«Кошелёк или жизнь»: казахстанцы не могут вывести сотни тысяч рублей из «Киви»

Деньги «застряли» на рублёвых счетах лишившегося лицензии российского банка

Редакция Forbes.kz получила письмо от группы пользователей платежного сервиса «Киви Кошелек». Автор сообщения Анель Уразалиева рассказала, что она и другие держатели электронных кошельков – граждане Казахстана – «пострадали вследствие отзыва лицензии у российского Киви Банка»: казахстанцы не могут вывести средства со своих рублевых счетов и боятся, что очередь на получение денег до них так и не дойдет.

Стоп-сигнал: сколько денег «застряло»

Пострадавшие создали чат в Telegram. В нем 75 человек. Это физические лица и индивидуальные предприниматели. У многих из них в «Киви» «осело» от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. У кого-то сумма совсем небольшая (например, 3 тыс. рублей), у кого-то близка к миллиону. Например, у Анель Уразалиевой, которая через свое казахстанское ИП занимается онлайн-ретейлом, в «Киви Кошельке» «заблокировано» 273 тыс. рублей.

Гулжан Еламанова из Астаны тоже бизнесвумен: она байер. В «Киви» у нее «застряло» около 1 млн рублей на нескольких электронных кошельках (согласно правилам «Киви», у одного пользователя не может быть больше шести кошельков). Предпринимательница поясняет, что выбрала именно этот сервис для расчетов, потому что он был удобен для перевода из рублей в тенге, давал хороший курс и возможность быстрого вывода средств.

«Всё было нормально примерно до января этого года. А с января начали снижать лимиты на вывод средств из рублей в тенге (напрямую вывести рубли на карты невозможно, сначала нужно сделать конвертацию в тенге). То есть я уже тогда не могла ничего сделать с суммой в рублях: нужно было ждать следующего календарного месяца, а там опять маленький лимит [на вывод], и получался замкнутый круг», – рассказывает Гулжан. По ее словам, еще до отзыва лицензии у банка один из ее кошельков заблокировали без объяснения причин (это допускается по условиям оферты). Пользователь отправила в «Киви» все необходимые нотариально заверенные документы для решения проблемы, но кошелек так и не разблокировали.

Казахстанец Артем Морозов работает в call-центре российской компании: на «Киви Кошелек» он получает заработную плату. На счете у него осталось почти 59 тыс. рублей. Артем не единственный из чата пострадавших, кто получает на «Киви» вознаграждение за свой труд. Кто-то написал, что, находясь в декрете, подрабатывает, кто-то – что копит деньги с фриланса и стримингов. Одна из участниц рассказала, что выполняет заказы через интернет. В кошельке у нее накопилось более 133 тыс. рублей. «В конце месяца планировала перевести их в казахстанский банк, но не успела даже конвертировать рубли в тенге. Пришлось влезть в долги, чтобы оплатить кредит и купить продукты», – написала она, уточнив, что ее «Киви Кошелек» имеет статус «профессиональный».

Сложная ситуация

21 февраля Банк России отозвал банковскую лицензию Киви Банка за нарушение фининститутом законодательства о деятельности банков и об отмывании доходов и за многочисленные факты открытия «Киви Кошельков» на физлиц без их ведома. Сейчас в финансовом институте работает временная администрация – российское Агентство по страхованию вкладов (АСВ), с 29 февраля оно через банк-агента – ПАО «Банк Уралсиб» – выплачивает вкладчикам страховое возмещение, которое оценено в 4,4 млрд рублей при сумме обязательств Киви Банка в 12,2 млрд рублей. На 25 марта выплачено 82,74%.

Для казахстанцев, держащих «Киви Кошельки» в рублях, сложность ситуации заключается в том, что их счета не застрахованы в АСВ. «Денежные средства в «Киви Кошельках» являются электронными средствами платежа и по Федеральному закону № 177 страхованию не подлежат. Все владельцы «Киви Кошельков» с балансом в рублях являются кредиторами третьей очереди при ликвидации «Киви Банка», поясняется в сообщении казахстанского «Киви», которое компания опубликовала на своем сайте 23 февраля.

Пользователи же возмущены: «Мы, граждане Казахстана, открывали кошелек по удостоверению личности через АО «Казпочта», не по паспорту, соответственно, всё должно решаться в рамках закона РК», – считает Анель Уразалиева, о чем она написала в письме-обращении в редакцию.

Владельцы «Киви Кошельков» говорят, что обращались и к казахстанским регуляторам, и в «Киви», и в АСВ. «В АСВ мне ответили, чтобы я подавал требование как кредитор третьей очереди. В технической поддержке Киви Банка обещали во всем разобраться. Звонил в Нацбанк Казахстана как гражданин РК, там мне сказали, что помочь с «Киви» не могут», – рассказывает Артем Морозов. Анель Уразалиева говорит, что подавала электронное обращение в Нацбанк через сервис eOtinish спустя пару-тройку дней после отзыва лицензии у Киви Банка, но ответ не получила.

Интерфейс – один, «табачок» – врозь

Forbes.kz обратился за разъяснениями в Нацбанк, в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и в «Киви Казахстан».

В «Киви Казахстан» дали такой ответ: «Казахстанцы не открывали никаких кошельков в Казпочте, кошельки с балансом в рублях изначально открывались в АО «Киви Банк». Чтобы пользоваться кошельком полноценно, его владельцу нужно было пройти идентификацию через Казпочту. Казпочта при обращении таких пользователей собирала документы, необходимые для идентификации, и отправляла их в Киви Банк, после чего кошелек пользователя становился идентифицированным».

Киви Банк и ТОО «Qiwi Kazakhstan» («Киви Казахстан») являются разными юридическими лицами и функционируют в контурах двух разных стран – РФ и Казахстана, подчеркивают в «Киви Казахстан». В 2023-2024 годах «Киви» разделила бизнес на российский (АО «Киви», сюда вошли Киви Банк и «Киви Кошелек») и международный (Qiwi Plc., к которому отнесли «Киви Казахстан»). «Несмотря на общий интерфейс, кошельки с балансом в рублях находятся в юрисдикции России, операции по ним проходили через Киви Банк», – говорится в ответе «Киви Казахстан» на запрос редакции. Вместе с тем, заметим, ТОО «Qiwi Kazakhstan» остается оператором системы электронных денег «Киви Кошелек» в Казахстане, через него физлица могут пользоваться «Киви Кошельками» в тенге.

В АРРФР на запрос Forbes.kz ответили, что по законодательству организация и регулирование платежей, переводов денег, платежных систем и рынка платежных услуг, госконтроль и надзор за рынком платежных услуг, надзор за платежными системами входят в компетенцию Национального банка Казахстана. Учитывая это, в агентстве считают «необходимым получить позицию НБРК». И уверяют, что не получали «обращения граждан, у которых остались средства на счетах в Киви Банке».

В Нацбанке на момент выхода публикации комментарий не предоставили.

UPD. Комментарий Нацбанка редакция получила только 29 марта. В нем говорится следующее: ТОО «Qiwi Kazakhstan» зарегистрировано в Казахстане, имеет статус платежной организации, прошедшей учетную регистрацию в Национальном банке Казахстана, и в этом качестве оказывает платежные услуги в национальной валюте – тенге. Сервис по обслуживанию электронных кошельков с балансом в рублях к казахстанскому «Киви» не относится. «При открытии электронного кошелька с балансом в рублях клиенты организации приняли публичную оферту, согласно которой стали клиентами АО «Киви Банк». Сервис этого банка не подпадает под юрисдикцию Республики Казахстан. Киви Банк – резидент Российской Федерации и осуществлял свою деятельность в соответствии с законодательством России», – говорится в ответе НБРК.

В Нацбанке отметили, что Киви Банк являлся партнером ТОО «Qiwi Kazakhstan», клиенты ТОО «Qiwi Kazakhstan» имели возможность осуществлять платежи в пользу различных бизнес-партнеров АО «Киви Банк». И поскольку Киви Банк как юрлицо зарегистрирован в России, то порядок выплат остатков с электронных кошельков с балансом в рублях будет осуществляться в соответствии с законодательством России. «При этом НБРК внимательно отслеживает сложившуюся ситуацию и особое внимание уделяет защите прав казахстанских потребителей платежных услуг», – заявили в пресс-службе.

В НБРК также сообщили, что через Казпочту электронные кошельки не открываются. «Через Казпочту происходит идентификация держателя электронного кошелька для снятия ограничений на переводы на сумму, хранимую на электронном кошельке, с учетом установленного режима функционирования электронного кошелька и статуса держателя, предусмотренных Законом РК «О платежах и платежных системах», – говорится в ответе. – При этом информация о клиенте, зафиксированная Казпочтой, передавалась «Киви Казахстан» в Киви Банк с учетом требований законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при открытии клиентом электронного кошелька с балансом в рублях на основании принятия публичной оферты».

Когда появится решение?

В «Киви Казахстан» также сообщили, что некоторые пользователи обращались в компанию. «Мы, к нашему сожалению, не могли и не можем сейчас (до финализации решения вопроса с АСВ) помочь им в силу того, что рублевые кошельки находятся в российской юрисдикции. Мы не можем влиять ни на Киви Банк, который являлся эмитентом и оператором кошельков с балансом в рублях, долларах и евро, ни на АСВ, которое выполняет роль временной администрации Киви Банка», – пояснили в пресс-службе казахстанского «Киви».

«Финализация решения вопроса с АСВ» – речь идет о том, что «Киви Казахстан» обратился к российскому агентству «с намерением выплатить казахстанским гражданам деньги, которые находятся на заблокированных кошельках с балансом в рублях, долларах и евро». Как говорится в пресс-релизе от 14 марта, стороны начали «процесс проработки схемы возврата средств», причем предполагается «упрощенный и адаптированный под юрисдикцию Казахстана» формат. На уточняющий вопрос Forbes.kz, каким именно образом «Киви Казахстан» предполагает вернуть средства казахстанцам с учетом того, что владельцы «Киви Кошельков» в рублях являются кредиторами третьей очереди при ликвидации Киви Банка, в компании ответили просто: «Переговоры только начались».

Добавим, что 14 марта Банк России направил в Арбитражный суд Москвы заявление о принудительной ликвидации Киви Банка. На пресс-конференции 22 марта председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила: банк имеет профицит средств свыше 28 миллиардов рублей. «Мы исходим из того, что все имеющиеся обязательства будут исполнены», – заключила она.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте