Фарфор

4634
Автор: Айдан Карибжанов
бизнесмен

Гжельские керамисты розу называют «агашка»

Признаюсь, люблю фарфор. Не совково-восточногерманский сервиз с пастушками и прочие атрибуты той жизни. В хорошем ресторане не откажу себе в удовольствии перевернуть тарелку и на дне прочитать магические закорючки производителя. Отнюдь я не специалист, просто любитель.

Сейчас летел в самолете и читал в российском журнале статью про Гжель. Это - подмосковный фарфор, не такой элегантный, как «кузнецовский». Такой настоящий крестьянский «промысел». Бело-голубые свистульки, тарелки. Очень милые. Просто повезло им оказаться рядом с месторождением глины высокого качества. Гжель. Всегда любил ее за немудреную жизненную незамысловатость.

Поразило другое. Цитата из журнала: «Между 1925 и 1927 годами по деревне объявили: завтра все керамисты по списку собираются и организованно едут на конференцию в Раменское. Утром все собрались - как были, без лишнего груза. Их посадили на подводы и повезли в Раменское. А там - сразу без остановки на вокзал, погрузили в составы, и больше никто не вернулся назад. Так в один день Гжель потеряла всех своих мастеров».

Уже много лет спустя один талантливый художник возродил промысел. Слова его понравились: «Любое крестьянское искусство убирает все лишнее. Крестьянин берет за образец элемент городской - престижной культуры, начинает его повторять и при этом все время упрощает. Но мастер, упрощая, не ухудшает. Когда работает ученик, вы видите, как он дрожащей рукой делает массу деталей там, где мастер - один мазок. У мастера рука сама работает так, чтобы получить результат как можно более эффективный, затратив как можно меньше сил».

Как всем нам повезло не жить в то время. Кстати, эти гжельские керамисты розу называют «агашка».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить