Жозе Мануэл Баррозу: Мир стал опаснее, чем тот, в котором мы жили совсем недавно
Как дело мира поднять выше узких национальных интересов или идеологии?
ЖЕНЕВА — Мало кто будет отрицать, что в последние годы происходит сворачивание многостороннего сотрудничества. Мир становится более многополярным, а геополитические противоречия мешают выработке общих решений для общих проблем, при этом усиление национализма и бюджетные кризисы во многих странах, традиционно являвшихся финансовыми донорами, ставят под угрозу институты, на которые опирается мультилатерализм.
Будучи реалистом, я понимаю, что сегодня мир стал опасней, чем тот, в котором мы жили еще совсем недавно. Но я уверен, что возможности для долгосрочного глобального сотрудничества сохраняются. На собственном опыте я убедился, что многостороннее сотрудничество часто приносит результаты, которые иным образом нельзя было бы достигнуть. Моя уверенность основана на опыте работы в качестве председателя совета директоров Вакцинного альянса Gavi. Пятилетний срок моих полномочий подходит к концу, и я задумался о том, что именно легло в основу успехов Gavi в течение последних 25 лет, и чему этот опыт может нас научить с точки зрения адаптации мультилатерализма к быстро меняющемуся миру.
Первый урок может показаться простым, но о нем слишком часто забывают: всегда нужна миссия. Альянс Gavi существует для спасения жизней и защиты здоровья людей, расширяя доступ к вакцинам в странах с низкими доходами. Именно эта ясность цели помогла сократить вдвое детскую смертность в 78 странах и защитить каждого из нас от угрозы инфекционных заболеваний. Причина наших успехов тоже не секрет. Мы сделали все это, объединив множество государственных и частных стейкхолдеров (обычно с совершенно разными интересами) вокруг общей цели.
Альянс Gavi всегда был коалицией добровольцев, сближая правительства, агентства ООН, благотворительные фонды, производителей вакцин, инноваторов, банки развития, исследовательские институты, гражданское общество. Благодаря этому разнообразию навыков, знаний, опыта и политического влияния, альянс каждый год защищал более половины детей мира от предотвратимых заболеваний, а также обеспечивал мир компетентными подходами в периоды кризисов, подобных пандемии Covid-19, когда мы возглавили глобальную кампанию вакцинации.
Аналогичные подходы требуются в многополярном мире, чтобы добиться прогресса на других направлениях, где важно наличие общественных благ (урегулирование конфликтов, образование, здравоохранение, равный доступ к искусственному интеллекту), и их нельзя делать заложниками политики вражды и узких интересов.
И тут мы подходим ко второму ключевому уроку: нужна общая миссия, но руководить должны страны. Альянс Gavi был учрежден, опираясь на дух партнерства, а не патернализма. Укрепление национальной самодостаточности всегда было сутью его миссии. По мере роста национальных доходов государства увеличивают платежи за программу вакцинации — вплоть до момента, когда они уже сами могут полностью оплатить услуги иммунизации. А некоторые страны даже сменили статус получателей помощи на статус финансовых доноров.
Эта чуткость к нуждам стран заставляет нас неустанно заниматься инновациями. В 2024 году альянс Gavi поддержал историческое появление вакцин от малярии, потому что мы понимали, насколько несправедливым было столь долгое ожидание этого прорыва столь многими странами (особенно в Африке). Тогда же Gavi представил и финансовую инновацию — Фонд первой помощи (FRF), призванный предоставлять экстренное финансирование на закупку вакцин от оспы обезьян, чтобы сэкономить драгоценное время, которое в ином случае было бы потрачено на поиск дополнительных средств.
Сегодня Gavi направляет это инновационное рвение на будущую вакцинацию от туберкулеза, наиболее смертоносной инфекционной болезни в мире. Альянс также развивает новую инициативу — «Африканский акселератор производства вакцин» (AVMA). Ее активно поддерживают Евросоюз и другие финансовые доноры, помогая реализовать амбициозные планы Африканского союза по созданию регионального производства с высокой добавленной стоимостью. Я прогнозирую, что в предстоящие годы мы увидим повышение роли региональных экономических и политических блоков в качестве ключевых движущих сил мультилатерализма (и расширение сотрудничества между ними).
Любая коалиция нуждается в сильном управлении и руководстве. Именно поэтому Нельсон Мандела был избран первым председателем альянса Gavi. Но непросто добиться согласования интересов всех стейкхолдеров, и я хорошо это понимал, когда мне предложили эту роль в 2020 году. Для меня это была большая честь, и, странное совпадение, в совете директоров Gavi было 28 мест — столько же, сколько было членов ЕС, чья интересы я старался согласовать, будучи председателем Еврокомиссии.
Работая в Gavi, я руководствовался непреходящей мудростью Жана Монне, ведущего сторонника европейского единства в послевоенный период: «Без людей ничего невозможно, но без институтов ничто не сохранится». Альянс Gavi — это по-настоящему уникальная организация. Это не просто широкий, инклюзивный альянс национальных и международных структур (а также государственных и частных), но и международная организация, сумевшая избежать паралича и инерции, в отличие от ряда крупных межправительственных органов. Это удалось благодаря строгой ориентации на защиту детей, причем даже в зонах военных конфликтов, где передышки в боевых действиях начинались только из-за необходимости вакцинации населения.
У стран мира всегда будут причины для разногласий, но, если и есть что-то, что может поднять дело мира выше узких национальных интересов или идеологии, так это защита детей. За свою жизнь я оказывался в центре многих бурных перемен — от «революции гвоздик» в моей родной стране, Португалии, в 70-х до работы по продвижению мира, примирения и демократии в Европе (мне выпала большая честь получить за это Нобелевскую премию мира от имени ЕС). Каждый раз эти исторические перемены требовали катализатора — и такую роль играет альянс Gavi, защищая здоровье людей.
Сейчас, когда мы вступаем в мир усиливающейся многополярности, я призываю каждого признать необходимость создания большего числа частно-государственных партнерств, ориентированных на выполнение миссий, подобных Gavi. Лучшего способа решать проблемы нашего времени просто не существует.