Структурная реформа экономики: больше рынка и меньше социализма

14929
Автор: Саян Комбаров
финансовый директор ТОО «Эковатт», автор книги Energy of Human Action

Социализм в некоторых странах бывшего СССР вместо обретения "человеческого лица" получил иную, государственно-олигархическую форму

Казахстанская экономика столкнулась с проблемами. Другого выбора, "кроме как структурные реформы, у нас нет", как заявил министр финансов РК Бахыт Султанов на АЭФ 25 мая 2016.

В последнее время многие авторитетные казахстанские чиновники, банкиры, экономисты и представители фондового рынка, которые в течение многих лет были ответственны за государственную финансовую, монетарную политику и экономику, начали выступать с горькими заявлениями и оправданиями: "Это не наша вина, что рынок и экономика не развиты. У бизнеса нет ликвидности и капитала. Нет качественных проектов и заемщиков, не решены проблемы банковской системы".

В течение многих лет мы считали, что сначала нужно развивать экономику, что государство является локомотивом экономики, развивает инновации и инфраструктуру, создает рабочие места. Теперь нам предлагают не пытаться понять, почему все эти замечательные программы не сработали, как планировалось.

Отсюда следуют риторические вопросы: почему отечественная экономика после стольких лет стимулирования за счёт больших нефтяных поступлений так и осталась неразвитой и не диверсифицированной? Почему инвестиции и расходы не привели к созданию производств востребованной продукции и увеличению экспортной и внутренней выручки? Почему благосостояние общества увеличивается неравномерно, несмотря на кризисы, стагнацию роста прибыли и товарного производства? Отчего чиновники переходят с одной должности на другую, а большинству населения приходится сокращать своё потребление из-за снижения доходов и сбережений?

Ответы на эти вопросы в том, что государство не является собственником средств, которыми оно оперирует и контролирует. У него нет должной мотивации в получении прибыли и сохранении этих средств.

Вмешательство государства нарушает рыночное ценообразование и экономический расчёт, необходимый для расчета рентабельности. Все, что делает государство – занимается не созданием товарно-материальных ресурсов, а их административно-бюрократическим распределением, что неизбежно искажает ценообразование и приводит к инвестиционным ошибкам. Поэтому центральное планирование нарушает внутренний баланс рынка и ведёт к "незапланированным" процессам.

Путём проведения таможенной, фискальной и монетарной политики, государство берет прибыли и ресурсы у производителей и работающей части населения по одной цене, чтобы отдать её, куда считает нужным, по другой. Такое распределение неэффективно, потому что оно лишено рациональности и ответственности собственника.

Когда несостоятельность центрального распределения ресурсов была ещё не столь очевидна, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер сказала президенту СССР Михаилу Горбачёву: социализм обанкротится, потому что у государства в конце-концов кончатся "чужие" деньги.

С тех пор социализм в некоторых странах бывшего СССР вместо обретения "человеческого лица" получил более худшую, государственно-олигархическую форму.

"Многие социалисты никогда по настоящему не пытались разобраться с проблемами экономики и составить для себя четкую концепцию условий, которые определяют характер человеческого общества", - написал ещё в 1920 австрийский экономист Людвиг фон Мизес в своей работе "Экономический расчёт в социалистическом союзе".

Очевидно, сторонники центрального и монетарного управления и распределения ресурсов, которые не понимают социальной и регулирующий ответственности рынка, похожи на динозавров, оставшихся с эпохи командно-административного управления.

Как создать класс независимых инвесторов, которые бы стали источником инвестиций и доходов для экономики? Для этого государство для начала должно вернуть под частный контроль собственников их собственные сбережения и долю доходов, собранных в ЕНПФ и Нацфонде, пока они ещё не кончились.

Государство должно обеспечить гарантии соблюдения их прав и дать свободу механизмам рыночного ценообразования. Инвестиции должны производиться на основе расчета экономической прибыльности, с соблюдением прав и преференций собственников капитала, а не формальных и произвольных инструкций командно-административной бюрократии. Частная инициатива, свободный рынок, подотчетность и прибыльность являются принципами устойчивого развития экономики.

Успех и процветание основывается на труде множества малых и средних успешных собственников и бизнесов, создающих кластеры сервисной и производственной инфраструктуры. Они образуют цепочки добавления стоимости, составляющие целые отрасли, способные реагировать на конкуренцию, ориентироваться на рынки и извлекать прибыль.

Именно их и советует развивать в Казахстане Джек Ма, известный предприниматель из Китая. С развитием малого и среднего частного бизнеса растёт средний класс общества.

Структурные реформы необходимо начинать с уважения частной собственности, переходу к рыночному ценообразованию и размещению ресурсов, обеспечению сбалансированности банковской и монетарной системы на основе устойчивого средства сбережения, обмена и расчета, определённого через универсальный товарный эквивалент.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить