В поисках экономии: 44 % товаров в Казахстане продаётся со скидками

В 2024 году большинство категорий товаров и услуг выросло в цене

прилавки с продуктами в супермаркете
Фото: © Unsplash.com/Peter Bond

В декабре 2024-го Бюро национальной статистики представило данные об инфляции и динамике цен на основные продукты питания. В ноябре прошлого года инфляция составила 8,4 %, это ниже, чем в ноябре 2023-го, когда показатель равнялся 10,3 %. При этом за год выросли в цене практически все категории товаров и услуг, а рост курса доллара в конце прошлого года не прибавил оптимизма потребителям.

Услуги ЖКХ за год стали дороже на 13,9 %, при этом тарифы на холодную воду повысились на 43,1%, водоотведение — на 25,7 %, горячую воду и электроэнергию — на 21,7%, отопление центральное — на 17,5 %, газ, транспортируемый по распределительным сетям, — на 11,7%, вывоз мусора — на 10,3 %. Цены на услуги связи выросли на 16,8 %, парикмахерских и заведений личного обслуживания — на 13,1 %, услуги здравоохранения — на 12 %, услуги технического обслуживания и ремонта автомобилей — на 11,6 %, услуги общественного питания и аренда жилья — на 9,6%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом стал дороже на 24,5 %, а городским автобусом — на 11,8 %. Табачные изделия за год потяжелели в цене на 15,8 %, фармацевтическая продукция — на 10,5 %, одежда и обувь­ — на 10,4 %, стройматериалы — на 5,9 %.

В ноябре прошлого года относительно соответствующего месяца 2023 года выросло в цене и большинство продуктов питания. По данным Бюро национальной статистики, цены на картофель выросли на 28,2 %, огурцы и помидоры — на 25,9 и 25,5 % соответственно, репчатый лук — на 15,5%, кондитерские изделия — на 12,5 %, фруктовые и овощные соки — на 10,2%.

В региональном разрезе в ноябре 2024 года в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский, сложился в 10 регионах, из них наибольший — в Астане (10,3%), Мангистауской и Северо-Казахстанской областях (по 9,4%).

Согласно данным, озвученным директором по работе с розничными сетями компании NielsenQ Kazakhstan Лейлой Мусатаевой на прошедшей осенью конференции Central Asia Warehouse Summit, высокий уровень инфляции вынуждает казахстанцев оставаться в режиме экономии. Меры по снижению расходов в I квартале 2024 года приняли 73 % казахстанцев, во II квартале — 63%. Рост цен на товары повседневного спроса наряду с долгами и кредитами остается основной причиной для беспокойства населения.

В условиях высокой инфляции покупатели стремятся экономить и переключаются на акционные товары — 44,3 % товаров в Казахстане продается со скидками. 45% потребителей еще в 2023 году перешли на другие бренды: как из желания попробовать что-то новое, так и из соображений экономии. Потребитель становится более избирательным, и в этом заключается вызов для бизнеса. Важной частью потребительской корзины становятся собственные торговые марки. В Казахстане на их долю пока приходится всего 1 % продаж (в мире — 33,5 %), но в непродовольственном сегменте — уже 20 %. За год рост продаж местных марок составил 34%, и покупатели все чаще рассматривают их как качественную и выгодную альтернативу известным брендам.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте