PwC расскажет о реальном состоянии казахстанского авторынка

21216

Компания PricewaterhouseCoopers Kazakhstan подготовила детальный обзор автомобильной отрасли в нашей стране. Четырехмесячное исследование уместилось в 140-страничный подробный отчёт, аналогов которому нет, поскольку он впервые охватывает все сегменты рынка

Директор PwC Kazakhstan Наталья Лим.

- По договорённости c руководством PwC Kazakhstan наш ресурс на эксклюзивной основе будет публиковать главы из обзора компании, - рассказывает главный редактор Forbes.kz Вадим Борейко. – С первыми отрывками посетители сайта смогут ознакомиться уже в сентябре 2015. Публикации будут доступны не только на русском, но и на английском языке.

О проделанной работе по изучению авторынка мы поговорили с директором PwC Kazakhstan Натальей Лим.

FНаталья, что отличает обзор, который подготовила ваша компания?

- В Казахстане давно назрела необходимость провести серьёзный и глубокий анализ реального положения дел на автомобильном рынке. Ранее участники рынка имели данные в основном по сегменту новых автомобилей и официальному импорту. Однако в Казахстане большую долю занимает «серый», или параллельный, ввоз авто. И до этого в стране никто не готовил такой подробный отчёт, с учётом всех сегментов рынка. В нашем анализе есть данные в том числе по регионам и по сегментам, а именно - анализ легковой и коммерческой техники.

Также отчёт содержит интервью с экспертами рынка – директором департамента розничного бизнеса Евразийского банка Бертраном Госсаром, председателем правления «СК Лизинг» Кашифом Якубом, гендиректором «Сбербанк Лизинг» Рустамом Карагойшиным, председателем правления ФРП «Даму» Ляззат Ибрагимовой, генеральным секретарём Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодором Капланом, председателем совета директоров  АО «Группа Компаний Аллюр» Андреем Лаврентьевым, исполнительным директором «Астана Моторс» Антоном Афониным, президентом «Тойота Мотор Казахстан» Эцуо Хасино и многими другими.

FСодержит ли отчёт PwC прогнозы?

- Безусловно. Потратив на подготовку обзора более 4 месяцев, мы построили собственную модель прогноза по развитию всего парка легковых автомобилей Казахстана. Поскольку автомобильный рынок критически зависит от курса тенге, мы создали ещё одну модель для прогнозирования курса доллар/тенге. Если игроки будут хотя бы примерно представлять, как будет меняться курс, они смогут более точно планировать свои продажи, оборотный капитал и принимать стратегические решения в отношении дальнейшего развития бизнеса.

Также наш отчёт содержит обзор развития экономики Казахстана с упором на основные её драйверы роста. Это сделано для того, чтобы наши читатели понимали, что движет экономикой страны и как формируется спрос. Также мы собрали данные на основе мнений 20 лучших прогнозистов мира о ценах на нефть и курсе доллар/рубль. И, как я уже отмечала, нами был сделан прогноз курса пары доллар/тенге. Кроме того, в нашем труде можно найти обзор мировой автомобильной отрасли, обзор рынка легковых и коммерческих автомобилей РК, рынка финансовых услуг, обзор законодательства и ноу-хау. 

FКто из партнёров помогал вам готовить отчет?

- Мы тесном сотрудничали с Ассоциацией казахстанского автобизнеса. Также помощь оказывали зарубежные офисы PwC, поскольку наша компания является мировым лидером в области консалтинга автомобильной индустрии. В частности, эксперты нашей Global Automotive Team проверяли собранные данные и оценивали модель прогноза.

FУспели ли вы включить в анализ августовское решение Нацбанка РК отправить курс тенге в свободное плавание?

- Да, наши модели и прогнозы учитывают это событие, без этого все наши результаты были бы неактуальны.

FДля кого в первую очередь предназначается анализ PwC?

- Он будет полезен специалистам, связанным с автобизнесом, – производителям, дистрибьюторам, дилерам; банкам и лизинговым компаниям, финансирующим автобизнес и предлагающим розничные продукты для стимулирования продаж автодилеров, а также страховым компаниям. Международные институты развития тоже могут быть заинтересованы в нашем обзоре, поскольку они - одни из потенциальных иностранных инвесторов, предоставляющих долговое финансирование или капитал автомобильному бизнесу.

F: Может, вы уже сейчас поделитесь какими-то данными из анализа с нашими читателями. Например, как изменится курс тенге к доллару?

- По нашей оценке, к концу 2015 базовый курс составит 261 тенге за доллар с вероятным коридором в 246 - 273 тенге.

FКаковы объемы «серого» импорта автомобилей в Казахстан в 2015?

- За первые 4 месяца 2015 первичную регистрацию в Казахстане прошли 140 тыс. автомобилей, из них только 32 тыс. приходятся на продажи официальных дилерских центров, остальное количество пришлось на долю «серого» импорта. В то же время за 4 месяца 2014 первичную регистрацию прошли около 56 тыс. авто, из которых 45 тыс. пришлось на долю официальных дилеров. Таким образом, мы видим, что количество первичных регистраций выросло в 2,5 раза, однако продажи официальных дилеров сократились на 29% в первые 4 месяца 2015 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

FМолодеет ли парк автомобилей страны?

- Средний возраст парка легковых автомобилей постепенно снижается: если на 1 января 2012 только 2% автомобилей имели эксплуатационный возраст менее трех лет, то на 1 мая 2015 доля таких автомобилей составила 14%.

FЧто вас удивило при подготовке отчёте?

- В ходе интервью сотрудников PwC с генеральным секретарём Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Теодором Капланом выяснилось: доля казахстанских перевозчиков в общем объёме международных автотранспортных грузовых перевозок в Казахстане значительно упала. В 2009 казахстанские перевозчики занимали 50% рынка, в 2014 их доля составила примерно 37%.

Также по результатам нашего анализа стало понятно, что темп среднегодового роста пассажиров автобусов на междугородних рейсах с 2007 по 2014 составил около 12% в год - с 7,75 млн человек до 16,775 млн. В то же время среднегодовой темп роста количества автобусов за этот же период составил 2,5% - с 47 976 единиц в 2007 до 57 815 в 2014. Это указывает на то, что средняя нагрузка на 1 автобус росла со среднегодовым темпом в 9%. Отсюда делаем вывод: спрос на автобусы в Казахстане, с учетом роста численности населения, будет расти.

Вот такими данными изобилует анализ PwC.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить