ЕНПФ может потратить 200 млрд тенге, чтобы помочь КТЖ с долгами

20628

Такого мнения придерживаются председатель совета директоров Real Invest Group Бахт Ниязов, финансовый директор ТОО «Эковатт» Саян Комбаров и генеральный директор ТОО «BRB INVEST» Галим Хусаинов

АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» в официальном письме, опубликованном на сайте казахстанской фондовой биржи в понедельник, 8 февраля, сообщило о регистрации Национальным банком Республики Казахстан выпуска первой облигационной программы. Согласно документу, объем выпуска облигационной программы составляет 200 млрд тенге.

Обозреватель Forbes.kz обратилась к экспертам и узнала, для чего нацкомпания выпускает облигации и кто может их приобрести.

Бахт Ниязов.
Бахт Ниязов.

Председатель совета директоров Real Invest Group Бахт Ниязов уверен, что компания пошла на такой шаг из-за больших долгов.

- Нацкомпания находится в очень сложной финансовой ситуации. Долг у КТЖ огромный, а объемы перевозок сокращаются. Плюс ко всему, тарифы они не повышают, - объяснил он. - Государство хочет помочь компании за счет средств ЕНПФ.

Бахт Ниязов подчеркнул, что не видит других потенциальных покупателей этих облигаций, кроме Единого национального пенсионного фонда.

А вот финансовый директор ТОО «Эковатт» Саян Комбаров считает, что, помимо ЕНПФ, облигации КТЖ могут приобрести банки и страховые компании. Кроме того, аналитик не исключает возможности использования средств из Нацфонда на приобретение облигаций КТЖ.

Саян Комбаров.
Саян Комбаров.

- Облигационный заем КТЖ в размере 200 млрд тенге нацелен на привлечение финансирования со стороны широкого круга казахстанских кредиторов и сберегателей. Согласно неаудированной финансовой отчетности КТЖ на 30 июня 2015, нацкомпания имеет значительные обязательства перед ЕБРР, БРК, а также еврооблигации. Например еврооблигации составляли 401,4 млрд тенге, что по курсу 185 тенге было эквивалентно $2,2 млрд. К тому же, согласно этой отчетности, КТЖ и ЕБРР в июле 2015 подписали соглашение о займе в размере $300 млн для рефинансирования еврооблигаций, срок погашения которых истекает в 2016. Поэтому облигационный заем необходим компании для рефинансирования долгосрочных валютных займов, удовлетворения текущих нужд, обслуживания и погашения внешних займов и еврооблигаций, - отметил Саян Комбаров.

Страховые компании и коммерческие банки в сложившихся условиях, по мнению генерального директора ТОО «BRB INVEST» Галима Хусаинова не купят такие бумаги. Значит, покупателем облигаций казахстанской железной дороги будет либо государство, либо квазигосударственный сектор, либо ЕНПФ

Галим Хусаинов.
Галим Хусаинов.

- Так как у частного сектора сейчас нет больших денег, то единственным вариантом будет либо Нацфонд, либо ЕНПФ, - сказал он.

Основной целью выпуска облигаций, по словам спикера, является финансирование кассовых разрывов. Он сообщил, что по итогам 9 месяцев 2015 видно, что текущие обязательства КТЖ составляют 350 млрд тенге, при этом денежный поток от деятельности с учетом инвестиционной составляющей составил минус 75 млрд тенге, убыток - 242 млрд тенге. Коэффициент текущей ликвидности равен 0,73. Это означает, что ликвидных активов, чтобы покрывать свои обязательства, у компании нет.

Согласно годовой финансовой отчетности «Казахстан темир жолы», которую проанализировал Forbes.kz, на 2014 у компании было обязательств на 1,4 трлн тенге. Из них 397,8 млрд тенге – в виде кредитов. При этом, если выделить из этой суммы валютные обязательства, получится 35,9% всей «кредиторки» - займы на общую сумму 143 млрд тенге были получены в иностранной валюте (100,1 млрд тенге –в долларах, 39,3 млрд тенге – в евро, 3,6 млрд тенге – в японских иенах). Кроме того, КТЖ имела обязательства на 444,6 млрд тенге по еврооблигациям, выпушенных преимущественно в долларах, а также в швейцарских франках.

Последняя опубликованная (неаудированная) отчетность компании составлена на 30 сентября 2015, когда курс тенге к доллару США упал до 270,4. Такое снижение курса негативным образом отразилась на показателях КТЖ – валютные обязательства оказали сильное давление на баланс и доходность. За 9 месяцев 2015 коэффициент собственного капитала упал с 49,8% до 42,4%.

За этот же период займы от банков увеличились на 20,6% и достигли 480 млрд тенге. Такой рост обусловлен в основном освоением новых траншей по кредитным линиям, а также ростом объема валютных займов. Кроме того, обязательства по еврооблигациям выросли до 660,7 млрд тенге, то есть на 48,6%. При этом, как сказано в пояснительной записке к отчетности, «24 июля 2015 года Группа подписала кредитное соглашение с ЕБРР на сумму $300 млн для рефинансирования еврооблигаций, погашаемых в 2016 году».  

Тем не менее, в конечном итоге компания зафиксировала 242,2 млрд тенге убытков против 15 млрд тенге прибыли за аналогичный период 2014.

Естественно, учитывая продолжающееся падение тенге можно ожидать еще большего роста обязательств АО «КТЖ», несмотря на то, что компания старалась хеджировать свои валютные риски, в основном, за счет кросс-валютного свопа, а также хранения части депозитов и других финансовых активов в долларах США. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить