Нариман Мукушев: Halyk GovTech cтремится оказывать госуслуги в ноль кликов

Заместитель председателя правления Halyk рассказал о новом цифровом этапе предоставления госуслуг – формате «невидимого правительства»

За последние годы диджитализация, безусловно, стала новым формирующим фактором мировоззрения современного общества. Цифровой мир изменил привычные способы коммуникации, так как «оцифровка» коснулась практически всех сфер, включая рынок госуслуг. В свою очередь, активная работа банков с госсервисами привела к значительной автоматизации этого сегмента, выводя цифровые госуслуги на новый качественный уровень.

В 2020 году Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК начало работу по постепенной демонополизации рынка цифровых госуслуг. Их сегодня можно получить в egov.kz, в Halyk и на прочих платформах. Как вы считаете, этот тренд будет сохраняться?

– Верно, eGov, по сути, не так давно был монополистом госуслуг. Однако закон рынка гласит: нет конкурентной среды – нет должного развития качества предоставляемых услуг. Поэтому демонополизация стала необходимым и своевременным этапом развития цифровых госуслуг.

Мы находимся на пороге третьего этапа естественной эволюции госуслуг. Первый этап предполагал заявительный характер, когда люди в обязательном порядке должны были ходить в госучреждения и заполнять нужные бланки. Второй этап – проактивный формат, что означает получение уведомления, где государство само предлагает положенные госуслуги, а клиенту нужно лишь принять или отклонить запрос. Третий этап – реализация концепции «невидимого правительства», когда «кликать» что-то для каждой услуги не нужно будет вообще. Ноль кликов. Совсем. То есть фактически все пособия, специальные выплаты, которые вам положены, будут начисляться на счет автоматически. На мой взгляд, уже в следующем году благодаря активной позиции госорганов некоторые услуги станут доступны в новом цифровом формате Invisible Government.

Какую роль во всем этом играет Halyk?

– Halyk – один из первых финансовых институтов, внедривших блок GovTech, и уже на сегодняшний день мы занимаем первое место после eGov по количеству внедренных и потребляемых гражданами нашей страны госуслуг. Выведение госуслуг и сервисов в мобильные приложения банка, а также оптимизация, упрощение и интеграция доступных госсервисов – приоритетные направления, над которыми идет системная работа.

Нариман Мукушев
Нариман Мукушев
Фото: архив пресс-службы

Что говорит актуальная статистика по общему количеству сервисов на сегодняшний день? Каких результатов удалось достичь?

– За последние полтора года в Halyk GovTech было выведено 48 госуслуг. Только с начала 2023 года порядка 7 млн госуслуг оказано через цифровую экосистему Halyk. К примеру, по всей стране каждая третья заявка на легализацию авто прошла через нас, что в количестве составляет примерно 133 тыс. заявлений. А это граждане, которые могли пойти в спецЦОН и там подать заявление. Таким образом, мы помогаем очень сильно разгружать ЦОНы и спецЦОНы, давая гражданам цифровую альтернативу.

Также с февраля 2023 года пользователи приложения Halyk могут подать заявление на регистрацию брака онлайн через нас. Интерес к этой услуге есть: ежемесячно более тысячи пар подают заявление на регистрацию брака через цифровую экосистему Halyk.

Какие еще услуги у вас пользуются популярностью?

– Прежде всего, цифровые документы: удостоверение личности, паспорт, водительское удостоверение и так далее. Сейчас у нас в приложении доступны 25 видов документов. Ими можно воспользоваться для предъявления в госорганах, в аэропорту, в банках, показать сотруднику дорожной полиции. В общем везде, где пригодились бы их бумажные аналоги.

Еще мы видим, что клиенты активно запрашивают разного рода сведения у нас: медицинские справки, сведения по пенсионным и социальным отчислениям, справки о недвижимости, историю владения автомобиля. Они ведь тоже часто требуются, бумажные аналоги могут теряться, а цифровые версии находятся всегда в вашем приложении Halyk, нужно только открыть.

Расскажите, как реализуются такие услуги, активно ли помогает государство? Нет ли препятствий?

– Прежде всего хочется отметить интеграционную платформу Smart bridge, запущенную несколько лет назад Министерством цифрового развития и АО «НИТ». Это некий шлюз для более быстрой интеграции государственных баз данных и информационных систем рынка, благодаря которому вывод госуслуг стал значительно проще. В этом проекте МЦРИАП занимает координирующую позицию, ускоряя процесс цифровизации госструктур.

Нариман Мукушев
Нариман Мукушев
Фото: архив пресс-службы

Безусловно, при работе с госорганами есть определенный уровень бюрократии, однако этот процесс я всегда называл «нужная бюрократия». Если бы решения, принимаемые на государственном уровне, проходили слишком быстро и непродуманно, то был бы хаос. Важно хорошо прорабатывать вопрос, так как это очень высокая ответственность, ведь многие решения, принятые в правительстве, оказывают огромное влияние на жизни миллионов казахстанцев. Поэтому, на мой взгляд, следует сохранять баланс между чрезмерной гибкостью и зашкаливающей бюрократией.

В целом стоит отметить, что уровень цифровизации в Казахстане очень высокий, большое количество оцифрованных госуслуг доступно гражданам и бизнесу. Мы к этому быстро привыкли и воспринимаем уже как данность. Услуга не оказана за две минуты – и мы уже зачастую можем жалобу написать. Я был во многих странах мира, знаете, начинаешь по-особому ценить то, что у нас все доступно онлайн, когда сталкиваешься с кучей бумаги, многодневными сроками предоставления гослуг, хождением «по кабинетам». А когда показываешь за рубежом, как это работает у нас, все удивляются. Конечно, нельзя останавливаться и впереди еще много планов, но также очень важно ценить то, что есть.

Нариман, каковы приоритетные направления работы банка в сфере GovTech можете отметить?

– Безопасность клиентов – приоритет номер один. На сегодняшний день имеется порядка 6,5 млн пользователей, которые активны в нашем приложении ежемесячно, и этот показатель с каждым днем растет. Клиенты доверяют нам, так как Halyk прошел хорошую проверку временем и демонстрирует надежность. К примеру, 70% заявок на приобретение акций компании «КазМунайГаз» в ходе прошлогоднего IPO было проведено через Halyk Invest. И это наглядно показывает уровень доверия клиентов и лидерство в этом направлении.

Если говорить о тенденциях развития, то ключевая задача в сфере GovTech – оцифровать все бизнес-процессы, где есть взаимодействие с госсервисами, и прийти к формату Invisible Government, когда клиенту не надо ходить ни в ЦОН, ни на eGov, мы всё это сделаем за него. Как я и говорил ранее – ноль кликов.

В чем главный секрет успеха блока GovTech в Halyk?

– Однозначно, команда. Команда банка в целом и команда GovTech в частности. И тут очень важны компетенции членов команды. Более того, наличие хороших hard-skills – далеко не самый главный показатель, куда важнее люди, горящие своим делом. Не зря говорят: сплоченные одной целью могут горы свернуть. Есть определенные принципы, которых придерживаюсь я сам и стараюсь прививать коллегам. Первое – постоянное саморазвитие; важно обновлять знания, расширять кругозор, потребляя качественную литературу. Второе – тебя формирует твое окружение, поэтому будь избирателен. Чаще общайся с честными, трудолюбивыми и амбициозными людьми, и вы будете подсознательно учиться друг у друга. Третье – вера в свой продукт и созидательное мышление, так как все начинается у нас в голове.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте