В Китае начался бум курсов для операторов дронов
Новая бизнес-ниша возникла в рамках экономики малых высот — отрасли, которая бурно развивается во всем мире

Китайские студенты разных специальностей массово стремятся получить сертификат пилота дронов, пишет агентство Синьхуа. Навык позволит им повысить свою конкурентоспособность в условиях стремительного роста так называемой экономики малых высот.
По состоянию на конец 2024 года в Китае насчитывалось 2,2 млн единиц зарегистрированных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в то время как лицензированных пилотов было около 247 тыс. человек. А по правилам, вступившим в силу с января 2024 года, в Китае для эксплуатации малых, средних и крупных БПЛА необходимо получить соответствующие лицензии. «Такие требования открывают огромные возможности для развития услуг по подготовке пилотов БПЛА», — констатируют в агентстве.
К началу августа 2025 года в Китае было зарегистрировано 3579 учебных организаций по подготовке пилотов БПЛА, тогда как в конце 2024 года их было только 1343. Плюс 523 высших профессиональных училища и 31 университет, предлагающие специальности, связанные с технологиями применения дронов.
Беспилотники составляют основу экономики малых высот — а эта отрасль уже ждет своего включения в перечень стратегических для Китая. В материале приводятся говорящие цифры: в 2025 году объём сектора оценивался в 1,5 трлн юаней ($210 млрд), а к 2035 году может вырасти более чем вдвое — до 3,5 трлн юаней ($490 млрд).
Развитие дрон-индустрии идёт быстрыми темпами и в других странах. В США рынок сельскохозяйственных беспилотников в 2024 году оценивался более чем в $500 млн, с ожидаемым ростом на 23% в год. А общий глобальный рынок дронов (включая коммерческие сегменты), по данным Grand View Research, вырастет с $73 млрд в 2024-м до $164 млрд к 2030 году со среднегодовым темпом роста 14,3%.
Европейские страны делают ставку на логистику и инспекцию инфраструктуры: в Германии и Франции беспилотники активно тестируются в доставке посылок и мониторинге железных дорог. В Японии дроны заняли нишу в агросекторе: уже свыше 20% пахотных земель обрабатывается с их помощью — от внесения удобрений до защиты растений.
В самом Китае дроны заменяют «человека-паука» при очистке стеклянных наружных стен высотных зданий и фотоэлектрических панелей гелиостанций, избавляя людей от небезопасной работы. «В Шэньчжэне беспилотник участвует в экстренной доставке препаратов для спасения пациентов, находящихся в критическом состоянии», — приводит пример автор материала на сайте Синьхуа.
Что касается Казахстана, то здесь уже есть утвержденная Концепция развития гражданской беспилотной авиации на 2025–2031 годы. По состоянию на июнь 2025 года стране зарегистрировано более 1450 дронов, выдано около 900 сертификатов операторам, сформировано 5 учебных центров, где готовят операторов беспилотников. И, если верить концепции, к 2030 году 80% колледжей и вузов обучать основам беспилотной авиации.
Пример Китая и других стран показывает — экономика малых высот становится новым драйвером для самых разных отраслей: не только логистики и сельского хозяйства, но и для образования.