Звезда родилась: Porsche 911 отмечает 60-летний юбилей

19041

Несмотря на солидный возраст, история иконы мирового автопрома, кажется, только начинается

Фото: © Porsche

Как появилась легенда

Бренд Porsche 90 лет назад создал Фердинанд Порше – немецкий инженер, известный своими инновационными разработками в области автомобилестроения. Компания была создана в 1931 году в Штутгарте (Германия), и ее первые проекты включали разработку и консультационные услуги в области автомобильной техники. В 1948 году под руководством и при участии сына основателя компании – Фердинанда Александра Порше – был создан первый автомобиль под новой маркой. Он получил название Porsche 356 и стал основополагающим для всей линейки автомобилей компании в будущем. С тех пор бренд Porsche обрел всемирную известность благодаря своей инженерной экспертизе, эстетике, высокой производительности и спортивным достижениям.

Cейчас Porsche – один из самых престижных производителей автомобилей в мире. И немалый вклад в имидж компании внесла легендарная модель 911. Этот спортивный автомобиль Porsche выпускает с 1963 года, и в этом году модель празднует свое 60-летие!

Фердинанд Александр Порше, основатель Porsche Design Studio
Фердинанд Александр Порше, основатель Porsche Design Studio
Фото: © Porsche AG

История модели 911 начинается в 1960-х. Дизайнер Фердинанд Александр Порше, старший сын Фердинанда Порше, отвечал за разработку 2+2-местного автомобиля с кузовом хетчбэк на цельной раме. Инженеры компании разработали новый короткоходный высокооборотный шестицилиндровый оппозитный двигатель мощностью не менее 130 л. с. с пятиступенчатой механической коробкой передач. «Оптимизация функциональности при бескомпромиссном упрощении формы до минимума. Преодолеть привычное, чтобы продолжать находить новое, лучшее решение», — говорил Фердинанд Александр Порше, описывая свою работу. Так рождался 911-й.

Первый Porsche 911 представили в 1963 году на Франкфуртском автосалоне. С течением времени Porsche 911 эволюционировал и получил множество улучшений. Ни одна машина не вызывала столько эмоций у миллионов автолюбителей, как Porsche 911.

Инновации и преемственность под одним капотом

Двигатели становились более мощными, кузова – более стремительными и стильными. Производитель выпустил разные модели и варианты кузова, такие как Targa, Cabriolet и Turbo. Кроме того, имеются и специальные версии 911 – GT3 и GT2 RS, которые были разработаны специально для любителей вождения на гоночных треках.

Одной из ключевых особенностей Porsche 911 является сохранение узнаваемого дизайна на протяжении многих лет. Модель имеет характерные округлые фары, своеобразные передние крылья и изящную линию потока воздуха. Этот дизайн стал символом Porsche, мгновенно узнаваемым во всём мире. Porsche 911 завоевал множество наград и признание автомобильных журналов и экспертов, и многие считают эту модель одним из лучших спортивных автомобилей, когда-либо созданных.

Porsche 901, 1963 год
Porsche 901, 1963 год
Фото: © Porsche

911-й насчитывает восемь поколений. Первое поколение (1963—1973) Porsche 911 имело прямую линию кузова с высокими передними и задними фарами, округлыми формами и прямыми линиями.

911 Turbo Coupé, 3,3 литра, Flatnose, Porsche Exclusive. 1985 год
911 Turbo Coupé, 3,3 литра, Flatnose, Porsche Exclusive. 1985 год
Фото: © Porsche

У второго поколения (1974—1989) кузов стал более широким, а задняя часть приобрела прямые бамперы и пластиковый спойлер. Это поколение прошло ряд других визуальных изменений, включая обновленные фары и решетку радиатора.

911 Turbo, 3,6 литра, Flatnose, Porsche Exclusive. 1993 год
911 Turbo, 3,6 литра, Flatnose, Porsche Exclusive. 1993 год
Фото: © Porsche

Третье поколение (1990—1994) — модель, известная также как 964. Стиль кузова остался примерно тем же, каким он был ранее, однако были внесены некоторые обновления, включая более интегрированные передние и задние бамперы, а также фонари заднего хода.

911 Carrera Coupé, 3,4 литра, Design, 1998 год
911 Carrera Coupé, 3,4 литра, Design, 1998 год
Фото: © Porsche

Четвертое поколение (1995—1998), известное как 993, стало последним поколением 911-х, оснащенным оригинальным воздушным охлаждением. Дизайн получил обновленные фары с встроенными поворотными сигналами, более гладкий и изящный профиль и более плавные линии.

Porsche 911 GT3, 1999 года
Porsche 911 GT3, 1999 года
Фото: © Porsche

Пятое поколение (1999–2004), известное как 996. Произошло крупное изменение внешнего вида 911-го, и самым заметным стал переход к более острым формам. Появились более интегрированные бамперы и сдвоенные фонари.

911 Carrera S, 3,8 литра, Aerokit Cup, Porsche Exclusive. 2005 год
911 Carrera S, 3,8 литра, Aerokit Cup, Porsche Exclusive. 2005 год
Фото: © Porsche

Шестое поколение (2005—2012), известное как 997. Этот дизайн стал более эволюционным с основой на предыдущем поколении. Были внесены небольшие изменения в форме фар, бамперов и внутренних деталей.

911 Carrera 4S, Type 991. 2012 год
911 Carrera 4S, Type 991. 2012 год
Фото: © Porsche

Седьмое поколение (2012–2019): в 2011 году Porsche представила «крайнюю» версию модели,  известную как «991». В этой версии дизайн авто стал еще более стремительным, а линии – более утонченными; изменились задние крылья и интегрированные задние фонари. Здесь также вступила в силу революция двигателей, и Porsche перешла на автомобили с турбонаддувом.

992 Carrera T
992 Carrera T
Фото: © Porsche

Восьмое поколение (2019 — настоящее время) представляет модель 992. Она имеет широкие задние колесные арки, 20-дюймовые колеса спереди и 21-дюймовые – сзади. По сравнению со своим предшественником, 992-й стал на 45 мм шире. В нем используют алюминиевые панели кузова. У 992-го также новый задний бампер с более крупными патрубками выхлопной системы. Передняя часть автомобиля имитирует внешний вид раннего 911-го в современном прочтении.

Как видим, дизайн Porsche 911 претерпел много изменений на протяжении его долгой истории. Разные элементы внешнего вида были изменены и модернизированы в соответствии с техническими требованиями и изменяющимися предпочтениями покупателей, хотя общую форму и стиль машины старались сохранить.

Все поколения Porsche
Все поколения Porsche
Фото: © Porsche

Porsche 911 – легендарный автомобиль благодаря своему качеству, дизайну, резвости, долговечности, эмоциональной привлекательности и динамическим возможностям. Неудивительно, что 911-й на протяжении десятилетий был любимым автомобилем многих художников, актеров, модельеров, спортсменов и предпринимателей во всем мире. Среди известных почитателей 911-го –  Стив Маккуин, Патрик Демпси, Джеймс Дин, Джереми Кларксон, Пинк, Кевин Харт, Леди Гага, Карлог Кино. Porsche 911 также сыграл главные роли в бесчисленных фильмах – например, в кинематографическом шедевре 1970 года «Ле-Ман» со Стивом Маккуином в главной роли или в «Плохих парнях» с Уиллом Смитом в 1990 и 2020 годах.

911-й в Казахстане

В Казахстане бренд присутствует с 2006 года, а действующий салон Porsche в Алматы официально был открыт в 2016 году. С 2019-го компанию в Казахстане представляет Orbis Auto. С новым партнерством начинается и существенный рост продаж автомобилей 911-й модели. Так, если в 2019 году в Казахстане было продано пять новых автомобилей Porsche 911, то в 2022 году – уже 20 машин. Планы на 2023-й – продать не менее 35 авто 911-й модели. Большинство этих автомобилей остается в Казахстане. И если раньше спрос исходил в основном из крупнейших городов, то теперь появился спрос и у покупателей из регионов.

В Казахстане для заказа доступны фактически все модели 911-го, от Carrera до Turbo S. Часть машин имеется в наличии, часть – идут под заказ. Средний срок ожидания – около восьми месяцев. Правда, есть ограничения на суперэксклюзивные варианты – каждая страна получает квоты на продажу этих редких экземпляров. Чтобы получить квоту от производителя, дилер должен показать хорошие продажи других моделей. Ранее страна получила квоту на GT3, и сегодня по Казахстану ездит уже семь автомобилей этой модификации. Сейчас Казахстан ждет квоту на суперэксклюзивную GT3 RS.

Самая ходовая версия модели 911 Porsche в Казахстане – Carrera GTS, неплохие продажи показывают Turbo, Turbo S, а также трековые GT3.

Типичный покупатель 911-й модели в Казахстане – успешный бизнесмен 30-40 лет. Это, как правило, мужчины, у которых уже был опыт езды на спорткарах и которые, покупая Porsche 911, делают весьма осознанный выбор. Интересно, что покупатели этой модели чаще всего выбирают машины ярких цветов – казахстанская популярность черного и белого не распространяется на 911-е.

Конечно, на городских дорогах все прелести 911-го сложно почувствовать, поэтому их владельцы часто выезжают на новые казахстанские шоссе, а также устраивают соревнования на гоночных трассах автодрома Sokol. Впрочем, 911-й не зря называют спорткаром на каждый день – его удобно использовать и в повседневной жизни, а не только на повышенных скоростях.

Самый эксклюзивный 911-й в Казахстане был продан в 2023 году. Это была машина Turbo S в эксклюзивной комплектации – кабриолет в цвете Ruby Star. Отделка салона у нее была в эксклюзивной мануфактурной комплектации из особенной кожи. В такой комплектации это была единственная в СНГ модель.

Фото: © Porsche

Модель 911 – один из самых качественных спорткаров в мире за все времена. Поэтому на все ее модификации, как, впрочем, и на остальные модели Porsche, в Казахстане действует особая гарантия. Первые два года гарантия покрывает всё. Далее гарантию можно продлевать, пока автомобилю не исполнится 15 лет (либо он не достигнет 200 тыс. км пробега), и продленная гарантия действует на основные узлы и агрегаты: двигатель, коробку передач, электронные блоки управления, ходовую часть. Мало какой производитель в мире настолько уверен в своем продукте, что дает 15-летнюю гарантию.

Что касается рынка подержанных машин, то в Казахстане на момент выхода этой публикации продавалось всего 12 авто модели 911 – расставаться с настоящей иконой автопрома желающих мало.

Фото: © Porsche

Сегодня 911-й по-прежнему производится на заводе Porsche в Штутгарте. Модель остается одним из флагманов компании Porsche и продолжает хорошо продаваться во всём мире. За 60 лет было выпущено более 1,1 млн автомобилей Porsche 911. И продажи из года в год растут, что делает 911-й одной из самых успешных и популярных моделей Porsche.

Юбилей с размахом

Какой самый лучший способ отметить большой юбилей автомобильной легенды? Конечно же, устроить тест-драйв юбиляра для почитателей этой марки. И автор этих строк стал одним из немногих счастливчиков, которые были приглашены на роскошный тест-драйв 911-х во Францию.

...Самолет приземлился в небольшом городке Клермон-Ферран. Уже на выходе из аэропорта нашу группу ждал сюрприз: 11 роскошных 911-х были выстроены в ряд прямо на парковке воздушной гавани и ждали своих пилотов. Именно так компания Porsche устраивает тест-драйвы для представителей медиа – по принципу «садись и езжай». 

На парковке аэропорта Клермон-Ферранд
На парковке аэропорта Клермон-Ферран
Фото: © Виктор Бурдин

Выбор моделей был потрясающий: GT3 RS, Dakar, Sport Classic, GT3 Touring, Speedster, Targa GTS, Carrera. После распределения машин и небольших формальностей с документами нам раздают ключи: на несколько часов машины наши! В бортовые системы навигации инженеры Porsche уже загрузили маршруты. Нас ждет пара сотен километров потрясающих дорог: высокоскоростных шоссе, проселочных путей, дорог через лес — идеальное комбо, чтобы насладиться скоростью и потрясающими видами центральной Франции. Впрочем, в салоне почти нового (2 тыс. км пробега) GT3 Touring наслаждаться «видами» внутри хочется не меньше, чем пейзажами за окном.

На тест-драйве
На тест-драйве
Фото: © Porsche

Машина очаровывает быстро — это почти любовь с первого взгляда. Дизайн, стиль, скорость — всё это понятно и давно описано. Но вот чувства, которые она вызывает... Что бы ты ни делал — давишь ли на газ, мгновенно уходя за сотню, управляешь ли рулем, переключаешь ли коробку — всегда на подкорке висит, что имеешь дело с совершенным механизмом. Плодом труда гениальных автомобилестроителей, по-настоящему фанатиков своего дела, которые проработали тысячи и тысячи часов, чтобы создать продукт, который влюбляет и покоряет миллионы автолюбителей и ценителей по всему миру.

Виктор Бурдин и Carrera 4 GTS
Виктор Бурдин и Carrera 4 GTS
Фото: личный архив

Финальная точка нашего первого маршрута — настоящий замок! Пожалуй, сложно подобрать более уместное и более достойное место для празднования юбилея легенды. Частное шато La Marandière обычно не сдается в аренду и закрыто для публики. Но хозяин замка — большой фанат Porsche – сделал исключение для компании. Вечером нас ждет здесь барбекю, сыр и вино. А также огромный сюрприз от организаторов: под одной крышей здесь собрали все поколения Porsche 911!

Импровизированный музей Porsche 911 в замке
Импровизированный музей Porsche 911 в замке
Фото: © Porsche

Машины из разных частных и корпоративных коллекций находятся в потрясающем состоянии и любезно предоставлены компании ради юбилея. Садишься за руль 901-й модификации, которой уже 60 лет, и накрывает шок и трепет.

ФОТО: © Виктор Бурдин

У нас впереди еще полдня и тест-драйв новеньких 911-х в 20-30 километрах в окрестностях шато. Мы выбираем машины и разъезжаемся по узеньким дорогам, пересекающим леса и поля. Потом возвращаемся, меняемся машинами и снова отправляемся в путь. Собравшись на парковке замка, где вновь были выстроены в ряд «наши» 11 машин, один из коллег заметил: «Кажется, такое может быть только раз в жизни и только с настоящими счастливчиками». Это он про возможность за один день сесть за руль разных модификаций новехоньких 911-х и испытать их на разных трассах и в разных условиях. И коллега был совершенно прав!

Мне удалось сесть за руль разных выданных на тест-драйв моделей. Но больше всего, наверное, запомнится Porsche 911 Dakar — особенная звезда в нашем мероприятии. Для этого раллийного экземпляра на наш тест-драйв инженеры Porsche проложили специальный маршрут частично по бездорожью и грунтовым дорогам, без асфальта. Это было единственное исключение. И, конечно, этим очень хотелось воспользоваться.

Наш Porsche 911 Dakar перед роковым тест-драйвом
Наш Porsche 911 Dakar перед роковым тест-драйвом
Фото: © Porsche

Дело было после дождя, и в поле, по которому я ехал на Dakar, повсюду были ямы с лужами. В одну из них я как-то особенно неудачно угодил и пробил колесо. Понял я это не сразу и со спускающимся колесом успел выехать на асфальтированную дорогу в лесу, откуда потом и пришлось эвакуировать и водителя, и машину.

Пробитое колесо Dakar
Пробитое колесо Dakar
Фото: © Виктор Бурдин

К счастью, это был единственный инцидент за весь тест-драйв. И через несколько часов, когда я прогуливался по замку перед ужином с бокалом шампанского, увидел свой Dakar c уже замененным колесом (где его нашли в такой глуши в такое время — загадка).

Фото: © Porsche

На следующий день мы возвращались в аэропорт. И тоже за рулем 911-х. Нас ждали финальные 200 километров дороги, и в этот раз мы ехали с напарником из Словакии, с которым периодически менялись местами. Времени у нас было достаточно, поэтому, когда мы проезжали какой-то маленький городишко, мой напарник предложил остановиться там и выпить по чашке кофе. Мы припарковались на отделанной булыжником площади возле какой-то древней церквушки и присели на «летнике».

Фото: © Виктор Бурдин

Нам принесли наш эспрессо. Зазвонил колокол. Светило солнце. Мы сидели и неспешно потягивали кофе, любуясь на припаркованный у обочины Targa. «Чувствуешь? – спросил мой напарник. – Это и есть вкус жизни».

Автор выражает благодарность компаниям Porsche Kazakhstan, Orbis Auto, Porsche Central and Eastern Europe s.r.o. и «Информационный ресурс» за организацию поездки в Клермон-Ферран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить