комментарии по нему до конца рабочего дня 19 марта

Фото: usiter.com

Спешка нужна при ловле блох

Документ неприятно удивил по многим аспектам. Поскольку вопросы, охваченные в нем, обширны и важны, я решил разбить свои комментарии на три группы. В первой статье остановлюсь на содержании проекта в целом. Вторая и третья будут посвящены развитию банковского сектора и рынка ценных бумаг.

Первый негативный сюрприз, который преподнес проект, - это предложенные сроки рассмотрения. Полтора рабочих дня для такого крайне важного документа уверенно можно назвать неуважением к мнению профучастников финсектора страны. Национальный банк, наверное, полагал, что все они в один присест проглотят и переварят 63-страничный документ и немедленно подготовят свои предложения по множеству сложных вопросов. А может, регулятор ожидал, что все финансисты просто встретят этот документ аплодисментами и криками "браво!"?

Такой подход к обсуждению жизненно важных документов для правительства и Нацбанка уже давно стал нормой. Точно так же "реактивно" проходило, например, обсуждение «Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира», разработанной правительством, и «Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы», вышедшей из-под пера МИНТ.

Что мешало Национальному банку опубликовать проект концепции на своем сайте, заблаговременно разослать его всем заинтересованным сторонам, дать одну-две недели на прочтение и осмысление, затем собрать на встречу профучастников рынка и обсудить отдельно банковский сектор, рынок ценных бумаг, страховой сектор и т.д.? Причем на обсуждение стоило пригласить не только их, но и независимых экспертов. Мне бы, например, было интересно послушать мнения представителей мировых рейтинговых агентств, аудиторских компаний, международных финансовых институтов (таких как МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР) и прочих экспертов, которые  непосредственно работают с нашим финсектором и не понаслышке знают о его проблемах.

Своей размытостью проект концепции напоминает студенческий реферат

Теперь немного о содержании самого документа. Первое, что бросается в глаза, - в своем послании президент просил разработать программу, но кто-то почему-то решил поменять ее на концепцию. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В декабре 2013 правительство обновило требования к стандартному содержанию государственных документов под названием «концепция», после чего вместо стратегических программ и планов именно концепции оно с удовольствием и стало шлёпать. Главное, что полюбилось чиновникам в документах с таким названием, - в них нет четких планов действий, с ообозначенными сроками и ответственными лицами.

После финансового кризиса 2007-2010 было много невыполненных программ и планов, с указанием персон и госорганов, отвечавших за исполнение. И несмотря на то, что практически никто не понес наказание за провалы, чиновники решили пойти еще дальше и теперь пекут документы, в которых вовсе не прописана их ответственность. Интересно, что в проекте финансовой концепции вообще нет перечня программ, планов и документов, которые будут приниматься в связи с ней. То есть непонятно, на какой нормативной базе собрались реализовать задачи, поставленные в концепции. А также неясно, за какие из них отвечает Нацбанк, а за какие - правительство.

Своей размытостью и неконкретностью наши госконцепции стали смахивать на студенческие рефераты. Например, в финансовой концепции по поводу повышения конкурентоспособности финансового сектора поставлены следующие задачи:

* Повышение финансовой грамотности и уровня защиты прав населения в сфере финансовых услуг;

* следование принципам бизнеса, ориентированного на потребности клиента;

* совершенствование и автоматизация бизнес-процессов финансовых организаций;

* определение индивидуальных бизнес-стратегий.

Интересно, какие госпрограммы и постановления собираются разрабатывать Национальный Банк и правительство, чтобы помочь, например, банкам строить бизнес с ориентацией на клиента или научить их совершенствовать бизнес-процессы и разрабатывать индивидуальные бизнес-стратегии? Такое впечатление, что чиновники живут на Луне и не знают, что нам для того и нужно развивать конкуренцию, чтобы финорганизации, не умеющие работать с клиентами и строить эффективные бизнес-процессы, сами уходили бы с рынка.

Вот вам еще один яркий пример того, что в государственных мозгах прочно застряло маниакальное убеждение, что бизнес не сможет развиваться без директив чиновников, лучше предпринимателей знающих, как его вести. Наверное, это одна из причин, почему из года в год продолжает расти и без того громадная доля государства в рыночной экономике. 

Нацбанк забыл о пенсионных деньгах...

Другим примером неконкретности проекта финконцепции является уже набившая оскомину программа «Народное IPO». В документе о ней говорится кратко: «В целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг необходимо продолжить размещение акций организациями АО «ФНБ «Самрук-Казына» в рамках Программы «Народное IPO» и устранить все причины, препятствующие продолжению данной программы». Супер! Наконец-то мы получили "четкое видение", как будет развиваться фондовый рынок за счет этой программы, а этой визуальной четкости, кстати, настоятельно и жестко требовал глава государства на расширенном заседании правительства 14 февраля 2014.

К другим существенным изъянам этого документа я бы отнес полное отсутствие описания того, как будут размещаться и управляться громадные пенсионные активы ЕНПФ, а это крайне важная тема для развития финсектора. Прежде всего хотелось бы ясности в таких вопросах: будет ли ЕНПФ участвовать в долгосрочном фондировании банков в тенге и развитии фондового рынка, и если да - то каким образом? Просто поразительно, почему Нацбанк вдруг забыл о пенсионных деньгах.

...и госкредитовании бизнес-структур

Концепция даже не коснулась роли институтов развития во взаимодействии с коммерческими финорганизациями и в кредитовании  субъектов рынка. Сегодня государство играет очень большую роль в кредитовании бизнес-структур - как с точки зрения предоставления кредитов (напрямую и через частные финансовые организации), так и их гарантирования и субсидирования процентных ставок.  Как можно готовить программу развития финсектора без понимания долгосрочных планов государства по этим важнейшим вопросам!

Президент в своем послании от 17 января 2014 поставил задачу: «Правительству необходимо совместно с Национальным Банком до 1 июня 2014 года разработать комплексную Программу развития финансового сектора до 2030 года». Интересно, почему мы получили Финансовую концепцию от Национального банка, а не от правительства. Наверное, именно поэтому все задачи, за выполнение которых отвечает правительство, получились такими туманными, неконкретными и бессрочными.

Нам стоит послушать экспертов МВФ

В настоящее время МВФ реализует программу оценки финансового сектора Казахстана. С 5 по 7 марта представители Международного валютного фонда  встречались с крупнейшими и наиболее активными профучастниками финсектора и экспертами, независимыми от Нацбанка и самих профучастников. Последний раз МВФ делал такую оценку 10 лет назад, и она была весьма полезна для развития казахстанского финансового сектора. До 1 июня еще достаточно времени, и я считаю, что нам просто необходимо дождаться отчета МВФ по своему исследованию, поскольку, судя по сегодняшнему проекту концепции, этот документ требует очень большой доработки. Мнение экспертов МВФ, которые видят плюсы и минусы развития финансовых систем практически всех развивающихся стран, будет чрезвычайно полезным для нас.

Продолжение см. здесь.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить