Как приучить других платить по счетам

8282
Автор: Аркадий Ратнер
Эксперт по юридической безопасности бизнеса

5 стадий взыскания корпоративного долга

В долг берут практически все, а отдают долги немногие. Поэтому работа по обеспечению возврата долгов должна начинаться не с момента, когда произошла просрочка, а с момента первой встречи с вашим контрагентом и обсуждения условий сотрудничества.

Компаниям, постоянно кредитующим своих контрагентов, вообще необходимо внедрять систему обеспечения возврата корпоративных долгов, которая должна состоять из пяти уровней:

· Переговоры и подготовка к сотрудничеству. Задача уровня - проверить бизнес-репутацию и платежеспособность контрагента, а также дать понять клиенту, что вы будете четко отслеживать ситуацию, принимать меры, так что не платить не получится;

· Заключение договора. Задача уровня - юридически подготовиться к возможной просрочке выплаты долга. То есть в случае просрочки долга вы должны иметь все необходимые юридические инструменты – права, закрепленные в договоре, для быстрого реагирования в случае признаков невозврата, а также инструменты обеспечения возврата долга (залог, страхование, гарантия и т.п.);

· Исполнение договора или работа с контрагентом. Задача уровня - оперативно отследить признаки, предпосылки возможной просрочки долга и применить предупреждающие действия, а также зафиксировать предоставление услуг, передачу товара и проч.;

· Взыскание долгов в досудебном порядке. Задача уровня – спрогнозировать поведение и мотивацию должника, после чего смоделировать и осуществить воздействие на «болевые» точки должника с помощью правовых и переговорных инструментов. Сюда также входят составление программы взыскания и подготовка к проведению PR-сопровождения возврата долга;

· Взыскание долгов в судебном порядке и исполнительное производство. Задача уровня – обеспечить выявление и удержание имущества должника для последующей его реализации. В тяжелых случаях задачей уровня также является привлечение управляющих и собственников юридического лица – должника к материальной, административной и уголовной ответственности.

Цель у всех уровней одна – обеспечение возврата долгов. Первые три уровня - «профилактические», а последние два требуют «хирургического» вмешательства. Каждый из уровней имеет свой особенный инструментарий и «фишки». Грамотное и своевременное внедрение в бизнес-процессы компании профилактических уровней возврата долгов в большинстве случаев исключает переход к хирургическим уровням. Но, к сожалению даже банки не используют все возможности и инструментарий этих уровней, что говорить о других менее систематизированных компаниях.

Например, практически все банки даже не пытаются отслеживать признаки и предпосылки возможной просрочки долга, либо делают это достаточно вяло, что дает возможность должнику подготовиться к последствиям невозврата, не «беспокоя» банк.

Основная же проблема взыскания корпоративных долгов, как мне видится, это отсутствие системности в работе по их возврату, а также отсутствие подготовленных специалистов, которые на стадии профилактики долгов могут реально оценить способность юридического лица возвратить полученный кредит.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить