Магазин всего: как Amazon прижился в Казахстане, не работая в стране

28462

За без малого 30 лет компания проделала путь от магазина по продаже книг до поставщика облачных хранилищ и собственного кинопроизводства, её капитализация превышает $1 трлн

Основатель Amazon Джеф Безос
Основатель Amazon Джефф Безос
ФОТО: © Depositphotos/magepressagency

Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления СК «Евразия», рассказывает о том, как устроен и сколько стоит бизнес пионера электронной торговли – Amazon.

Большинству из нас Amazon известен как один из крупнейших в мире маркетплейсов, который был запущен Джеффом Безосом в далёком 1994 году как интернет-магазин по продаже книг. Несмотря на то, что далеко не всякий продавец на Amazon осуществляет доставку товаров в Казахстан, в прошлом году компания реализовала товары и услуги нашим соотечественникам почти на 1,8 млрд тенге. Покупают казахстанцы на Amazon не только книги.

Amazon Spheres, штаб-квартира в Сиэтле
Amazon Spheres, штаб-квартира в Сиэтле
ФОТО: © Depositphotos

Джефф вездесущий

Основную выручку компания получает от реализации разного рода контента, как в цифровом формате, так и на физических носителях: книги, музыка, фильмы, игры, программное обеспечение. По данным финансовой отчётности, в 2022 году компания продала контент на всех видах носителей на $220 млрд, в то время как комиссия от продажи товаров через маркетплейс принесла ей $117,7 млрд. Третьим по размеру источником доходов Amazon стала продажа облачных услуг Amazon Web Services (AWS) на $80 млрд.

Amazon с его колоссальным интернет-трафиком является крупной рекламной площадкой. За продвижение своих товаров на маркетплейсе платят продавцы, книгоиздатели, авторы, а также сторонние рекламодатели. Доходы от продажи рекламы в 2022 году составили $37,7 млрд. Платная подписка на стриминговый сервис Amazon Prime Video (APV) принесла компании ещё $35,2 млрд.

В 2017 году Amazon поглотил крупную сеть магазинов Whole Foods, которая специализируется на продаже органических продуктов питания. Сегодня сеть насчитывает более 500 супермаркетов, преимущественно в США. Также Amazon запустил сеть магазинов у дома Amazon Go в режиме самообслуживания: заходи, бери товар, система посчитает и спишет необходимую сумму с карты автоматически. Пока работают 22 точки в Нью-Йорке, Чикаго, Сиэтле и Лос-Анжелесе. Выручка физических магазинов составила $18,9 млрд.

Мы в СК «Евразия» внимательно следим за развитием Amazon с 2019 года, когда впервые приняли участие в программе перестрахования активов компании. Суммарная стоимость недвижимости в собственности Amazon составляет более $200 млрд. На многочисленных складах компании находится товара и оборудования ещё на $120 млрд. Общая страховая сумма с учётом перерыва в производстве превышает $450 млрд.

Бизнес на доставке

Маркетплейс приносит Amazon почти 23% всей выручки. Продавцы платят комиссионные за возможность использовать не только сайт, но и логистическую инфраструктуру. Для продажи, хранения, сортировки и доставки товаров на сотни миллиардов долларов Amazon выстроил впечатляющую инфраструктуру, охватывающую 63 страны. Ядро бизнеса располагается, конечно же, в США - самом большом и богатом потребительском рынке в мире.

Логистический бизнес Amazon насчитывает почти 5 тыс. различных объектов недвижимости, среди них 44 фулфилмента, 147 сортировочных центров, четыре собственных авиационных терминала, а также многочисленные станции доставки, гаражи и даже зарядные станции для электромобилей. Более того, у Amazon есть собственная грузовая авиакомпания, владеющая авиапарком из 95 самолётов, в основном модельного ряда Boeing-767.

У компании есть 45 офисов, 262 центра обработки данных (ЦОД) и собственная киностудия.

Логистический центр Amazon в Германии
Логистический центр Amazon в Германии
ФОТО: © Depositphotos

Виртуальный склад

Если Meta строит сеть дата-центров для обслуживания исключительно собственных нужд, то Amazon решил удовлетворить спрос со стороны IT-индустрии, от небольших разработчиков до крупных корпораций.

AWS предоставляет рынку виртуальные серверы и хранилища данных по подписочной модели и множество других сопутствующих IT-сервисов.

Решения AWS используют сотни корпораций, в их числе: Allianz, Aon, Barclays, BMW Group, Coinbase, Meta, Moderna, Nasdaq, Robinhood, Samsung, Snapchat, Stripe, Sony, Thomson Reuters и многие другие. Важнее, что на IT-инфраструктуре, созданной Amazon, появляются и растут сотни и тысячи существующих и будущих «единорогов» со всего мира, в том числе из Казахстана.

Фактически Amazon построил как физические, так и виртуальные склады по всему миру, где хранит не только тонны товаров, но и петабайты данных.

Новый хозяин льва Лео

В борьбе за зрителя каждый стриминговый сервис запускает собственное кинопроизводство для создания эксклюзивного контента. Amazon Studios обладает крупнейшими бюджетами в индустрии. Так, на выкуп прав и производство первого сезона сериала «Властелин колец» компания потратила $465 млн.

Каждая стриминг-платформа хочет расширить собственную библиотеку, поэтому за авторские права на фильмы и сериалы развернулась настоящая война. Amazon приобрел одну из старейших голливудских студий Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Студия была создана в 1924 году и до середины ХХ века была крупнейшим кинопроизводителем не только в Голливуде, но и в мире. В марте 2022-го сделка была закрыта за $8,45 млрд.

MGM принадлежат права на классику голливудского кино, в том числе «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Бен Гур», «Как был завоеван Запад», «Волшебник страны Оз», «Космическая одиссея 2001 года». Также нужно отметить «Хоббит», «Рокки», «Молчание ягнят», «Человек дождя», «Терминатор», все фильмы бондианы и сериалы «Рассказ служанки» и «Викинги».

Всего в каталоге MGM более 4 тыс. фильмов и 17 тыс. различных телешоу. Это не только пополнение существующей библиотеки, но и возможность произвести новый контент на основе популярных франшиз: снять продолжения, приквелы, спин-оффы или осуществить перезапуск серии.

Лео – знаменитый лев на заставке, открывающий каждый фильм MGM, вероятно, скоро  будет ассоциироваться у кинозрителей с Amazon.

Не всё гладко в королевстве Безоса

В 2022 году компания заняла шестое место в списке крупнейших частных компаний Forbes Global 2000, а в 2023 скатилась сразу на 36-е. По итогам 2022 финансового года обесценились вложения в автопроизводителя Rivian, чья рыночная капитализация падает со дня IPO. Инвестиционный убыток Amazon составил $12,7 млрд в 2022 году, компания владеет 20% акций. Из-за неудачной инвестиции операционная прибыль Amazon упала вдвое по сравнению с 2021 годом, до $12,2 млрд.

Парк электрофургонов Rivian EDV в Италии
Парк электрофургонов Rivian EDV в Италии
ФОТО: © Depositphotos

Кстати, Rivian разработал для Amazon целую линейку электрофургонов EDV. Amazon заказал 100 тыс. единиц EDV, которые должны быть поставлены в 2024 году. Оговоренные сроки уже сорваны, а компании ведут переговоры по изменению условий соглашения.

Не самую лучшую репутацию Amazon имеет и среди работодателей. На компанию работают более 1,5 млн сотрудников по всему миру, которые регулярно жалуются на условия труда и размер оплаты, особенно те, кто занят на складах и в сортировочных центрах. В Amazon царят жёсткие порядки, компания не приемлет профсоюзные объединения, а сотрудники порой подвергаются одномоментным массовым сокращениям.

Рыночная капитализация Amazon на пандемийных пиках превышала $1,85 трлн, но в какой-то момент упала ниже $1 трлн. Стоимость компании несколько восстановилась и сегодня находится на уровне $1,3 трлн. Да, у Amazon есть некоторые проблемы, но они решаемы – убыток от инвестиций в Rivian уже списан, есть положительные изменения в HR-политике.

Джефф Безос – крайне разносторонняя личность, и Amazon не единственное его детище. Ко всему прочему сфера интересов Безоса охватывает космос – Blue Origin, биотехнологии – Altos Labs, медиабизнес – Washington Post и около 40 других проектов через венчурный фонд Bezos Expeditions. Тем не менее Amazon пока остаётся главным детищем миллиардера – и будет таковым ещё долгие годы. По всей видимости, фокус деятельности компании продолжит смещаться в сторону производства и дистрибуции контента, это вызов не только стриминг-индустрии, но и всему Голливуду.

P.S. Материал написан в ожидании книги «Risky Business: Why Insurance Markets Fail and What to Do About It», заказанной на Amazon.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить