Уйдет ли Питер Фостер из Air Astana?

Президент авиакомпании в интервью Forbes Kazakhstan открыто ответил на вопросы о падении стоимости акций, расширении парка воздушных судов и своих планах на ближайшее будущее

Питер Фостер на фоне надписи Air AStana
Питер Фостер
Фото: архив пресс-службы

Какие предпосылки есть для роста акций Air Astana? Куда авиакомпания в ближайшие два-три года запустит новые рейсы? Собирается ли британский акционер BAE Systems снижать свою долю в капитале группы? На эти и другие вопросы корреспондента Forbes Kazakhstan ответил главный исполнительный директор Air Astana Питер Фостер. Также во время беседы он поделился своими планами на будущее.

Когда Air Astana в конце марта объявила, что не собирается выплачивать дивиденды за 2024 год, многие розничные инвесторы были разочарованы, особенно те, кто купил бумаги авиакомпании во время IPO. Это решение, вероятно, потом негативно отразилось на стоимости самих акций Air Astana. А некоторые эксперты до сих пор уверены, что они изначально были переоценены. Согласны ли вы с таким мнением? И в целом хотелось бы знать о перспективах вашей дивидендной истории. 

— Еще в проспекте IPO мы сразу указали, что не будем выплачивать дивиденды по результатам 2024 года, поскольку это тот год, когда проводилось само IPO. Но долгосрочная политика компании нацелена на то, чтобы в дальнейшем выплачивать дивиденды до 20% с чистой прибыли.

Сегодня авиакомпания показывает хорошие результаты, и вы сами можете это видеть из нашей отчетности за первое полугодие. Показатель EBITDAR даже после всех корректировок, которые были сделаны после первичного размещения, вырос почти на 10% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что цена на акцию в настоящий момент не отражает реальных показателей компании. Мы считаем, что она должна быть даже выше, чем на момент IPO, и надеемся, что так и произойдет.

Однако на Лондонской фондовой бирже объемы торгов акциями Air Astana снижаются, спрос на них падает. Если дело и дальше так пойдет, есть ли вероятность, что авиакомпания может провести делистинг с LSE, как это сделал, например, Kaspi? 

— Скажем так: Kaspi сделал делистинг в Лондоне, но затем провел релистинг в Нью-Йорке. Мы не видим для себя такой ценности. Мы не финтехкомпания. Другими словами, то, что подходит финтеху, не подходит авиационному бизнесу. И вопрос для нас стоит не столько в том, на какой бирже торговаться, а в достаточной ликвидности.

К тому же в нашем случае это не низкий спрос, а скорее, низкое предложение. После IPO, как вы упомянули, цена упала, поэтому инвесторы не хотят сейчас продавать акции ниже, чем они приобрели. Соответственно, кто-то ждет дальнейшего роста, а кто-то изначально покупал наши бумаги на долгосрочную перспективу. Из-за этого объем торгов замедлился.

В конце мая из состава совета директоров вышел представитель BAE Systems Майлз Сент-Джон Уэсткотт. Не означает ли это, что британский акционер планирует дальше снижать свою долю в капитале Air Astana?

— Нет, это между собой не связано. Как вы знаете, доля BAE Systems после IPO уменьшилась с 41 до 17%. Поэтому было решено, что количество директоров в составе СД, представляющего интересы британского акционера, также снизится. То есть вместо двух представителей BAE Systems в совете директоров останется один.

Вместе с тем должность предыдущего члена СД была успешно заменена независимым директором, что делает еще более сильной нашу позицию по корпоративному управлению. Сейчас в совете директоров компании пять независимых директоров из девяти имеющихся.

То есть вы отрицаете, что доля BAE Systems в перспективе может снизиться?

— Я не отрицаю и не подтверждаю это, потому что не вправе выражать позицию акционера.

Во время подведения итогов деятельности группы Air Astana за первое полугодие вы упомянули о продолжающихся проблемах с двигателями Pratt & Whitney и их влиянии на показатели компании. Хотелось бы знать, какую компенсацию Pratt & Whitney платит вам за простой одного двигателя.

— По условиям соглашения, как и многие другие авиакомпании, мы не можем раскрыть эту информацию.

Еще в апреле Air Astana подписала меморандум с крупнейшей итальянской авиакомпанией Neos SpA о стратегическом партнерстве. Тогда говорилось, что стороны рассматривают создание совместного предприятия для авиамаршрутов между Италией и Казахстаном. На какой стадии этот проект?

— Для того чтобы авиакомпании могли работать в рамках соглашения по код-шерингу, необходимо обеспечить совместимость систем бронирования и ценообразования. В настоящий момент Neos SpA как раз обновляет свою систему. В следующем году мы планируем запустить рейсы в Неаполь и Милан под кодами Air Astana на воздушных суднах Neos.

Также сообщалось, что авиакомпания заключила в 2022 году договор с лизинговой компанией Air Lease Corporation о поставке в операционный лизинг трех новых широкофюзеляжных самолетов Boeing 787-9 Dreamliner для полетов в США. Однако пока было объявлено только о поставке одного судна. Планы поменялись?

— Нет, планы не поменялись, а просто немного сдвинулись. Это связано с тем, что у компании Boeing сейчас проблемы с производством самолетов. Раньше мы планировали получить два воздушных судна в 2025 году и одно в 2026-м. Теперь из-за задержек получим один самолет к концу 2025 года, а второй и третий ориентировочно в конце 2026-го — начале 2027 года.

Есть ли уже договорённости с американской стороной об открытии прямых рейсов из Казахстана?

— Решения принимаются соответствующими авиационными властями США и Казахстана, мы в этом напрямую не участвуем. Но мы знаем, что работа в данном направлении сейчас ведется.

С какой частотой будут осуществляться полеты в США из Казахстана?

— Мне кажется, пока рано давать такую детализацию, но когда это будет известно, мы вам обязательно сообщим. Тут многое зависит от поставки самолетов. Но в любом случае это произойдет только после запуска прямых рейсов в Токио, которые начнутся в марте 2026 года.

Какие еще новые международные направления Air Astana планирует открыть в ближайшие два года?

— До конца 2024-го и в 2025 году мы планируем запустить прямые рейсы во Вьетнам, Малайзию и Сингапур. Также со следующего года собираемся сделать прямой рейс из Алматы в Лондон без дозаправки в Актау. Сейчас по этому маршруту летает Airbus A321LR, на который технически можно устанавливать дополнительные топливные баки, чтобы он мог перелетать напрямую в столицу Великобритании.

У меня к вам остается еще один вопрос, который продолжает волновать многих инвесторов, особенно после IPO: не собирается ли Питер Фостер покинуть компанию Air Astana? 

— Спасибо, что ваш последний вопрос был именно таким (смеется). И позвольте мне вам абсолютно четко и ясно на него ответить: нет, я остаюсь! Очень надеюсь на то, что вы это опубликуете.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте