Будущее без нефти

22740
Автор: Алмас Чукин
экономист

Нефтяной Дед Мороз не приедет к Новому 2016 году, или Почему мы никогда больше не увидим цены на нефть выше $80 за баррель

И что делать?

В принципе, не надо быть гуру (не путать с гюрю-лагман) финансового или нефтяного анализа, чтобы это понять. Попробую дать несколько простых наблюдений и аргументов.

1. Проще всего сослаться на авторитетов, а авторитетнее крупнейшей в мире нефтесервисной компании Schlumberger, пожалуй, нет. Они сообщили своим акционерам не ждать ничего хорошего от 2016 и беспокоиться о будущем. Выручка от услуг нефтяников в США упала наполовину, а по миру - на четверть. И это только начало.

То есть инвестиции в бурение и развитие нефтедобычи снизились на несколько порядков. Мне могут возразить – значит, через несколько лет из-за недовложений сегодня будет сокращение добычи и потом дефицит нефти. Ничего подобного.

Дело в том, что единственный регион в мире, где продолжаются инвестиции в прежних объёмах, – Ближний Восток. А там нефть есть, и она самая дешёвая по стоимости добычи.

2. Начинается исполнение условий соглашения с Ираном, и это значит, что при нормальном развитии событий в конце января 2016 Иран возвращается на рынок.

3. Саудовская Аравия уже немного снизила продажи - до 7 млн барелей в сутки, но продолжает качать с прежней силой, работая на склад. Это такое послание рынку – давить конкурентов мы больше не будем, вроде достаточно, но «наш бронепоезд стоит на запáсном пути».

Можно ещё много чего привести, включая забавные высказывания Игоря Сечина (президент Роснефти. - F) о том, что Россия может довести добычу до 700 млн тонн в год (вопрос - когда?), но, я полагаю, всем уже понятно, что нефти в мире очень и очень много. Вопрос не в наличии нефти, а в стоимости её добычи. Всех производителей, кого не устраивает цена $50 за баррель, просят удалиться с базара.

Теперь о гораздо более важном. О его величестве спросе. Про нефть все любят порассуждать, а про спрос - как-то не очень популярно. А кто будет покупать нефть в ближайшие 10-20 лет и сколько её будут покупать?

Рискну сделать ещё одно заявление. Мы не только не увидим при нашей жизни цены выше $80, но и никогда мир не будет потреблять больше нефти, чем он потребляет сейчас. В прошлом году мир сжигал 91 млн баррелей в сутки. Можеть быть, при сверхнизких ценах на бензин мы увидим 92-93 млн в ближайшие 5 лет, но и то вряд ли.

1. США, Европа, Япония, по сути, стабилизировались или снижают потребление уже с 1990-х. Реально значимый рост дали только Китай и Индия. Африку можно не считать. Латинская Америка по большому счёту тоже стабильна.

2. Технологическая постиндустриальная революция, которая только набирает силу, повышает энергоэффективность во всех секторах и на всех объектах: от домов и заводов - до автомобилей и кофеварок. Развитые страны уже давно растут без увеличения энергопотребления. В развивающихся странах ещё конь не валялся, и, следовательно, там огромные резервы снижения энергозатрат.

3. Китай уже «автомобилизировался» и стал крупнейшим авторынком в мире – большого роста там уже нет; Индию как фактор мирового рынка нефти можно не считать.

4. Возобновляемые источники энергии теснят углеводороды со страшной скоростью. Есть рекордсмены. Швеция хочет в ближайшее десятилетие перейти полностью на возобновляемые источники энергии в производстве электричества (они и атомные станции хотят закрыть по мере их полного износа). Дания в отдельные ветреные дни полностью обеспечивает себя за счёт ветра.

Германия с 2004 по 2014 подняла ветер и солнце в балансе электроэнергии с 14% до 42%. Проснулись и США. Проценты по США выглядят скромно, но вес этих процентов огромен. Не считая гидростанций, которых больше не будет, доля ветра и солнца за последние 10 лет увеличились с 2% до 7%.

Но американский процент огромен. Всего в Америке 440 гигаватт установленной мощности. Для наглядности: в лошадиных силах это около 600 млн, или по две лошади на каждого американца. Соответственно, замена 5% на зелёную энергетику означает закрытие 22 гигаватт традиционных электростанций, работающих на угле, мазуте или газе. Справка: мощность всей энергетики Казахстана - 19 гигаватт. К 2027 США планируют довести зелёные источники до трети: это означает минус 145 гигаватт старых мощностей. Справка: вся Россия - это 210 гигаватт.

5. Будущее (и очень близкое) автопрома - это гибриды и полностью электрические автомобили. Интересны цифры про бензин и дизельное топливо: 9% потребляют самолёты, 3% - автобусы и поезда, 60% - легковые автомобили и оставшиеся 28% - грузовики.

70% нефти превращается в бензин и дизель. Вопрос: и откуда возьмётся увеличение спроса на нефть, если 60% потребителей будут переключаться на другую энергию?

Вот такая ситуёвина. Как говорится, по одёжке протягивай ножки. Упал экспорт наполовину - и не поднимется. Из этого и надо исходить. Или, как спел замечательно Семён Слепаков, «А что, блин, если нет?»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить