Почему казахстанский финансовый рынок развивается, отходя от заданных траекторий

13596

Празднование тридцатилетнего юбилея тенге в 2023 году – хороший повод вспомнить вехи становления финансового рынка Казахстана

Фото: © Анатолий Устиненко

Тенге быстро проскочил первые годы, с момента объявления суверенитета 25 октября 1990 года до 2000-го, определяя правила игры, по кирпичикам складывая государственное регулирование и консолидируя число игроков. С начала «нулевых» начался динамичный рост. Ключевое место в секторе занимал банковский сегмент. На заре становления финансовой системы была выбрана модель, где основным источником инвестиций в реальный сектор является банковский кредит, а не фондовый рынок. Коммерческие банки стали главным поставщиком ликвидности в экономику, заняв привилегированное положение. В начале 2000-х для банков сложились прекрасные условия: динамичный рост национальной экономики, увеличение доходов населения и безграничный доступ к дешевым ресурсам на международных рынках капитала. Крупнейшие банки воспользовались ситуацией, открывая за рубежом кредитные линии и размещая облигационные займы. Значительные активы БВУ требовали реализации, и в 2004–2005 годах произошла знаменитая экспансия казахстанских банков на соседние рынки. К середине «нулевых» они стали предлагать новые для Казахстана продукты – ипотеку и потребительское кредитование, соревнуясь в охвате населения; появились первые розничные банки, возник «кредитный бум».

Активная раздача кредитов не замедлила оказать влияние на качество ссудного портфеля. В 2007-м банковская система испытала первый шок – лопнул кредитный «пузырь», стало сдуваться ипотечное кредитование. Мировой финансовый кризис 2008 года отрезал у банков возможности рефинансирования взятых займов. Государству пришлось спасать системообразующие БВУ. На эти меры выделили 480 млрд тенге. В 2009 году сектор продолжило лихорадить: акционеры лидера розницы, Альянс-банка, не справившись с ростом бизнеса, передали его ФНБ «Самрук-Казына». В том же году из-за финансовых проблем государство национализировало БТА Банк. В 2015-м его продадут Казкоммерцбанку и бизнесмену Кенесу Ракишеву. А в 2017-м и сам Казком, так и не «переварив» сделку с БТА, войдет в состав Народного банка Казахстана. Соперничество трех крупнейших кредитных институтов закончится созданием мегабанка.

К тому времени сложилась модель банковского бизнеса, в основе которой лежало потребительское кредитование, обеспеченное короткими депозитными деньгами. Система стала развиваться по схеме «кредитный рост – накопление просрочки – поддержка со стороны государства – преодоление кризиса – новый кредитный рост». В 2017 году прирост потребительских займов привел к тому, что совокупная просрочка по рынку достигла почти трети ссудного портфеля. Правительству пришлось срочно оздоравливать систему, выделив на эти цели более 3 трлн тенге. Получив антидот, банки продолжили наращивать потребительское кредитование, объясняя интерес к нему в том числе отсутствием качественных заемщиков – «корпоратов». На начало сентября 2023-го в структуре кредитов экономике доля корпоративных займов составляет 34,4%, ипотечных – 20,2%, потребительских и прочих займов физическим лицам – 45,5%. К началу ноября в правительстве вновь заговорили об очередном «перегреве» потребительского кредитования с предложением ввести очередные ограничения по его росту.

В новейшей истории продолжилась консолидация сектора: сказались ужесточение пруденциальных нормативов, отзыв лицензий у небольших банков и невозможность отдельных игроков преодолеть экзистенциальный кризис. В 2020 году проданный до этого UniCredit АТФБанк купил Jusan Bank, а в 2022-м свой местный бизнес продали Сбербанк и Альфа-банк. С 2020 года БВУ вступили в новую фазу острой конкуренции, связанную с ускоренной цифровизацией банковского бизнеса и желанием Нацбанка уравнять игроков в конкурентных возможностях, с одновременным усилением контроля над быстро развивающимися платежами. Для чего банкам настоятельно было предложено переходить на государственную систему быстрых платежей. Впереди их ждет новое испытание – цифровой тенге и Open banking (сторонний доступ к финансовым данным клиентов). Первое произведет революцию на банковском рынке: не исключено, что со временем Нацбанк откажется от услуг посредников – БВУ – в обращении цифрового тенге. Второе снизит монополию банков на предоставление клиентам цифровых сервисов. Оба нововведения могут ослабить стратегическую роль БВУ в финансовой системе.

Пенсионный рывок

С января 1998 года в Казахстане началась пенсионная реформа. Она сформировала трехуровневую систему, состоящую из солидарной, накопительной и добровольной частей. Помимо Государственного накопительного пенсионного фонда появились негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и компании по управлению пенсионными активами (КУПА). Они быстро стали ключевыми инвесторами на рынке госбумаг и корпоративных облигаций. Поступательное движение пенсионного сегмента прекратилось в 2013 году с частичной реформой системы. Реформа не касалась системы индивидуальных пенсионных счетов, а была направлена на консолидацию пенсионных активов под государственным управлением. После обсуждения темы низкой доходности НПФ, снижения расходов по управлению пенсионными активами и устранения риска совершения сделок с аффилированными лицами был создан Единый накопительный пенсионный фонд, куда были переведены активы НПФ. Последние вместе с КУПА прекратили существование как финансовые институты.

В прошедшие с тех пор годы доходность активов под управлением ЕНПФ не сильно превышала инвестиционные результаты КУПА. В обществе росло недовольство управлением, что подвигло правительство разрешить использовать часть пенсионных накоплений на решение жилищного вопроса, погашение ипотечных займов и на медицинские цели. Такой шаг привел к значительному росту цен на недвижимость, поддержал бизнес строительных компаний и уменьшил объем пенсионных накоплений. Увеличение продолжительности жизни казахстанцев и значительная инфляция привели к пониманию недостаточности накоплений. Сейчас пенсия покрывает только 40% дохода, который утрачивает вышедший на пенсию казахстанец. В целях наполнения пенсионной ликвидности в условиях слабого желания основной массы населения копить на старость за счет добровольных взносов, работодателей обязали перечислять в ЕНПФ дополнительный процент с фонда оплаты труда – с января 2024 года в размере 1,5% с ежегодным увеличением до 5% в 2028-м. Минус для работника состоит в том, что деньги будут поступать не на его личный счет, а в общую копилку. Эксперты окрестили такие отчисления новым налогом. Понимая несостоятельность монополизации управления пенсионными активами, правительство отыграло назад решение о ликвидации института частных управляющих, разрешив создавать новые КУПА. Ожидается, что их деятельность оживит работу пенсионной системы и рынок ценных бумаг (РЦБ).

Биржевая игра

Рынок ценных бумаг задумывался как эффективная площадка перетока капитала от инвесторов в реальный сектор через развитие долевого и долгового сегментов. Однако не сразу РЦБ стал соответствовать этому плану. Основная проблема медленного старта рынка акций – отсутствие у правительства твердой воли придать рынку начальный импульс. Не была полностью реализована программа приватизации «голубых фишек», включающая пакеты государственных акций крупнейших предприятий нефтегазового и горно-металлургического комплекса, связи и электроэнергетики. В рамках приватизации на биржу пришли пакеты средних предприятий, не дав ему масштабный старт. Поэтому впереди рынка акций развитие получил долговой рынок. Его развития требовала проведенная пенсионная реформа. Регулирование КУПА было выстроено таким образом, чтобы мотивировать их покупать облигации корпоративного сектора соответствующего рейтинга и направлять активы в реальный сектор. Со своей стороны предприятия реального сектора получили доступ к длинным пенсионным деньгам.

Рынок акций «выстрелил» в 2005-м, начав первое ценовое ралли. Рост цен диктовали позитивная конъюнктура мирового рынка и возросшее внимание со стороны казахстанцев. Под запрос растущего рынка как грибы после дождя стали появляться небольшие брокерские компании. За 2006 год индекс акций KASE вырос в 3,8 раза. Качественных акций было мало, и рынок быстро «перегрелся». Окончательный удар нанес кризис 2008-го. Он сказался на всех секторах экономики, произошли отток инвесторов и закрытие многих брокерских компаний, открытых на волне подъема рынка акций. На рынке облигаций средних компаний прошел массовый дефолт. Рынки акций и облигаций на несколько лет ушли в «спячку».

Подъем рынку акций обеспечила стартовавшая в 2011 году программа «Народное IPO» и последующий вывод на рынок крупных частных и квазигосударственных компаний. Задача перезапуска рынка облигаций до сих пор полностью не решена. С закрытием частных НПФ облигации лишились капиталоемких покупателей. ЕНПФ своей ликвидностью обеспечивает покрытие части дефицита бюджета. Новые управляющие пока не стали весомыми инвесторами в облигации из-за небольших полученных в управление объемов. С 2020-го расширяется спрос на фондирование со стороны средних компаний, преимущественно из финансового сектора. С того же года стало расти количество инвесторов – физических лиц.

Страховое покрытие

Страхование больше всего отражает рыночные отношения на финансовом рынке Казахстана. Задел рынку дали обязательные виды, прежде всего страхование ответственности автовладельцев (ОГПО ВТС) и ответственности работодателя за здоровье работников на производстве. Повышенный интерес к ОГПО ВТС отбивал у страховщиков охоту развивать добровольные виды, страховые продукты и технологии – даже с учетом явных рисков. По рынку страховым агентам выплачивалось до 80% собранных по ОГПО ВТС премий – для увеличения клиентской базы. Выплаты сверлили в бюджете страховых компания (СК) финансовую «дыру», и по платежеспособности отдельных СК возникали вопросы. Пузырь вознаграждений агентам постепенно надувался – и к концу нулевых на рынке грянул гром. Лидеры по ОГПО ВТС – «Premier Страхование» и «Алтын Полис» – лишились лицензий.

Следствием стало ужесточение правил реализации полисов ОГПО ВТС. Решение не полностью убрало с рынка повышенные вознаграждения агентам, но все же навело больший порядок. Страховщики поумерили аппетиты, стали быстрее поворачиваться к добровольным видам страхования. Появились пакетные предложения добровольных имущественных продуктов. Стало развиваться накопительное страхование жизни, чему во многом способствовало изменение регуляторной базы в пользу страховых организаций.

Однако проникновение страховых услуг еще отстает от мировых стандартов. Рост премий во многом обусловлен ростом стоимости страхования, а не количеством страховых договоров, несмотря на то что оно растет. Но накопленные активы позволяют СК менять политику перестрахования, снижая долю иностранного перестрахования и увеличивая перестраховочную емкость местного рынка. Цифровизация сектора дала возможность покупать онлайн отдельные страховые продукты, прежде всего обязательное автострахование. С 2024 года рынок будет работать по новым тарифам по ОГПО ВТС. Тарифы станут гибкими и будут учитывать аварийность каждого региона. Гибкая тарификация позволит снизить стоимость страховки в регионах с низкой аварийностью. Согласно предварительным расчетам тарифов, в 11 регионах ожидается снижение премий, в двух их размер останется неизменным. СК предполагают, что новые, пониженные, тарифы станут причиной серьезных изменений на рынке ОГПО ВТС. Компании начнут уходить из регионов с большой просадкой тарифов и высокой убыточностью и приведут в действие механизм перераспределения премий от одних СК к другим.

Еще одно нововведение, к которому придется привыкать рынку и страхователям, – европротокол (упрощенная схема оформления документов о ДТП, позволяющая получить выплаты по обязательной страховке без привлечения сотрудников полиции). Динамику премиям по общему страхованию может добавить внедрение обязательного страхования имущества граждан. Об этом серьезно говорят представители регулятора.

Оценивая развитие финансового рынка с точки зрения стратегической задачи создания надежного механизма инвестирования средств институциональных инвесторов в экономику, можно сделать вывод, что стратегия время от времени менялась в угоду тактическим мнениям отдельных лиц и ситуативным моментам. Разные части финансовой системы растут неоднородно и до сих пор несут бремя давления недальновидных решений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить