Народное IPO: сказка про белого бычка станет в 3 раза длиннее

19794

Финансист Мурат Темирханов: «В сентябре 2011 правительство запустило программу «Народное IPO» на 2012-2015. Программа успешно провалена, и сегодня чиновники хотят повторить то же самое, но уже удлинив срок её выполнения в три раза»

Когда проваливаются громкие госпрограммы, правительство обычно старается без лишнего шума забыть старую и вместо неё разрабатывает новую. В случае с «Народным IPO» у кабмина, по всей видимости, просто не хватило времени на разработку новой программы, и оно решило просто изменить сроки старой. В результате сразу стала очевидна крайне скверная реализация старых планов и убогость новых.  

22 сентября финансовые организации, регулируемые Нацбанком, получили проект постановления правительства о внесении изменений в программу «Народное IPO», по которому они должны дать свои замечания. Откровенно говоря, непонятно, каких предложений ожидает правительство, поскольку основные изменения относятся к переносу сроков реализации программы. Однозначно никому из профучастников рынка не понравится невыполнение планов и удлинение сроков, но реакция кабмина на такие комментарии вполне предсказуема. 

В таких случаях у правительства и Нацбанка один подход. Если они решили закрутить финорганизациям гайки, то это делается немедленно - вне зависимости от мнения профучастников рынка или авторитетных международных экспертов. Яркий тому пример - требования по увеличению капитала банков, которые недавно были утверждены регулятором.

Однако когда от правительства или Нацбанка требуется стимулировать рост финансового рынка, то они спокойно могут позволить себе не выполнить собственные планы, игнорируя на громкие призывы профучастников, экспертов и в некоторых случаях - главы государства. Здесь тоже за примерами далеко ходить не надо: это и нерешенная ситуация с проблемными кредитами, и положение с «Народным IPO».

Программу сорвали – виноватых не сыскать

Основанием разработки программы «Народное IPO» стало поручение президента, которое он дал на съезде партии «Нур Отан» 11 февраля 2011. На момент утверждения в сентябре того же года эта программа уже отличалась от поручения главы государства - в сторону удлинения сроков. Но в то время это выглядело вполне логично. Вывод акций госкомпаний на фондовый рынок – очень сложный процесс, требующий громадной подготовительной работы в самих компаниях. То есть подразумевалось, что с февраля по сентябрь 2011 правительство детально разобралось с «Народным IPO» и поставило сроки более реалистичные, чем в поручении президента.

Теперь давайте посмотрим, как выполнялись эти «реалистичные» сроки и сравним старые и новые планы.

Действующая программа «Народное IPO»

Проект изменений в программу

I эшелон компаний (2-3 квартал 2012):

1) «КазТрансОйл»

2) KEGOC

3) Air Astana

I эшелон компаний (4 квартал 2012):

1) «КазТрансОйл» (фактическая ситуация)

II эшелон компаний (2013):

1) «КазТрансГаз»

2) «НМСК «Казмортрансфлот»

3) «Самрук-Энерго»

II эшелон компаний (2014-2015):

1) KEGOC

2) «Самрук-Энерго»

III эшелон компаний (2014-2015):

1) «Қазақстан темір жолы»

2) «Казтеміртранс»

 

Группа компаний с высоким риском волатильности акций (после 2015):

1) «КазМунайГаз»

2) «Казатомпром»

3) Другие добывающие компании

Группа компаний с высоким риском волатильности акций (после 2015):

1) «Қазақстан темір жолы»

2) «Казатомпром»

3) Другие компании

Целевые показатели (старые)

Целевые показатели (новые)

1) размещение акций 6 дочерних и зависимых компаний Фонда в рамках «Народного IPO»

1) Исключить

2) привлечение к участию в Программе не менее 160 000 физических лиц - граждан Республики Казахстан

2) привлечение к участию в Программе не менее 160 000 физических лиц - граждан Республики Казахстан

3) рост объема (капитализации) рынка акций Казахстанской фондовой биржи не менее чем на 15-20% к 2015 от среднего показателя за 2011

3) рост объема (капитализации) рынка акций Казахстанской фондовой биржи не менее чем на 15-20% к 2022 от среднего показателя за 2011

4) привлечение не менее $500 млн в рамках размещения акций компаний Фонда до 2015

4) привлечение не менее $500 млн в рамках размещения акций компаний Фонда до 2022

Из таблицы видно, что по действующей программе в течение 2012-2015 планировалось провести «Народное IPO» как минимум 6 компаний. В итоге рассчитывали привлечь не менее $500 млн, а рынок акций должен был вырасти на 15-20%. К слову, это были довольно заниженные планы, поскольку только за счет продажи акций «КазТрансОйла» привлекли $185 млн (37% от плана).

Теперь посмотрим на результаты. К концу 2014 на «Народное IPO» правительство должно было вывести как минимум 4 компании. В реальности, если даже правительству и ФНБ «Самрук-Казына» удастся к концу года осуществить вывод на фондовый рынок KEGOC, то факт будет хуже плана вдвое. Спрашивается: почему? Что помешало правительству выполнить этот план, пока не возникло противостояние Украины и России, пока были благоприятные цены на нефть и не сложилась тяжелая ситуация с добычей нефти на Кашагане? И почему никто так и не понес ответственности за этот провал? Вот вам еще один яркий пример ресурсного проклятия Казахстана.

Теперь несколько слов о новых планах «Народного IPO».

Высший пилотаж чиновничьей мысли

Как видно из таблицы, целевые показатели, связанные с суммой привлеченных денег и ростом рынка акций, остались неизменными. При этом было убрано требование вывода на «Народное IPO» как минимум 6 компаний и окончательный срок «Народного IPO» был перенесен с 2015 на 2022. Что означает такое изменение планов?

С учетом того, что акции «КазТрансОйл» собрали $185 млн и будет приватизировано 20 – 25% акций «Самрук-Энерго», план в $500 млн реально выполнить уже после вывода на IPO KEGOC и «Самрук-Энерго», то есть до конца 2015. При этом в новой программе нет других жестких сроков по выводу на IPO других компаний после 2015. А это фактически означает, что у правительства нет никаких твердых обязательств по «Народному IPO» с начала 2016 до конца 2022. Это, что называется, высший пилотаж чиновничьей мысли. То есть правительство не смогло выполнить собственные планы за четыре года, а теперь - для выполнения той же самой работы! - удлиняет сроки втрое и в то же время снимает с себя жесткие обязательства сделать эту работу.

Любопытно, что в комплексном плане приватизации на 2014-2016, который был утвержден правительством в апреле этого года, помимо KEGOC и «Самрук-Энерго», есть четкие сроки по выводу на «Народное IPO» таких компаний, как КТЖ и «Казатомпром»: обе - в 2016. В обновленной же программе «Народное IPO» на 2016 никаких IPO не предвидится. Что это – забывчивость? Или нас уже готовят к еще одному продлению сроков?

Из одного госкармана – в другой

По госпрограмме в «Народном IРО», помимо населения, также могли участвовать НПФ. Первоначально предполагалось, что инвестирование пенсионных сбережений граждан в акции нацкомпаний позволит опосредованно увеличить вовлеченность казахстанцев в «Народное IPO», что оказало бы позитивное влияние на развитие рынка ценных бумаг.

На момент утверждения программы существовало 12 пенсионных фондов, из которых только один был государственным. Причем он был далеко не самым крупным. С этой точки зрения использование частных НПФ в «Народном IPO» было отличной идеей. Однако сегодня, после национализации частных фондов, все пенсионные сбережения населения хранятся в ЕНПФ. То есть все пенсионные активы фактически принадлежат государству. В этом контексте участие пенсионных сбережений в программе «Народное IPO» уже вызывает много вопросов. Главный из них: если ЕНПФ начнет покупать акции нацкомпаний, то как будет достигаться главная цель приватизации - снижение доли государства в рыночной экономике? Ведь де-факто ценные бумаги просто перейдут из одного госкармана в другой.

***

Программа «Народное IPO» была и остается крайне важной для развития рыночной экономики и конкурентоспособности Казахстана. Однако за три года с момента её утверждения произошли большие изменения в экономике, на финансовом рынке и в нацкомпаниях – кандидатах на приватизацию. В связи с этим программу надо глубоко переработать и сроки надо не удлинять, а сокращать. Именно поэтому так сильно и удивил поверхностный и безответственный подход правительства к вопросу, который жизненно необходим для вхождения Казахстана в 30 самых развитых стран.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить