Как друзья из Павлодара создали успешный бизнес из курсов для школьников

18596

«Нам хотелось бы, чтобы образование в нашем обществе работало как социальный лифт», – говорят предприниматели

Адильхан Рахимбеков и Азат Жасулан - основатели образовательной платформы Abay Academy
Адильхан Рахимбеков и Азат Жасулан - основатели образовательной платформы Abay Academy
Фото: © Андрей Лунин

Основатели образовательной платформы Abay Academy, ровесники (обоим по 28 лет) и одноклассники Адильхан Рахимбеков и Азат Жасулан родились в Павлодарской области и до поступления в Казахский национальный технический университет им. Сатпаева не выезжали за пределы родного региона.

Тогда, в 2013 году, поступление в университет в Алматы казалось пределом мечтаний. Сегодня, занимаясь бизнесом в сфере образования, Адильхан и Азат уверены, что проблема среднего образования в республике заключается не только в разрыве качества обучения между мегаполисами и регионами, но прежде всего в разном уровне доступа для школьников к информации об окружающем мире.

«Нам хотелось бы, чтобы образование в нашем обществе работало как социальный лифт, чтобы оно было трендом, каким, например, были шахматы в СССР во времена противостояния Карпова и Каспарова. Примеров «троечников», преуспевших в жизни, немало, но нам интересно показать, что дети могут отлично учиться и полученные знания заложат фундамент для успеха во взрослой жизни, что быть лучшим в учебе – престижно и важно для будущего», – говорят собеседники.

Наперекор системе

Адильхан и Азат подружились в пятом классе областной казахской гимназии им. Алтынсарина для одаренных детей, куда поступили в математический класс, пройдя отбор в родных поселках. Жесткий учебный распорядок, по их словам, выдерживали не все: из пяти классов, в каждом из которых учились по 30 человек, к 11-му осталось два по 20 учеников. Зато выпускники получили действительно хорошие знания, позволявшие рассчитывать на поступление в ведущие вузы страны. Успешно сдав ЕНТ, Адильхан получил грант на факультет международной журналистики КИМЭП, а окончивший школу с отличием Азат мог пойти в КБТУ. Но родители решили, что сыновьям лучше поступить в государственный вуз с надежной репутацией, и выбор был сделан в пользу КазНТУ. Чтобы не конкурировать, друзья выбрали разные специальности: Азат – радиотехнику, электронику и телекоммуникации, Адильхан – IT.

«У меня очень быстро наступило разочарование: после тяжелой муштры в математическом классе нашей гимназии университетская программа по математике, да и по другим предметам казалась слишком легкой. Чтобы не растерять знания и навыки, я учился программировать, выступал на олимпиадах по спортивному программированию, в 2014–2016 годах создавал стартапы и даже выигрывал денежные гранты. Попутно повышал так называемые soft skills, стал студенческим лидером. Но за пару месяцев до получения диплома решил уйти из университета: мне казалось, что, взяв диплом, я перестану быть честным сам с собой, пойду на компромисс с системой. К слову, свой диплом о высшем образовании я все же получил: хорошую службу сослужили выступления на олимпиадах за команду Павлодарского государственного университета», – рассказывает Адильхан.

Несогласие с системой и натолкнуло друзей на мысль о создании собственного бизнеса в образовательной сфере, проекта, который отражал бы их взгляды на то, каким должно быть современное обучение. В 2017 году Азат устроился на работу в один из алматинских образовательных центров, где познакомился с еще одним будущим основателем совместного проекта Кайратом Шамшиденовым. Примерно в то же время в компании Tender First Адильхан встретил Алдияра Токсанбаева, который также вошел в общий бизнес. Сформировался костяк будущей команды, и в сентябре 2018 года партнеры открыли образовательный центр EduNation, позже переименованный в Abay Academy. Четверо основателей хорошо дополняли друг друга в навыках и талантах: Адильхан был силен в маркетинге и продажах, в активе Азата был опыт в операционной деятельности образовательных центров, к тому же они с Кайратом как сильные предметники-математики приложили много усилий к разработке программы. Алдияр отвечал за рачительное расходование средств.

