В Транспортном холдинге рассказали, сколько зарабатывают на «Онай»

16535

ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» разъяснило Forbes.kz, как распределяются средства пассажиров, поступившие на карты «Онай», сколько было инвестировано в систему электронного билетирования и почему холдинг терпит убытки

Фото: Серикжан Ковланбаев

О ежедневных поступлениях по картам «Онай»

Суммы оплаты проезда картами «Онай» в общественном транспорте Алматы растут. В частности:

- 14 января 2016 дневная сумма оплаты проезда на всех видах общественного транспорта составила 29 700 980 тенге,

- 21 января 2016 дневная сумма оплаты проезда на всех видах общественного транспорта составила 41 378 880 тенге,

- 28 января 2016 дневная сумма оплаты проезда на всех видах общественного транспорта составила 42 050 360 тенге,

- 3 февраля 2016 дневная сумма оплаты проезда на всех видах общественного транспорта составила 43 440 640 тенге.

О структуре тарифа

Для внедрения системы электронного билетирования «Онай» в Алматы ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» инвестировало 3 млрд тенге частных средств. Сумма инвестиций с каждым днем растет, так как холдинг продолжает покрывать расходы на дополнительное оборудование и внедрение дополнительных видов оплаты проезда, чтобы обеспечить максимальное удобство пользования системой «Онай».

Так, холдинг за собственный счет оснащает все транспортные средства компаний-перевозчиков оборудованием системы. Покрытие расходов на эксплуатацию системы и возвратность долгосрочных инвестиций предусматривается комиссией оператора в размере 10% с суммы оплаты проезда, на основании заключенных договоров с компаниями-перевозчиками.

Собранные 10% распределяются следующим образом:

3% - содержание контрольно ревизионного управления, штат которого - 454 человека;

1,55% - услуги сервисно-технической службы;

1,5% - агентская комиссия (QIWI, банки второго уровня, сотовые операторы, интернет-банкинг, другие каналы пополнения средств на картах);

1% - комиссия холдинга, которая распределяется на call-центр, отдел персонификации льготных транспортных карт, IT-отдел процессингового центра, производственный отдел, административно-управленческий персонал, коммунальные услуги;

2,95% - капитальные инвестиционные затраты.

Внедрение проекта началось 1 октября 2015. Переход на полную оплату проезда картами «Онай» был запланирован на 11 января 2016. С 1 октября 2015 по 11 января 2016 действовали альтернативные способы оплаты: наличные, бумажные проездные билеты.

По состоянию на 31 января 2016 холдинг понес операционные убытки в размере 650 млн тенге.

О контролёрах

Для контрольно-ревизионного управления (КРУ) холдингом было предусмотрено 377 рабочих мест: контролеры, старшие контролеры, техники-нарядчики, специалисты по внутреннему контролю, контролеры-кассиры, специалист по обучению.

Расходы на КРУ, как отмечалось выше, утверждены в размере 3% от общего тарифа (10%). Однако в действительности эта комиссия не покрывает расходы на КРУ. Фактические ежемесячные расходы на данное управление составляют более 45 млн тенге. Тем не менее, для улучшения работы КРУ в общественном транспорте города Алматы продолжается наем сотрудников в управление. Для эффективной работы КРУ кандидаты проходят двухнедельную стажировку и при успешном ее завершении принимаются на работу. По данным на 3 февраля 2016 в КРУ работают 454 сотрудника. Общее количество сотрудников КРУ планируется довести до 497.

О доходах и убытках перевозчиков

Холдинг эксплуатирует, обслуживает и контролирует систему «Онай», а также обеспечивает собираемость денежных средств от пассажиров. Холдинг обеспечивает прозрачный учет оплаты проезда в общественном транспорте, в том числе точный учет льготных категорий граждан (участников и инвалидов ВОВ, пенсионеров, студентов, школьников). Основная задача холдинга – учет и распределение собранных средств проезда в общественном транспорте между перевозчиками.

Данные по затратной части хозяйственной деятельности компаний-перевозчиков у холдинга отсутствуют. На основе данных системы «Онай» можно говорить только о том, что у 80% перевозчиков после перехода на безналичную форму оплаты наблюдается значительный рост суммы оплаты проезда по отношению к предоставленным компаниями-перевозчиками данным по сумме оплаты проезда за такой же предыдущий период.

Более полугода в СМИ и в рекламе сообщалось, что в январе 2016 в общественном транспорте города состоится полный переход на безналичную форму оплаты проезда. Однако большинство пассажиров не приобрели карты «Онай» и 11 января 2016 не могли произвести электронную оплату проезда. Это подтверждают данные продаж дистрибуторов по резкому росту реализации транспортных карт: только за три недели января горожане приобрели около 300 тыс. карт.

Соответственно, наблюдается ежедневный рост оплаты проезда в общественном транспорте по картам «Онай». 3 февраля 2016 было осуществлено 690 408 транзакций на 43 440 640 тенге.

Об отключении терминалов с помощью Bluetooth и магнитиков

В карте «Онай» нет магнитного слоя, в ней содержится электронный чип. Поэтому отключение терминалов «Онай» с помощью Bluetooth, смартфонов и магнитиков технически невозможно. Также невозможно снятие баланса с карт пассажиров при проверке факта оплаты проезда контролерами «Онай», так как на терминалах для проверки отсутствует функция снятия баланса с карт.

«Некоторые пассажиры не хотят оплачивать проезд картой, потому  и придумывают всякие версии и домыслы. Например, о том, что с карточки снимается 20 тенге в процессе ее проверки контролером. Разговоры про то, что Bluetooth и магнитиками можно отключить терминал – это вымыслы», - отметил председатель Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт Кан, комментируя вышедшую ранее информацию в СМИ.

О планах по улучшению ситуации с общественным транспортом

Холдинг внедрил  систему, с помощью которой происходит сбор точных данных о регулярном пассажирском потоке, местоположении транспортного средства на маршруте и сумме оплаты проезда в общественном транспорте в разрезе каждой категории граждан. Эти данные позволят уполномоченным органам оптимизировать маршрутную сеть, регулировать пассажиропоток, сформировать график и расписание движения общественного транспорта города так, как удобно населению, осуществлять эффективную диспетчеризацию.

Система электронного билетирования позволяет обеспечить максимальную прозрачность отрасли пассажирских перевозок, что приведет к привлечению инвесторов и ускорению экономического развития отрасли без негативного воздействия на экологию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить