Всё достаётся Фортинбрасу
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-17/f8988d0f-5d08-4766-9b55-15d41a38b57f.webp)
На «Гамлета» провожают со словами «очень политический спектакль», да и в афише самого «Артишока» сказано: «это попытка театра найти своё место в системе координат: государство — личность». Главное слово — попытка. Многие сочтут её неудавшейся, например те, кто ушёл в антракте.
Понятно, что три часа почти сплошь надрыва не каждый примет, тем более что в каждой сцене надо ещё и думать, и искать параллели, а иногда и просто отводить глаза от сцены. Конечно, завсегдатаи мультиплексов с боевичками сюда не придут, но и для театралов со стажем не всё «в тему» - Гамлет с окровавленным ртом то ещё зрелище.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-17/7065ed5e-abe3-400c-92ee-57507ef394d2.webp)
В спектакле впечатляющий зачин — трёхслойная сцена: комната Гамлета, прозрачная стена, за ней — экран, и везде идёт своё действо. Ликующий шум толпы, фейерверки и обаятельный, лучистый красавец Клавдий (Куантай Абдимани) празднует свадьбу с Гертрудой (Виктория Мухамеджанова), которая на протяжении спектакля всё больше будет напоминать известную политическую персону. Каждый радостный вскрик как палкой бьёт по Гамлету (Чингиз Капин) — явно мажору в модном костюме и чёрных очках. Да и все персонажи в сегодняшней одежде, поют недавние хиты: пьесу осовременивали как могли, рассыпали намёки на людей и события - в «Артишоке» это, похоже, традиция. Особенно громко звучит стук, с которым портрет прежнего короля падает на пол. Хотя и фотография нового тоже вскоре летит следом.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-17/b7cd6049-8e49-4c3a-839e-f9e260caf975.webp)
Но все намёки, шекспировские цитаты и технозаморочки (которых временами многовато) не заслоняют главного — Гамлета. Чингиз Капин — безусловно Гамлет, точнее даже путь к Гамлету. В начале из его смартфона орёт голимая попса, он легко снимает штаны и ещё легче впадает в истерику. Но в конце это истинный принц, всё осознавший, выросший на голову выше других и готовый к смерти.
Судя по рецензиям на премьеру, сыгранную в декабре прошлого года, за четыре месяца спектакль изменился — герои не надевают чапаны, а Офелия не выходит в казахском платье с оборками. Однако принца временами зовут «Гамлет-мырза», дух отца говорит с казахским акцентом, а дуэль Гамлета и Лаэрта больше напоминает потешную борьбу на Наурыз.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-17/f82c7252-272d-4009-8a74-58c39e934975.webp)
Похоже, «Гамлет» развивается так же, как и Гамлет, теряя с каждым спектаклем лишнее и делая более выпуклыми удачные находки. Давайте посмотрим его ещё раз — например через год.