Своих денег на запуск бизнеса не было совсем. Откликнувшись на пост в Facebook, Адильхану предложили помощь друзья-стартаперы, но он отказался, опасаясь, что бизнес не «выстрелит». На выручку пришел знакомый предприниматель из родного Павлодара, вложивший в проект 6 млн тенге – первые и последние сторонние инвестиции за все годы работы академии. Спустя три месяца образовательный центр вышел в ноль, а потом начал зарабатывать. В Abay Academy сразу решили ввести помесячную оплату, а не брать деньги за полгода или за год вперед по примеру многих коллег по рынку. «Благодаря этому мы были заинтересованы в том, чтобы ученики оставались с нами как можно дольше, следили за их успехами, знали, у кого какие проблемы. Как только ты берешь оплату на год вперед, ты забываешь про клиента и занимаешься новыми. У нас нет скидок и, возможно, стоимость обучения в месяц выше, чем в некоторых других центрах, зато благодаря такой бизнес-модели мы смогли привлечь сильных преподавателей и обеспечить им более высокий заработок, чем в среднем по рынку», – объясняет Адильхан.

Фото: © Темирлан Темирбеков

В 2019 году проект прошел в финал конкурса «Построй свой бизнес» от фонда «Саби» и получил грант в размере $20 тыс. На сегодняшний день под брендом Abay Academy действуют два филиала в Алматы и три в Астане, за пять с половиной лет работы компания доросла до оборота в более чем 1 млрд тенге, подготовку на курсах прошли почти 5000 учеников, несколько тысяч обучаются в онлайн-школе, открытой в период пандемии. В штате Abay Academy работают более 300 преподавателей и 70 специалистов в области маркетинга, продаж и других направлений.

Прогресс и результат

Собеседники характеризуют современный рынок дополнительного образования как очень конкурентный – ежемесячно открываются несколько десятков новых центров, но многие сходят с дистанции. «Поскольку мы начинали бизнес без больших инвестиций, в первые пять лет сосредоточились на том, чтобы заработать – делали качественный продукт, но принципиально не отличались от коллег», – говорят они. Изначально в Abay Academy сосредоточились на подготовке школьников к поступлению в НИШ, КТЛ, РФМШ и принимали только учеников 5–6-х классов. Результат впечатлил: почти 90% выпускников Abay Academy выдержали вступительные экзамены. По словам Азата, высоких показателей удалось добиться, во-первых, благодаря тому, что в группы набирали ограниченное количество учеников, чтобы отслеживать прогресс каждого; во-вторых, помогло знание программы. «Мы понимали, какие примерно задания будут на экзамене, и, грубо говоря, натаскивали детей на их решение. Родителям сложно оценить прогресс ребенка в знаниях, но если он поступил в НИШ или КТЛ, то результат, как говорится, налицо, и это впечатляет. Не случайно весь первый год мы росли только за счет сарафанного радио – люди, вдохновленные успехами детей родственников и знакомых, приводили в наши центры своих сыновей и дочерей», – рассказывает Азат.

В последние два-три года появились программы для дошколят и первоклашек, учеников 2–4-х и 7–9-х классов. В числе предметов, по которым ведется подготовка, – математика (алгебра и геометрия для учащихся более старших классов), логика, казахский, русский и английский языки, физика. Для учеников, обучающихся офлайн, разработана система мотивации: успехи поощряются «ониксами» – внутренней «валютой», на которую дети могут купить интересные и полезные вещи, от головоломок до наушников и другой техники. Родители могут отслеживать результаты своих детей в CRM-системе академии.

Пока вне зоны охвата остаются учащиеся 10–11-х классов – в силу необходимости готовиться к ЕНТ это огромный пласт потенциальных клиентов, но по этой же причине тогда надо будет сохранять высокое качество обучения при большем количестве предметов, а это очень непросто. «Когда мы говорим про качество, важно понимать, что у нас чек выше, чем в среднем по рынку, – примерно 65 тыс. тенге в месяц. Это позволяет нам не экономить на преподавателях, но обязывает давать результат», – поясняют сооснователи.

При подборе кадров важный критерий, наряду со знанием предмета, – вовлеченность, желание учить. Учителям не возбраняется использовать свои наработки, искать новые подходы, главное – искренняя заинтересованность в собственном профессиональном росте и развитии, желание передать знания ученикам, те самые «горящие глаза». Средний возраст преподавателей – 25–26 лет. В прошлом году Abay Academy провела в КазНТУ курс летней научной лаборатории, в рамках которого провели мастер-классы двое участников рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan – учитель химии Улан Усенов и преподаватель робототехники Рустем Ермеков. «Мы пробовали работать со взрослыми учителями. Это хорошие опытные профессионалы, которые замечательно знают свой предмет, но в силу возраста им трудно разговаривать на одном языке с детьми, не всегда получается заинтересовать их. В Abay Academy они работают точно так же, как в школе, а у нас все же дополнительное обучение, мы не заменяем школу, и важно, чтобы детям было интересно, чтобы они хотели учиться», – говорит Адильхан.

Дорогой перемен

Искренний интерес к занятиям – важный фактор успешной учебы, но при выборе центра дополнительного образования родители могут руководствоваться самыми разными критериями. Для некоторых важны стоимость обучения или близость к дому, и они предпочтут небольшой образовательный центр в соседнем подъезде более крупному и популярному, но расположенному в другой части города. Основатели Abay Academy понимают запросы рынка и не исключают, что наряду с основными центрами будут открывать небольшие филиалы, хотя, отмечают Адильхан и Азат, в случае с последними есть много подводных камней. В небольших центрах сложно расширяться, разделять учеников на группы в зависимости от уровня подготовки, обеспечить учителю достаточное для хорошего заработка количество часов.

Фото: © Андрей Лунин

Что касается экспансии в регионы, то есть планы по открытию центров офлайн-обучения в Шымкенте и Караганде, есть идея со временем начать продавать франшизу в другие страны региона. А вот что пока в Abay Academy не планируют делать в принципе, это расширяться за счет франшизы в Казахстане. Объясняют это нежеланием рисковать качеством обучения, а также пониманием, что в регионах, скорее всего, не найдется спроса на недешевый продукт. «Мы рассматривали вариант открытия центра в нашем родном регионе, но поняли, что зарплаты у павлодарцев в общей массе невысокие, при этом учителя хотят получать как минимум столько же, сколько алматинские коллеги, арендная плата тоже сопоставима с Алматы. При сопоставимых затратах мы не получим того количества клиентов, которое обеспечит прибыль», – объясняет Азат.

Выход руководство академии видит в развитии онлайн-направления. В настоящее время на курсах в режиме онлайн обучаются школьники со всего Казахстана и из других стран, главным образом дети казахстанцев, временно работающих за границей. Онлайн-обучение открывает дорогу в каждый дом, к людям разного возраста. Недавно в академии разработан и запущен онлайн-курс казахского языка, на который активно записываются не только школьники, но и взрослые пользователи, есть идея запустить курсы математики для взрослых. Разработано несколько прототипов интерактивных обучающих приложений, в которых материалы разъясняются в интерактивной форме, например при объяснении химической реакции показывается, как меняется цвет раствора в колбе.

В течение пяти лет проработав практически без привлечения средств со стороны, сегодня основатели Abay Academy рассматривают возможность сотрудничества со стратегическими крупными инвесторами, готовыми поддержать проект финансово и поделиться опытом, знаниями. «На нас выходили представители двух крупных телекоммуникационных компаний с предложением интегрироваться в их суперприложения и проводить обучение для их клиентов, но мы задумались о том, чтобы развивать такую платформу самостоятельно, благо знания в сфере IT у нас есть. Когда-то мы перешли из IT в традиционный бизнес, теперь, добившись успеха, хотим сочетать традиционный бизнес с IT, потому что это лучший путь к масштабированию», – считают Адильхан и Азат.

Перемены затронут и офлайн­-направление. В академии отходят от курса на подготовку к поступлению в престижные школы, не исключая, что вскоре, возможно, в чем-то заменят их. Отмечая, что все игроки рынка дополнительного образования делают одно дело и в этом плане и выступают скорее как коллеги, а не как конкуренты, основатели Abay Academy не скрывают амбиций. Стартаперское прошлое и айтишный бэкграунд манят замахнуться на развитие глобального проекта в сфере EdTech, но для себя Адильхан, Азат, Кайрат и Алдияр четко обозначили приоритеты: до тех пор пока не покажут академических результатов и впечатляющего прогресса на домашнем рынке, о выходе в другие страны речи не пойдет.

«Спустя пять лет, несмотря на все проблемы, мы остаемся одной командой, а в сфере бизнеса такое постоянство говорит о многом. Мы набирались опыта, учились работать в сфере образования. Теперь пришло время находить бюджеты и расти семимильными шагами», – делятся планами сооснователи.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить