Законы в Казахстане будут разрабатывать по-новому
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/5aeecbea-0016-473c-90df-ab7b11f16159.webp)
Депутаты сената в четверг, 18 февраля, на пленарном заседании, приняли в двух чтениях закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования нормотворчества».
Министр юстиции Марат Бекетаев, выступая перед сенаторами, подчеркнул, что поправки предусматривают внедрение новых этапов законотворческой деятельности, соответствующих концепции «слышащего государства».
![Токаев: Незаконное вмешательство в дела бизнеса должно приравниваться к тяжкому преступлению](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/920a9dd5-439e-466b-90a3-5987a13f1b56.webp)
Токаев: Незаконное вмешательство в дела бизнеса должно приравниваться к тяжкому преступлению
Глава государства провел совещание по вопросам модернизации судебной систем... →
- Органами-разработчиками будет разрабатываться консультативный документ регуляторной политики. В этом документе указываются проблемы и возможные решения. Он будет обсуждаться с целевыми группами, чьи интересы затрагиваются. По итогам обсуждения будет разработана концепция законопроекта. Это официальное заявление регулирующего органа, в котором указаны конкретные предложения, - объяснил министр.
Также, «в целях предварительной подготовки граждан к новому урегулированию, каждый законопроект и принятый закон будет сопровождаться программой информационного разъяснения».
Для проведения экспертизы разрабатываемых законопроектов предложено «не ограничиваться научными ресурсами одной организации, а привлекать к этой работе всех научных экспертов в стране, обладающих соответствующими знаниями». Координировать эту работу будет Институт законодательства и правовой информации.
Законодательно решено закрепить так называемую практику «переходного периода» в отношении норм, возлагающих дополнительные обязанности на граждан и бизнес.
- Нормы, устанавливающие новые задачи, по мере готовности населения и бизнеса будут вводиться не ранее шестидесятидневного срока со дня принятия, - уточнил министр.
Кроме того, после принятия законов предлагается обязать оценивать их эффективность. Эта обязанность будет возложена на государственные органы, разработавшие закон.
![Депутат Нуров: Парламент - это единственное, что есть у народа против правительства](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/4fa88970-246c-4b1d-a627-69f8ed355f68.webp)
Депутат Нуров: Парламент - это единственное, что есть у народа против правительства
Новоиспечённый депутат рассказал, как живется новобранцам в мажилисе →
- Для оценки эффективности принятого закона органом-разработчиком подготавливается отчет со сравнительными результатами нового регулирования. Данный отчет будет применяться в рамках правового мониторинга, а также может обсуждаться на парламентских слушаниях или правительственном часе, - объяснил глава Минюста.
Сенаторы предложенные поправки поддержали. Депутат Владимир Волков, призывая коллег проголосовать «за», подчеркнул:
- Доступность, качество и понятность - это, пожалуй, самые главные требования, предъявляемые к любому закону. Поэтому совершенствования требуют не только законы, но и процедуры их разработки и принятия.
- Основные проблемы в этой сфере связаны с отсутствием обратной связи от общественности, со слабой аналитической основой предлагаемых законодательных поправок, а также изолированностью правоприменительной практики от законотворческой деятельности и др. Законы должны быть понятны, качественны и доступны. Для этого и разработан законопроект, в нем пересмотрены подходы к разработке законов, будут внедрены эффективные инструменты, зарекомендовавшие себя в зарубежных странах, - поддержала депутат Сауле Айтпаева.
Не все, впрочем, были столь единодушны. Сенатор Канатбек Сафинов считает, что разработчики законопроекта сделали главный акцент на формально-юридическую сторону оформления и подготовки, не затронув вопросы социальной направленности и эффективности закона.
- Сенат за прошедший год рассмотрел и принял 110 законопроектов, но в течение пятой и шестой сессий возвращено 18 законопроектов. В целом в Республике Казахстан было принято более 2,5 тысячи законов. Из них 301 - самостоятельных законов. Остальные 90% - это законы о внесении изменений и дополнений, а также ратифицированные международные договоры. Действующих нормативно-правовых актов у нас более 51 тысячи! Большое количество законов и подзаконных актов — показатель нормативной зарегулированности всех общественных отношений, и зачастую это приводит к созданию новых функций для государственных органов и расширению их аппарата. А также создает ограничения и запреты как для госслужащих, так и для предпринимателей. Около половины принимаемых законов - это законы о поправках и изменениях — это показатель нестабильности нашего законодательства. Нет закона, в которые не вносились изменения. Каких-либо эффективных барьеров, чтобы остановить этот вал законов и их последующие постоянные изменения, в законопроекте я не нашел, - констатировал депутат.
Большинство сенаторов нашли законопроект качественным и эффективным. В итоге поправки были приняты сразу в двух чтениях. Тем самым закон является принятым парламентом в целом.