Запрет для такси на междугородние поездки: депутат возразил Минтрансу РК

Никита Шаталов уверен, что ограничения для частных перевозчиков не улучшат систему общественного транспорта в Казахстане

Машины такси
Фото: © Depositphotos.com/kalinovsky

30 июля министр транспорта РК Марат Карабаев заявил, что его ведомство планирует вернуть популярность регулярных междугородних автобусных маршрутов посредством регулирования деятельности сервисов такси. Речь идет об ограничении скорости и запрете перевозчикам ездить на расстояния, превышающие 50 км. 

— К сожалению, цифровые технологии опередили регулярные маршрутные автобусы, из-за чего последние стали менее востребованными, — посетовал Марат Карабаев на брифинге и продолжил: — Полагаю, что вводимая нами норма, устанавливающая среднюю скорость для такси, поможет восстановить востребованность автобусов. Такси предпочитают больше, потому что забирает из дома и быстрее довозит до точки. Благодаря вводимой норме скорость у легкового автомобиля и автобуса станет одинаковой или хотя бы разница будет меньше.

Карабаев также добавил, что у сервисов такси, таких как InDrive, не будет возможности совершать поездки протяженностью более 50 километров. Свое решение он объяснил заботой о безопасности, отметив, что «водители и транспорт на регулярных автобусных рейсах проходят все необходимые проверки на безопасность».

Депутат Мажилиса Никита Шаталов раскритиковал предложение министра и подверг сомнению, что предлагаемые меры могут стать стимулом для развития автобусных перевозок. Депутат пишет, что «устаревший автобусный парк не дает должного комфорта и гибкости в планировании маршрута». Не отвечает потребностям пассажиров и устаревшая инфраструктура автовокзалов. «Нет ни свободного пространства, ни сервиса, к которому люди уже привыкли. Поэтому ехать из дома — вполне разумно. Вы даже билет на автобус через популярные сервисы купить не сможете, а за воду в вокзальном магазине переплатите трижды», — высказался депутат.

Шаталов прогнозирует, что, став монополистами на рынке, вокзалы и маршрутные сети не начнут развиваться, а значит, Минтранс не добьется своей цели, если ограничит официальное предложение услуг только автовокзалами.

«Будут минимальные косметические улучшения, так как все и без этого отдано в одни руки. Таксисты, которые в данный момент потихоньку начали обелять свои доходы благодаря законодательным новеллам, опять уйдут в серый рынок. Никто не хочет платить налоги, так зачем сейчас, пока нет достаточного аппарата принуждения, брать и пытаться регулировать этот рынок, причем настолько жестко и в ущерб потребителю? По факту будут объявления на других платформах — даже без рейтингов и оценок, которые дают InDrive и «Яндекс». Спрос-то и потребительские привычки никуда не денутся», — предрек Никита Шаталов.

Еще одной проблемой такого регулирования депутат видит уход таксистов с рынка, которые могут потерять стабильный заработок. Как пишет Шаталов, он «сильно сомневается, что Минтранс предложит им какую-то рабочую альтернативу».

Депутат не спорит, что регулировать перевозки нужно. Но, как считает Шаталов, «принимать решение в пользу только одного игрока — это как минимум странно».

«Складывается впечатление, что Минтранс плохо понимает рынок, который обязан развивать. Чтобы потребитель выбирал автобусы, он должен получать качественный сервис — развитую маршрутную сеть и гибкий график, комфортные условия на вокзале и во время самой поездки, возможность отправлять курьерские посылки и т. д. Автобусные парки уже теряют пассажиров даже на маршрутах «областной центр — города-спутники» из-за несоответствия условиям. Может, надо подумать о том, как создать на рынке действительно серьезную конкуренцию, а не убивать ее вовсе?» — резюмируя, задался вопросом депутат.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте